Президенту Российской Федерации В.В. Путину,
Премьер-министру Российской Федерации Д.А. Медведеву,
Министру образования РФ Д.В. Ливанову,
Членам совета Безопасности РФ,
Деятелям культуры,
Учителям-словесникам
Уважаемые соотечественники!
В истории и системе российского образования произошли события, смысл и значение которых можно квалифицировать как реальную угрозу национальной безопасности. Из программы общего полного среднего образования по русскому языку и литературе почти полностью исключены имена и произведения русских классиков, составляющих основу нашей духовности, основу всей русской и советской культуры и цивилизации.
Список этих имен не только для интеллигенции России, воспитанной в духе признания и любви к русской классике, но и для всего просвещенного народа российского, чудовищен. Вслушайтесь в эти имена: Крылов, Радищев, Жуковский, Грибоедов, Гоголь, поэты Пушкинской плеяды: Кольцов, Никитин, А.К. Толстой, Майков, Лесков, Шмелев, советские классики: Белов, Симонов, Исаковский, Рубцов.
Из программы выпали хрестоматийные произведения А.С. Пушкина: «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтова: «Родина», «Нет, я не Байрон»….
Очевидно, что авторами и идеологами новой системы гуманитарного образования избран изощренный метод уничтожения не просто принципов национального образования, но удушения самого русского духа нашей культуры. Пушкинское: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», лермонтовское: «Но я люблю, за что не знаю сам, ее степей холодное молчание», гоголевская «Шинель» и многое другое – не пустой звук, а корневая основа воспитания нашего народа на протяжении нескольких веков.
С именами «провинившихся», по мнению либералов, русских классиков связано как создание неповторимого народно-поэтического языка, так и образа самого Человека – с его трепетной душой, как у толстовского Платона Каратаева. Всемирной отзывчивостью, как у князя Мышкина Достоевского. Женской чистотой и верностью, как у пушкинской Татьяны Лариной. Неприятием коррупции, как во всем «Ревизоре» у Гоголя. Беззаветным советским патриотизмом, как у Симонова в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и многое другое.
По-видимому, именно этот ярко выраженный национальный и острый социальный смысл нашей литературы и претит нынешнему Министерству образования, решившемуся на окончательное удушение русского просвещения. Так осуществляется преступный замысел «изменения менталитета через школу», то есть геноцид народа посредством образовательных реформ.
Ведь именно на этой литературе в России и в Советском Союзе воспитывались поколения людей, образующих, по выражению А.Даллеса, «самый непокорный народ на земле». Да, непокорный, непокоренный, спасавший Шипку и Плевну, Прагу и Варшаву, выстоявший в блокаду Ленинграда и отстоявший Сталинград.
А с каким народом устремится современная Россия в будущее? С каким умственным и нравственным багажом придут сегодня молодые люди в Российскую Армию, школы, медицинские учреждения, космические центры, дипломатические миссии?
Отношение к русскому языку и русской классике – это, в том числе и отношение к русскому народу. Не случайно выпускники чувашских ВУЗов вместе с дипломами получают на память одну из самых современных книг нашего времени – книгу чувашского просветителя Ивана Яковлева «Духовное завещание чувашскому народу» («Халал»), написанную еще в 1921 году: «чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли…. Народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горести и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания… Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам Матерью».
Идеологам и исполнителям «нового образования» следовало бы самим приобщиться и растиражировать этот документ, добавив его к учебной программе, а не укорачивать её до преступного минимума. А может быть чиновников от образования смущает именно это ярко выраженное национальное обстоятельство, которое так пронзительно высказано у Константина Симонова в стихотворении 1941 года: «что русская мать нас на свет родила, что в бой, провожая нас, русская женщина три раза по-русски меня обняла»? Уж слишком очевидно проявлен антирусский след в обращении чиновников с материалом классики.
Русская литература всегда изучалась в неразрывной связи с нашей историей. Взаимопроникая, они дополняли и уточняли друг друга. Таким образом, посягая на русскую литературу, Министерство образования в очередной раз искажает отечественную историю. Из образовательного процесса выпала и великая воспитательная русская критика, без которой невозможно формирование полноценного гуманитарного сознания учащегося.
«Тесня русскую классику, – говорил выдающийся ученый-филолог, член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов, – мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его будущего».
«Придет ли времечко, – приди, приди желанное! Когда народ не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет», – мечтал когда-то Некрасов. Сегодня мы переживаем самый позорный этап, когда с книжного базара несут и насильственно внедряют в программное обучение не просто случайные книги, но часто и произведения, пронизанные антипатриотизмом и русофобией.
Мы решительно требуем оградить русскую школу от таких экспериментов, от духовной резервации. Мы можем только приветствовать основные положения программы Президента РФ о патриотическом воспитании граждан России. Мы поддерживаем идею ста приоритетных книг и ста фильмов для нашей молодежи, выдвинутую также Президентом страны. Но мы никогда не согласимся, чтобы одновременно с этими инициативами наших детей в школе делали в буквальном смысле Иванами, не помнящими родства. Кроме родства кровного, у детей есть духовная родословная – это наша великая русская классическая литература.
Мы обращаемся к творческой и научной интеллигенции всей России, ко всему русскому народу, к братским народам Российской Федерации с солидарной просьбой и призывом – защитить наше главное общее богатство – Русское Слово.
Мы должны остаться верными клятве военных лет Анны Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь…»
Мы обязаны продолжить миссию нашего национального гения А.С. Пушкина: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. И назовет меня всяк сущий в ней язык – и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык».
Руки прочь от наших святынь: великого, могучего Русского Языка и Русской Литературы!
Г.А. Зюганов,
Председатель ЦК КПРФ,
руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе.
В.С. Никитин,
Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками,
Председатель Координационного Совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад».
О.Н. Смолин,
первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию.
Л.Г. Баранова-Гонченко,
сопредседатель Союза писателей России.
С.Н. Есин,
писатель, профессор Литературного института имени Горького.
В.Н. Крупин,
писатель, сопредседатель Союза писателей России.
.николай полотнянко
Чтобы русскому стать русским, ему надо понять, что в наши дни Россия расколота на две части: российскую-прозападную и собственно русскую. Этот раскол гораздо глубже и непримиримее, чем может показаться с первого взгляда. Коренному русскому мировоззрению на основополагающие духовные ценности противостоит усвоенная многими россиянами либерально – колонизаторская идеология Запада. По понятиям наших западников справедливость есть не более чем суеверие, от которого русским надо избавиться, что быть допущенным в круг цивилизованных народов «золотого миллиарда».
Однако совершить «ампутацию» справедливости у приговорённого Западом к исчезновению русского народа невозможно, пока у него есть Пушкин, Толстой, Достоевский… и весь ряд писателей пушкинской школы до Валентина Распутина. Пушкин действительно, как бы ни хотелось кое-кому уничтожить русского гения, наше ВСЁ, потому что его духовное влияние простирается до последних пределов существования русского народа. Бог – там, где совесть. В наши окаянные дни русской совестью был и остаётся Пушкин. И пока наш гений с нами, с нами и Бог – Правда.
А. Перепелятников
В 203 году в мою грешную голову явились ряд изречений о нашей российской действительности. Вот одна из них. (“Армянскому радио задали вопрос: когдатзакончится реформа образования в России? Мудрые армяне не долго думали и ответили: “Когда будет покончено с грамотностью в России”) Похоже наши власти очень стремятся к этому. Член союза русских писателей Ульяновской области А. Перепелятников
Ю.Ровенский
Ничему изложенному в открытом письме уже не удивляюсь. Дебилизация и оглупление нашего народа, в особенности молодёжи, продолжается. Теперь ( опять судя по письму) на новом уровне. Первым за оболванивание в современной России взялось телевидение и успешно продолжает это. Вспоминаю как несколько лет назад одному из первых лиц страны было рассказано какие передачи идут по телеканалам ( похабщина, насилие,кровавые сцены, убийства и тому подобное) и предложено что-то предпринять, чтобы прекратить эту вакханалию, то это лицо ответило, ну не смотрите эти передачи, переключайтесь на другие. Я , мягко выражаясь, был поражён таким ответом на этот крик души. Теперь добрались до литературы. Наступление на молодые умы теперь идёт по двум фронтам : телевидение “вдалбливает” молодёжи всякую непотребность, а настоящую русскую литературу исключают из программ. Так, что так называемая “реформа образования” в России продолжается. Как её остановить? Не знаю…
критик В. Бондаренко:
«Можно сказать, что самой серьёзной проблемой современной патриотической литературы является и отсутствие поддержки власти. Помните, как Екатерина насильно заставляла крестьян сажать картошку, они не хотели сажать, бунтовали, бывали биты за это батогами и плетьми. Но теперь без картошки нельзя представить русского крестьянина. Так вот точно так же власть обязана насаждать национальную русскую культуру… Президент Путин почувствовал, что либеральные писатели, все эти Акунины, Быковы – на оппозиционных тусовках, они все против него, а ему нечем защититься. У власти нет своей культуры, своей литературы. Конечно, пусть развиваются все направления, вплоть до порнухи, но на литературу, которая пропагандирует здоровые традиционные национальные ценности, государство должно выделять деньги. Вы думаете, в Америке не выделяют деньги на культуру? Выделяют бешеные деньги, но на необходимое государству, а не на разрушающее его искусство. Обеспечивают Голливуд, создающий культ «американской мечты». А есть отдельные троцкистские киностудии, фашистские киностудии; Америка – страна свободная. Но государство выделяет деньги на то, что необходимо государству. Если нашему государству не нужна патриотика, а сами патриоты тоже не могут соорганизоваться, то патриотический литературный процесс в России в состоянии хаоса. Авторы творят поодиночке, без поддержки, прорываются к читателю своими силами».