Лубочные картинки Ивана Сивопляса, научного сотрудника Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», можно увидеть на выставке в музее «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева».
Попытки «препарировать» Ивана Сивопляса, разделяя его на архивариуса, краеведа, автора публикаций из истории Симбирска и Симбирской губернии и самодеятельного художника, вряд ли будут успешны. Он един в этих своих «ипостасях», и одно у него логично вытекает из другого.
Впрочем, первичной у Ивана Эдуардовича все же была любовь к истории. От нее все и пошло. Выпускник Московского историко-архивного института, Сивопляс несколько лет работал в областном архиве Ульяновской области. «Выуживая» в море документов самые забавные и занимательные случаи из жизни тех, кто в историю «вляпался», он брался за перо. Благодаря чему в местных печатных изданиях появился не один десяток его очерков. А поскольку в редакциях требовали иллюстрации к материалам, пришлось окунуть перо еще и в тушь, чтобы выразить суть визуально черным по белому. И уже почитатели дарования Ивана Сивопляса, коих предостаточно, не представляют себе его ироничных текстов без авторских картинок, стилизованных под лубок со смешными надписями.
Почему он выбрал именно эту форму художественного выражения, Иван объясняет с большой долей самокритики: «Потому что не умею хорошо рисовать!». Ну, насколько хороши или плохи его картинки, судить не ему. Вот, к примеру, мнение известного московского карикатуриста Алексея Меринова. Он, увидев работы нашего героя, воскликнул: «Не оскудела еще земля русская талантами!»
Помимо лубка, в графических работах Сивопляса ощущаются другие влияния.
– Безусловно, – признается он, – я вдохновлялся творчеством Пиросмани. И меня в одной из первых публикаций обо мне даже обозвали «русским Пиросмани».
Все это, вместе взятое, и создает самобытный стиль Ивана – лаконичный, наивный по форме выражения и полный иронии и самоиронии к изображаемому, нередко абсурдному, сюжету. Это что-то вроде черно-белого немого кино.
На картинках живут презанятные персонажи, и не только из прошлого. Российские императоры и крестьяне, колдуны и искатели сокровищ, красноармейцы и буржуи соседствуют с теми, о ком мы ломаем копья сегодня, например, солдат Василий Кочетков или Колобок.
– То есть, – уточняет Иван, – история, она продолжается. То, что сейчас имеет для нас актуальность, скоро уйдет в прошлое, и не исключено, что повторится. Взять ситуацию с гриппом. В 1889 году в России была первая его эпидемия, и все, в том числе в Симбирске, про него говорили, ужасались. Ну, совсем так же, как мы не так давно бурно обсуждали «птичий» или «свиной» грипп.
Историю, считает автор, обязательно нужно преподносить в занятной форме, так, чтобы она вызывал интерес. Поэтому он и обращает внимание на забавные происшествия, анекдотические случаи. В них нередко заключена квинтэссенция того или иного исторического периода. И картинки весьма и весьма способствуют появлению желания прочесть текст.
Калининский
Картинки и рисунки действительно мастера .Ставлю Ивана Сивопляса в ряд с таким профессионалом как Евгений Ведерников из журнала Крокодил.