Елена Ищенко
Если раньше сумма премии имени Аркадия Пластова не превышала 10 млн рублей, то теперь она выросла до 25 млн рублей.
В галерее искусств Зураба Церетели открывается масштабная выставка «Плащаница Вселенной» художника-реалиста Аркадия Пластова, воспевшего жизнь советского крестьянства. «Труд» рассказывает, за что современные художники могут получить самую большую в мире премию.

Параллельно с Москвой выставка Аркадия Пластова открывается и в Лондоне, в аукционном доме MacDougall’s. Обе — чтобы отметить 120-летие со дня рождения художника и поддержать премию, которая носит его имя. Премию Пластова, учрежденную правительством Ульяновской области, где родился и жил художник, выдают уже два года, но широко заговорили о ней только сейчас. Причина — в деньгах: если раньше призовой фонд не превышал 10 млн рублей, то теперь он вырос до 500 тысяч фунтов (около 25 млн рублей).

В итоге заштатная российская премия стала самой дорогой в сфере искусства. К примеру, фонд частной российской премии Кандинского составляет всего 50 тысяч евро. Британская Turner Prize, самая престижная на данный момент премия в области современного искусства, дает победителю 40 тысяч фунтов. Американская Hugo Boss Prize — 100 тысяч долларов. Большая часть фонда премии Пластова — это спонсорские пожертвования, но учредители пока не хотят выдавать имена меценатов. Возможно, не обошлось без семьи Макдугалл, ведь именно их аукционный дом стал так широко продвигать премию и организовал выставку Пластова в Лондоне. Тем более, дом MacDougall’s специализируется на продаже русской реалистической живописи.

Огромная призовая сумма стала поводом к тому, чтобы расширить и географию премии — из российской она превратилась в международную. Министр культуры Владимир Мединский даже высказал пожелание, чтобы премия Пластова стала «эквивалентом Нобелевской в сфере искусства».

Правда, разбогатеть смогут только художники-реалисты. А чтобы освежить в памяти, как должен выглядеть добротный и здоровый реализм, претенденты могут заглянуть на выставку Аркадия Пластова в Лондоне или Москве. Или найти в библиотеке учебник «Родной речи», где его картины можно найти почти на каждой странице. «Певец советского крестьянства» живописал обнаженных трактористок на купании («Трактористки», 1943-1944), сельские сходки («Выборы комитета бедноты», 1940), отдыхающих на поле работников («Лето», 1940), позже — мужественных и красивых крестьян перед лицом невидимой фашистской угрозы («К партизанам», 1942) и ужасы войны (самое знаменитое полотно — «Фашист пролетел», 1942).

Но все дело в том, что работы Пластова современными уже не назовешь: они были хороши для отображения своего времени, как поэтическая ветвь масштабного и официозного течения под названием «соцреализм». Сегодня реализм в традиционном понимании слова превратился (нравится это кому-то или нет) в маргинальное течение. Популяризировать такой жанр сейчас, чем и собираются заниматься организаторы премии, — все равно что плодить эпигонов и подражателей.