Завтра, 6 февраля, 60-летний юбилей отмечает заслуженный тренер России по греко-римской борьбе Геннадий НЕПОМНЯЩИЙ. За более чем 30-летнюю тренерскую карьеру он воспитал 28 мастеров спорта и 3 мастеров спорта международного класса. По признанию самого Геннадия Николаевича, ему трех жаловаться на жизнь!
– Геннадий Николаевич, как так получилось, что вы решили посвятить себя борьбе?
– Я родился и вырос на Тутях и с самого детства любил активный образ жизни. Зимой любил гонять на лыжах и коньках, летом, как и все, играл в футбол. Когда мне исполнилось десять лет, записался в секцию плавания танкового училища. А где-то через пару лет ушел в борьбу, с которой меня познакомил Игорь Хамзин. Секция располагалась на Тутях, а моим первым тренером стал Анатолий Иванович Винник.
– Наверное, самым значимым моментом в вашей карьере стал 1974 год, когда вам удалось выиграть чемпионат РСФСР. Не так ли?
– Наверное. Как сейчас помню, было это в Ростове, где я выиграл шесть схваток и отобрался в сборную РСФСР для участия в Кубке СССР. Запомнился мне этот чемпионат еще и тем, что победил я его, будучи кандидатом в мастера спорта. А выполнение норматива мастера спорта стало для меня действительно знаковым событием. К слову, лучшим тогда стал и Виталий Константинов. Он был старше на четыре года и во многом служил примером для меня.
– Можете сравнить уровень чемпионата РСФСР и России.
– Думаю, уровень нынешнего чемпионата России повыше будет. Все-таки в союзные времена РСФСР это был республиканский уровень, тогда как сейчас на ” России” выступают спортсмены чуть ли не всех национальностей нашей необъятной страны.
– В 1978году, когда вам было всего 25 лет, вы решили завершить карьеру. Почему так рано?
– Нужно было думать о перспективе. Я заочно поступил в пединститут и устроился в ДЮСШ-4 к Владимиру Козловскому тренером. Уже потом я работал в секции приборостроительного завода, после чего перешел в “Центр спортивной подготовки” и “Динамо”. С 2000 по 2007 годы работал старшим тренером сборной Ульяновской области.
– За годы вашей тренерской работы вы работали со многими борцами. Какое качество в своих учениках вы цените больше всего?
– Характер. Спортсмен может обладать самой потрясающей техникой, но без характера он не добьется ничего. На борцовский ковер он выходит один на один со своим соперником. Тренер остается в стороне и только ему одному принимать решения. Без сильного характера таких решений не добиться.
– Вы воспитали трех мастеров спорта международного класса. Акопа Мазаяна, Георгия Попхадзе, Алексея Чугунова. Можно сказать, что это были ваши самые любимые ученики или же были еще талантливей, но которые по каким-либо причинам не смогли раскрыть свой потенциал?
– Если судить по результатам, то да – Мазаян, Попхадзе и Чугунов стали лучшими моими учениками. Но я считаю, что среди моих воспитанников были и более одаренные. Тот же Вадим Константинов не раскрыл и половины своего потенциала. Вот у кого был настоящий характер. Он добился больших успехов по юношам и молодежи, но больших высот ему, увы, достичь не удалось. А все из-за того, что у него были проблемы с дисциплиной. Из жизни он ушел совсем молодым несколько лет назад. В этом году ему исполнилось бы всего 32 года…
– Очень важным аспектом в борьбе является судейство. Не такли?
– Сегодня 70 % успеха зависит от решения судей. Понимаете, на самом высоком уровне мастерство борцов приблизительно одинакового уровня. Но если раньше боролись три периода по три минуты, то сейчас это время сократили вдвое. Ну что можно показать на ковре за столь короткий промежуток времени? Впрочем, в ближайшее время, возможно, произойдут перемены в правилах, которые пойдут на пользу греко-римской борьбе. Вполне возможно, что эти новшества мы увидим уже в мае на чемпионате Европы в Грузии.
– Для вас стало неожиданностью слабое выступление на Олимпиаде в Лондоне нашего тяжеловеса Хасана Бароева?
– Ничуть. Конкуренция в борьбе выросла, а Бароев, видимо, несколько снизил нагрузки. Да и тяжело на протяжении длительного времени всегда находиться в боевой форме.
Нервы постепенно сдают, поэтому он был не готов стать призером и уж тем более олимпийским чемпионом. Другой наш прославленный борец Алексей Мишин и вовсе не пробился в национальную олимпийскую команду. Вместо него тренерский штаб нашей команды взял в Лондон Алана Хугаева, который победил на чемпионате России Мишина, хотя чемпионат России проходил в родном для Мишина Саранске. Несмотря на эту неудачу, Мишин не завершил карьеру. В этом году ему стукнет 35 лет и вот недавно он выиграл международный турнир Поддубного. Справедливости ради нужно заметить, что Хугаев был освобожден от этих соревнований.
– Насколько я понимаю, сейчас ульяновская борьба переживает не лучшие свои времена?
– Это действительно так. Если
раньше наши борцы показывали результат от школьников до взрослых, то сейчас этого нет. Причин такого положения дел несколько и главная из них – финансовая. Чтобы спортсмену, и в частности, борцу расти, ему необходимо выезжать на сборы вместе с национальной командой. А для этого нужны деньги – не менее полутора тысяч рублей в день на человека. А еще нужно тратиться на массажистов, баню. Хорошо, когда на спортсменов приходит вызов из Министерства спорта, тогда регионы оплачивают только проезд. Но такие вызовы приходят только на призеров чемпионата России. А если у нас нет призеров? Что тогда? Областной бюджет готов выделять средства, но только на тех спортсменов, которые дают результат. А его нет и не будет при таком финансировании. Вот такой замкнутый круг получается. Другой аспект – какая перспектива у молодых спортсменов? Да, для тренера он, может, и перспективный, а для отца? Парню – 20 лет, а отец должен его обувать, кормить, командировать. Не каждая семья пойдет на такое в наше непростое время. В союзные времена сборы оплачивались, спортсменам выдавались талоны на питание. Все было гораздо проще.
– То есть на следующей Олимпиаде мы вряд ли увидим ульяновских борцов греко-римского стиля?
– Это практически исключено. Должно случиться чудо, чтобы такое произошло. Для участия в Олимпиаде необходимо пройти, как минимум, два олимпийских цикла в составе сборной России. А берут в национальную команду борцов не старше 23 лет, которые смогли выступить, как минимум ,на двух Олимпиадах. У нас таких борцов нет, хотя талантливая молодежь есть. Это и Женя Калялин, и Туран Алахяров. Тот же Леша Чугунов продолжает свою карьеру.
– 60 лет – это уже такой возраст, когда можно подводить некоторые жизненные итоги.
– Я могу сказать однозначно, у меня жизнь удалась! У меня есть все. И любимая жена, с которой мы прожили душа в душу более 30 лет, и обожаемые мной дочка и внучка. Есть у меня и настоящие друзья. Да и на работу мне грех жаловаться-это моя удача в жизни! Мне удалось стать тренером не на бумаге. Есть, конечно, у меня и свои минусы. Но у кого их нет? А не спотыкается в жизни только тот, кто ничего не делает.
-Есть какая- то мечта по жизни?
– Мечта должна быть всегда, иначе может потеряться смысл самой жизни. Лично я надеюсь, что еще не сказал своего последнего слова на тренерском поприще. Стать участником Олимпиады – мечта несбыточная, но вот ее зрителем стану обязательно. Я уже в том возрасте, когда могу себе это позволить. Думаю, через три года съезжу в Рио-де-Жанейро.
Максим СКВОРЦОВ