МИХАИЛ БЕЛЫЙ
С помощью видеокамер начали штрафовать машины экстренной медицинской помощи.
В Ульяновске главврачи сразу нескольких медучреждений вчера пожаловались на то, что в поликлиники и больницы стали в массовом порядке приходить письма с требованием заплатить штрафы за нарушения Правил дорожного движения, допущенные автомобилями «скорой помощи» и зафиксированные видеокамерами. Медики возражают, что спецавтомобили вынуждены превышать скорость, торопясь к больному или доставляя людей в больницу. В ГИБДД предлагают обжаловать каждое из нарушений, предоставляя по нему пакет документов. Как выяснили «НИ», с подобной проблемой автомобили экстренных служб столкнулись по всей стране. Безнаказанно ездить под камерами могут только машины высокопоставленных чиновников.

В Ульяновске проблему штрафов, начисленных по показаниям видеокамер на автомобили «скорой помощи», на заседании городского парламента поднял главный врач городской поликлиники №5 Владимир Леванов. Он пояснил, что выступает за наведение порядка на дорогах, однако категорически против того, «чтобы ситуация доводилась до абсурда». Так, по его словам, автомобиль экстренной службы, который перевозит человека с сердечным приступом, не должен тащиться на скорости 40 километров в час. «Мы просто можем потерять больного», – пояснил врач.

Коллеги г-на Леванова поддержали: с появлением систем автоматической фиксации нарушений ПДД «скорая помощь» стала едва ли не самым злостным нарушителем. «Вопрос касается не только «скорой», но также и машин неотложной медицинской помощи, которые закреплены за городскими поликлиниками. На сегодняшний день эти автомобили не оснащены проблесковыми маячками, однако они используются также для оказания медицинской помощи людям: например, на них выезжают педиатры к детям, у которых поднялась высокая температура. Такие машины созданы для более оперативного обслуживания больных в случаях, когда речь идет не о легкой простуде», – пояснил в беседе с «НИ» главный врач ульяновской детской городской больницы №3 Рашид Абдуллов. По его словам, имеет смысл занести регистрационные знаки автомобилей «скорой помощи», а также «неотложки» в отдельную базу, с помощью которой система видеофиксации будет «фильтровать» номера: «Это же неправильно, что по каждому факту превышения скорости машиной экстренной службы приходится писать кучу бумаг».

В региональном управлении ГИБДД претензии медиков не принимают, а создание специальной базы номеров экстренных служб считают незаконным. «Установленные на дорогах видеокамеры не различают, какая машина перед ней, обработка всех поступающих данных происходит в автоматическом режиме», – заявила «НИ» руководитель Центра фиксации нарушений Правил дорожного движения областного управления ГИБДД Светлана Яшнова. По ее словам, существует порядок обжалования, которым могут воспользоваться руководители медучреждений: «Если «скорая» выполняла служебное задание, передвигалась со включенным проблесковым маячком и звуковым сигналом, то после получения соответствующего подтверждения постановление по делу об административном правонарушении будет отменено».

С проблемой опротестования штрафов, наложенных на автомобили экстренных служб, столкнулись по всей стране, подтвердил «НИ» заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин: «Мы не дифференцируем чьи-либо номера, в том числе и экстренных служб. И камере абсолютно все равно, чью машину она зафиксировала, – бизнесмена, депутата или губернатора». Г-н Кузин также предложил администрации службы «скорой помощи» «писать соответствующие бумаги в ГИБДД для разбора каждого конкретного случая нарушения».

Однако эксперты призывают вывести автомобили экстренных служб из-под действия штрафов, налагаемых видеокамерами. «Необходимо исходить из того, что «скорая помощь» всегда едет по служебной необходимости», – заявил «НИ» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Система видеофиксации нарушений скоростного режима задумывалась для того, чтобы исключить «человеческий фактор» при привлечении к ответственности, но она отразилась на социальных и экстренных службах, констатирует в беседе с «НИ» юрист межрегиональной правозащитной организации «Агора» Алексей Глухов: «После множества скандалов с использованием карет «скорой помощи» в качестве быстрого такси исключать их из списка потенциальных нарушителей нельзя. Но если приложить справку о вызове и совершенных действиях – суду этого будет достаточно, чтобы прекратить производство по административному делу».

Медикам не следует возмущаться, поскольку речь идет о требовании соблюдения закона, сказал «НИ» первый заместитель председателя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, руководитель общественной организации по защите прав автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: «По каждому случаю нарушения ПДД водителем автомобиля «скорой помощи» или какой-либо другой экстренной службы необходимо проводить элементарную проверку. Если машина в момент нарушения действительно спешила на вызов, то нет вопросов – штраф будет отменен. Но может быть, водитель спешил без какой-либо служебной необходимости. Дай волю – «скорые» начнут летать по «встречке» за пивом и сигаретами». По словам депутата, сегодня даже инспекторы ГИБДД на патрульных машинах получают штрафы за зафиксированные нарушения в том случае, если они не выполняли какое-либо оперативное задание. Г-н Лысаков утверждает, что «даже губернатор не может безнаказанно ездить под камерами».

Гражданские активисты ставят эти утверждения под сомнение. «Да, ГИБДД неоднократно заявляла, что никаких «черных» или «белых» списков госномеров не существует. Однако мы уверены в том, что имеется база регистрационных знаков «неприкасаемых». Лично я убежден, что «синие», полицейские номера относятся именно к таковым», – заявил «НИ» председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.