Церковь Покрова Святой Богородицы была выстроена в 1827 году владельцем усадьбы Кезьмино, помещиком Кротковым Иваном Степановичем. Храм построен из камня без особой колокольни, с небольшой звонницей в куполе. После пожара в 1883 году, когда выгорело почти все село, Покровскую церковь в 1885 г. восстановил и достроил новый владелец усадьбы, симбирский купец – Василий Петрович Крылов. Были пристроены к средней основной части храма с колоннами и портиками величественная колокольня с северной стоны и часовня с юга, а также расширена трапезная. Согласно завещанию Крылова церковь значительно расширена, к ней пристроена колокольня и два новых придела: во имя Василия Великого и Марии Магдалины. В 1933 году по указанию партийных органов советской власти с церкви сбросили кресты и колокола. А затем, в 1938-1942 гг. колокольню, а также с восточной стороны небольшую, но редкую по красоте и архитектурной форме часовню, в склепах которой были захоронены бывший владелец усадьбы Василий Крылов и его жена, разобрали кирпич для ремонта спиртзавода и постройки отдельного здания для 9-10 классов Кезьминской средней школы. Оставшуюся часть церкви использовали под сельский клуб и зернохранилище Астрадамовского совхоза им. Н.К. Крупской.

 По состоянию на 2013 год памятник истории и культуры не имеет собственника и пользователя. На данном объекте необходимы срочные работы по консервации объекта культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия «Церковь Покрова Святой Богородицы», расположенный в с. Кезьмино Сурского района Ульяновской области включён в список выявленных Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г. №959-р.

В настоящее время Комитетом организована государственная историко-культурная экспертиза для решения вопроса о включении выявленного объекта культурного наследия «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (православный приходской храм)» в реестр, либо об отказе во включении в реестр.

Памятник интересен как пример провинциального культового здания начала XIX века, выполненного в традициях строгого классицизма и сохранившего свое значение, несмотря на переделки, утраты и позднейшего добавления.
DSC_0045

DSC_0046

DSC_0049

DSC_0052