Власти регионов Поволжья начали активно решать проблему нехватки кадров на производстве.
До 500 новых сотрудников планируется принять в 2013 году на ульяновский авиазавод “Авиастар-СП”. Все они получат статус учеников: на предприятии ввели в действие обновленное положение об институте наставничества. Таким образом на “Авиастаре” хотят решить проблему дефицита кадров.
До 2020 года авиазавод, который ранее заказами не баловали, должен произвести около 100 модернизированных самолетов Ил-76МД. Кроме этого, предприятие продолжит работать над обновлением “Русланов”, принадлежащих Минобороны РФ (их доводят до модификации Ан-124-100): на 2013 год запланирована модернизация трех воздушных гигантов, на 2014-й – еще двух.
Продвигаются два других проекта: в 2013 году ульяновцы должны выйти на производство 24 самолетокомплектов для Sukhoi Superjet 100. А в 2014 году – поставить на Иркутский авиазавод два первых самолетокомплекта для МС-21 (панели фюзеляжа, отсеки хвостовой части фюзеляжа, двери, люки, центроплан и хвостовое оперение).
– На рынке квалифицированной рабочей силы в Ульяновской области сегодня высокая конкуренция. Местные власти активно привлекают инвесторов, которые строят новые заводы – а на них тоже требуются работники. Поэтому найти хороший специалистов сложно, – говорит директор по персоналу авиазавода Вадим Овейчук.
По данным областного центра занятости, регион действительно испытывает потребность в рабочих – в структуре банка вакансий они составляют почти 79 процентов. 27,5 процента от заявленной потребности в рабочей силе составили обрабатывающие производства.
В общей сложности на авиазаводе хотят увеличить численность рабочих основного производства более чем в два раза – до пяти тысяч человек. Сегодня на предприятии работает всего около десяти тысяч человек. Средний возраст самолетостроителей – 43 года.
– Но это средний показатель, – уточняет Вадим Овейчук. – У нас много молодежи до 30 лет и людей предпенсионного возраста. А представителей среднего возраста – 40-50 лет – мало. Между тем передача опыта более эффективна между соседними поколениями. При большой разнице в возрасте возникают идеологические и языковые барьеры, а поэтому для нас это пока еще проблема, которую нужно решать.
По данным городской службы занятости Уфы, на каждого безработного жителя столицы Башкортостана приходятся две вакансии. По сравнению с началом 2013 года вакантных мест к концу января в Уфе стало примерно на пять тысяч меньше. Сейчас в башкирской столице насчитывается около 15 тысяч вакансий. Официальный уровень безработицы в Уфе – 1,27 процента. В целом же по Башкортостану насчитывается около 20 тысяч официально зарегистрированных безработных. Официальный уровень безработицы к концу декабря составил 1,3 процента. При этом к концу декабря в банке насчитывалось более 31 тысячи вакансий.
Чтобы исправить ситуацию с подготовкой кадров, в республике разрабатываются различные акции. В частности, в Туймазах началась реализация социального проекта по подготовке рабочих кадров для мебельной промышленности, который начнет работать на постоянной основе.
Занятия будут проходить на базе ресурсного центра, являющегося новым структурным подразделением местного индустриального техникума. Обучение проводится бесплатно, финансирование курсов полностью берут на себя производственники, будучи заинтересованными в грамотных кадрах. Уже набрана первая группа из 10 человек, которые в течение месяца будут осваивать теоретические основы мебельного дела, а затем пройдут практику на фабриках. Залогом их дальнейшего трудоустройства является договор социального партнерства, заключенный между техникумом и фабрикой.
Если результаты этого эксперимента окажутся удачными, он будет перенят учебными и производственными предприятиями республики.
На базе образовательных учреждений автомобилестроительного концерна в Нижегородской области уже несколько лет реализуется проект “Рабочий нового поколения”. В рамках первого этапа проекта в корпоративных учебных заведениях организовано 13 новых учебно-лабораторных комплексов, модернизировано 12 мастерских и аудиторий, а в восьми мастерских профтехучилищ создано 12 эталонных рабочих мест. За это время проект позволил пройти подготовку по смежным специальностям 1549 выпускникам профтехучилищ и техникумов с присвоением повышенного квалификационного разряда, 3492 ученика учреждений начального и среднего профессионального образования прошли обучение по курсу “Бережливое производство”.
Действуют 14 новых курсов по специальным предметам, а совместно с компанией Microsoft внедрена единая информационная система обучения. Автозавод наладил сотрудничество и с индустриальным колледжем, они совместно реализуют проекты модернизации образовательных программ подготовки рабочих кадров. В рамках сотрудничества созданы учебно-методический комплекс “Гидравлические и пневматические приводы”, лаборатория контроля качества сварных соединений, учебно-методический центр “Информационные технологии в машиностроении”, закуплено лабораторное оборудование для материаловедения.
На заводе также действует программа “Кадровый резерв”. Цель проекта – выявление и продвижение работников с высоким уровнем профессиональных компетенций, обладающих лидерскими качествами и потенциалом для дальнейшего карьерного роста. Важным и обязательным условием включения в состав кадрового резерва является личная мотивация работника на профессиональный и карьерный рост.
Проекты подготовки рабочих кадров в области осуществляют также в Павлове – там в смычке работают машиностроительный техникум и автобусный завод, политехнический колледж из Выксы взаимодействует с расположенным там же заводом корпусов. Сотрудничают Арзамасский коммерческо-технический техникум и местный машиностроительный завод. А для удовлетворения растущего спроса на рабочих и техников судостроительных специальностей совместную кадровую программу начали Городецкий губернский колледж и судостроительная и судоремонтная корпорация.
Татьяна Майорова, Александр Трухин, Виктория Чернышева
Аноним
Рабочих кадров и ИТР для предприятий в Ульяновской области нет, без строительства жилья для приезжих эту проблему не решить только одной их подготовкой в регионе.
Александр
Платите нормально и народ к вам потянется. А пока сколько зарплата у рабочего на Авиастаре? Говорят что 40 – 60 тыс. руб, но это только говорят. А сколько платят по настоящему?
Иблис
Чтобы получить хорошего рабочего, нужно воспитывать его чуть ли не с детского сада. Сегодня, если привести на завод молодых ребят, они посмотрят на условия, в которых придется работать, повернутся и уйдут. И ребята, наверное, правы. За компьютером сидеть или в торговой фирме работать менеджером – это пожалуйста, а на завод токарем или фрезеровщиком никто не идет. Почему? Потому что престиж этих профессий потерян.
А с другой стороны, таких условий для рабочих и не должно быть. На новых станках, если они есть, должны работать ребята с высшим образованием, где все процессы полностью компьютеризированы (как в Англии или в Германии). Вот такие должны быть рабочие места, чтобы люди пошли туда работать, а кувалдой махать и рубить зубилом, ширкать напильником уже никого не призовешь и бесполезно даже агитировать.
Ушли в историю советские сталевары, токари, сварщики, фрезеровщики, станочницы, швеи, мотористки, действительно производившие продукцию. Модернизация довела страну до такого уровня, что разучились производить даже шурупы, болты, саморезы, гаечные ключи, штыковую лопату, буксировочный тросс, ложки и вилки, ножи, электроприборы, носовые платки, постельное бельё, зубную щётку, мыло, поломойное ведро, швабры, цветочные горшки, авторучки, канцелярские скрепки… Взамен в Россию пришли работники нанотехнологий президентской программы: андеррайтеры, медиабаеры, мерчандайзеры, супервайзеры, мерчендайзеры, рейдеры, промоутеры, дистрибьютеры, риэлторы.
«Поздно пить боржоми, когда почки отказали». Поэтому, пока тучные нефтедоллары будут вывозиться в американские банки, работать там и поднимать экономику США, а сами будем говорить о модернизации только с трибун, в стране ничего не изменится.
«Точка возврата” пройдена, реанимации не подлежит»
Ещё в 2010 году Счетная палата исследовала состояние основных фондов российской промышленности и ужаснулась. Износ составляет 80%, половину оборудования нужно просто выкидывать на помойку.
http://izvestia.ru/news/369006
По сравнению с 1970 годом средний возраст оборудования отечественной промышленности увеличился почти в два раза. В 1970-м 40,8% мощностей имело возраст до пяти лет, а в настоящее время – лишь 9,6%, – сообщил департамент информации Счетной палаты.
Придут инвесторы, им нужны рабочие?
Страна превратилась в рынок дешёвой рабочей силы. Сравнивайте зарплату инвестора в лице «Форд» в тех странах, где производятся его автомобили: