Дарья Курдюкова
Аркадий Пластов писал советскую жизнь, но соцреалистом не стал.
На то, чтобы показывать сейчас Пластова, есть веские причины. Дело не только в том, что ему исполнилось бы 120 лет и 120 картин и графических работ прибыли из семейного собрания в Галерею искусств Зураба Церетели для выставки «Плащаница Вселенной». Похоже, гораздо больше и выставки, и юбиляра многих сейчас волнует Премия имени Пластова, побившая ценовые рекорды.
Рефреном вернисаж озвучили благодарности правительству Ульяновской области, которое не только помогало в организации выставки. Оно и учредило Премию имени Аркадия Пластова для поддержки реалистического искусства. Поначалу она была региональной, затем обрела статус международной. В январе 2013-го ее презентация прошла в Лондоне, а призовой фонд в этом году увеличился до 500 тыс. фунтов (почти 25 млн. руб.), обогнав не то что российские, но и мировые награды в области современного искусства. К слову, фонд Премии имени Ивана Гончарова, чье 200-летие отмечали в Ульяновске прошлым летом, составил всего 1,3 млн. руб., хотя она тоже теперь международная. Министр культуры Владимир Мединский уже обмолвился, что хорошо бы Пластовская премия стала аналогом Нобелевской в искусстве.
Деревенские будни были любимым мотивом Аркадия Пластова, родившегося в селе Прислониха Симбирского уезда (нынешней Ульяновской области). И вспомнив картину «Сенокос» (ее, правда, здесь нет), можно припомнить и его фотографию, где он вот так же косит траву. Несмотря на звание народного, на Ленинскую и Сталинскую премии, сам Пластов, наверное, сильно удивился бы, узнав, что посмертно из него сделают большого художника мирового масштаба и, стало быть, первой величины.
На Пречистенке – жнецы, печники, кузнецы, знакомые крестьяне, стар и млад. Придет еще поколение писателей-деревенщиков, они помладше, а вот вполне мастеровитый живописец Пластов. Идешь мимо невеселого хоровода бедной сельской детворы, мимо портретов с суровыми, жизнь повидавшими лицами – сколько он их написал – десятки, сотни? Нет-нет да и вспомнится Некрасов – Пластов, кстати, иллюстрировал «Мороз, Красный нос», все это в залах есть. Проходишь мимо работ с церковными службами, мимо пейзажей, где-то мелькнет серовская традиция с сероватыми зимними деньками (но послабее), то оранжево-розовым всполохом блеснет традиция Куинджи (но тоже – не то же), то вдруг почти импрессионистической легкостью охристо-голубоватых тонов вздохнет «Стадо. Зной», то заноет щемящее чувство в эскизе «Немец пролетел» (авторское название работы, которую мы знаем как «Фашист пролетел»). Случались и провалы: слепые идут по дороге, обрамленной зеленочного цвета травой и листвой, облака «прилипли» к небу, солнечные блики – к земле. Пейзажи… еще дают какую-то надежду, а от народных типажей веет безнадегой. То, что легко подхватит любой: «Доля ты! – русская долюшка…». Отдельной строкой идут портреты коллег, например старика Сарьяна. И главное, вообще лучшее из показанного – близкие. Маленький сын, а потом и внук – и в колорите вдруг появилась легкая непосредственность, дыхание жизни.
Пластова не любят записывать в соцреалисты, хотя минуты радости тружеников-колхозников, которых здесь отчего-то почти нет (а есть – другой полюс – служба в соборе, альбомные зарисовки с птицами на ветке), вполне ведь соцреалистический сюжет, хотя и сделанный более свободным письмом… Одни из хрестоматийных его вещей, которые в экспозицию не вошли, поскольку хранятся в Третьяковке и в Русском музее, – с одной стороны, совсем не соцреалистическая «Весна», где он так запросто любуется распаренной после бани обнаженной женщиной, укутывающей ребенка. Но с другой – «Колхозный праздник». 1937 год, у Пластова над радостно трапезничающей толпой реют лозунг – жить стало веселее – и портрет вождя. В том же году свой «Колхозный праздник» сделал Сергей Герасимов, сумевший обойтись и без нарочитого продуктового изобилия, и без вождей-лозунгов. У Пластова это не было магистралью, но – из песни не выкинуть.
Его показы случаются у нас весьма регулярно, и нынешний не в пример скромнее ретроспективы 2009-го в Царицыне. В контексте необъяснимо выросшего призового фонда Пластовской премии, в общем, камерная (не музейный сбор) выставка и открытие мемориальной доски художника на Верхней Масловке выглядят лишь пунктом программы, не важнее лондонской презентации. В русле курса на патриотическое воспитание, поиска национальных героев и идей Пластов (п)оказался удобным претендентом – певец своей страны без приторного привкуса соцреализма, он был и за народность, и за православие. К тому же премия такая полезная для укрепления академических позиций. Традиционному искусству на Руси всегда кажется, что новые формы, пресловутые актуальные, слишком поднимают голову и даже задирают нос. А что имеется такой реалист Валентин Серов – не беда. Хотя за Аркадия Пластова хочется заступиться. В этой ситуации, в сущности, «ведь он ни в чем не виноват».
Разные грани реализма на московских площадках
Гелий Коржев. Библия глазами соцреалиста. Институт русского реалистического искусства, до 26 мая.
Аркадий Пластов. Плащаница Вселенной. Галерея искусств Зураба Церетели, до 10 марта.
Александр Рукавишников. Сечения. Московский музей современного искусства, до 10 марта.
Рабочие и колхозницы. МВЦ «Рабочий и колхозница», с 8 по 28 февраля.
из песни не выкинуть
соцреализм “1985 – начало падения …”
это
фейк. проверять надо (
Самарцы
Колхозницы с такими прическами в 1985 году не ходили :) только модели
Собакирен
модели в 1985 тоже не ходили. см. Playboy за 1985 г.
http://playboy.uw.hu/8510_Cynthia_Brimhall.jpg
http://playboy.uw.hu/1985.html
Старый
Да, Дарья Курдюкова изящно земляка поимела. В лучших традициях академического искусства. Никак нельзя им Пластова признавать. Своим корму не хватает. Не меняется ничего в т.н. “культурной среде”.
Очередной косяк Морозова.
Ответить
Получить ссылку
Васек:
05.02.2013 в 00:44
Получить ссылку
Два предложения:
Карвалейру сжечь как пособницу гомикам. Хащенко поставить памятник, как редкому еровцу не постеснявшемуся защитить нормальных мужиков
Кругликова отправить в космос изучать освоение марсианских долларов.
Ответить
Получить ссылку
В. Каменев:
04.02.2013 в 09:30
Получить ссылку
А кто у нас сегодня народ? – спрашивал один король? Ждем аналитического ответа.
Ответить
Получить ссылку
Да уж, обвинения столь авторитетной:
04.02.2013 в 09:33
Получить ссылку
инфузориии как Красаускас сильно озаботит всех реально существующих политиков. Уж не мычал бы…
Ответить
Получить ссылку
Ха:
04.02.2013 в 12:24
Получить ссылку
В реготделении партии отмечают, что к выходу депутатов отнеслись спокойно, «хотя это и неприятно». «Для нас это только лучше, когда уходят конъюнктурщики», — сказал господин Андреев. «Он использовал партию, чтобы пройти во власть и продвинуть бизнес, а потом, когда оказалось, что поддержки партии в его личных интересах ему недостаточно, решил хлопнуть дверью. Это карьеристы и примазчики, от таких надо освобождаться», — подчеркнула секретарь регполитсовета Тамара Дмитриева.
Депутаты гордумы, отмечая, что господа Шамсутдинов и Бинеман не отличались политической деятельностью и активностью на думских дискуссиях, сомневаются, что решение о выходе из «Единой России» было принято по политическим причинам, но и логичных объяснений не находят, полагая, что «есть еще и какая-то третья сила». «Логичных объяснений от Алексея мы не услышали. Думаю, этот шаг подорвет его репутацию в глазах руководства города и осложнит отношения с коллегами», — заметил депутат гордумы, советник главы города Сергей Давыдов. Другой депутат-единоросс, напомнив, что Алексей Бинеман после получения депутатского мандата был назначен директором муниципального банно-прачечного хозяйства «Русские бани», на правах анонимности отметил, что «в последнее время на Алексея было наслано множество проверок: и налоговая, и контрольно-счетная палата, и ревизионная комиссия — пришли все, кому не лень». «И в критический момент, когда ему была нужна помощь партии, та не помогла, вот у него нервы, видимо, и сдали», — сказал собеседник.
Ответить
Получить ссылку
кали-юга:
04.02.2013 в 21:10
Получить ссылку
Мил человек, ты не очень умен, если в качестве аргументации своих слов, приводишь слова госпожи Дмитриевой, единственный подвиг которой заключаетсчя в получении почетного прозвища «кивала». Кстати, если использовать логику твоей кумирши, то получается, что она опять же несколько лукавит: Бинеман вступил в партию в 2003 году, если что так. Пробей ради интереса, когда в «ЕР» нарисовалась Дмитриева? так кто конъюктурщик-то?
Ответить
Получить ссылку
Ошибку исправляем. Очередной косяк Морозова.
4 февраля 2013
«СОВЕТСКАЯ РОССИЯ»: Кто теперь греется под солнцем
Юбилей художника А.Пластова начинался с лондонским размахом, а обернулся губернаторским скандалом.
Полотна выдающегося русского советского живописца Аркадия Александровича Пластова – живой источник света, радости, жизнеутверждающей силы. В советское время творчество Пластова было знакомо каждому школьнику по репродукциям его картин в учебниках. «Ужин тракториста», «Жатва», «Полдень», «Весна», «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня», «Колхозное стадо», «Купание коней» – признанные шедевры соцреализма.
Картины Пластова о войне проникнуты ненавистью к врагу, убивающему жизнь: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка», «Фашист пролетел».
После Победы художник возвращается к своим любимым темам и ставит перед собой задачу «взрастить искусство радости… смерть кончилась, началась жизнь». Его кисть с новым вдохновением воспевает крестьянский труд, природу родной Прислонихи (в этом селе Симбирской губернии, позже – Ульяновской области родился Пластов), изображает портреты односельчан – «Солнышко», «Из прошлого», «Мама».
За талант, высокое искусство Пластову было присвоено звание народного художника СССР. Он стал лауреатом Сталинской премии за картины «Сенокос» и «Жатва», Ленинской премии – за цикл картин «Люди колхозной деревни», Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (посмертно) – за картины «Костер в поле», «Из прошлого» и портреты современников. Картины художника вошли в собрания Третьяковской галереи, Русского музея в Санкт-Петербурге, Киевского музея русского искусства, многих известных музеев мира.
В этом году, 31 января, исполнилось 120 лет со дня рождения Пластова. По случаю знаменательной даты громких фанфар не прозвучало. Но ряд юбилейных мероприятий все же состоялся. Мемориальная доска была открыта в Москве на доме, где жил и работал Аркадий Александрович (ул. Верхняя Масловка, 1). В залах Галереи искусств на Пречистенке развернулась экспозиция более чем 120 произведений художника под названием «Плащаница Вселенной». Так образно говорил Аркадий Александрович о красоте окружающего его мира: «Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся вокруг на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, вышитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять, в который раз все с большей убежденностью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную, поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному…»
С искренним чувством любви к своему земляку отметили юбилей Пластова в Прислонихе, в Ульяновске – возложили цветы к памятнику художника.
Но самым помпезным празднованием 120-летия художника отличились губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и его окружение. Сначала губернатор объявил об учреждении премии имени Пластова в сумме 500 тысяч фунтов стерлингов (25 млн рублей), а через несколько дней, 23 января, вместе со своей свитой отправился в Лондон проводить презентацию по-царски богатой премии. Все происходило с бесцеремонным размахом и вызвало в обществе множество вопросов. Главный из них – откуда взялись деньги?
Депутат Заксобрания Ульяновской области, руководитель обкома КПРФ Александр Кругликов узнал, что средства на премию губернатор вынул из областного бюджета, не согласовывая собственную инициативу даже с местным парламентом.
По словам Кругликова: «Мы собирались с бизнесменами, депутатами от «Единой России», обсуждали вопрос о премии. Все хором сказали, что были против премии за счет бюджета нашей дотационной области, да еще и презентации ее где-то за рубежом… Такие премии могут быть только за счет спонсорских средств. В Ульяновском заксобрании есть четыре представителя Газпрома, его дочерних подразделений. Могли бы сброситься и учредить какую угодно премию. Зачем же залезать в бюджет?»
Александр Кругликов обращает внимание: «Ни одной премии, подобной по размерам ульяновской, нет нигде – ни в США, ни в Англии. А в России, в дотационной Ульяновской области такая премия вдруг появилась. Единственная в мире!»
Кругликов не является противником премии имени Пластова, чье творчество высоко ценит. Он против подходов, примененных губернатором:
«Почему условия присвоения этой премии не обсуждались ни с кем? Почему для презентации премии имени русского художника был избран Лондон, а не Прислониха, родина Пластова? В делегацию включили одних чиновников».
Губернаторский вояж длился четыре дня. Возвращение губернаторской команды в Ульяновск породило новую волну язвительной критики со стороны населения. Не скупились на комментарии блогеры на одном из самых популярных сайтов в Ульяновской области – ulpressa.ru.
А. Кругликов тут же обратился к губернатору С.И. Морозову с депутатским запросом, в котором, в частности, отмечается:
«Нобелевская премия присуждается авторитетными неправительственными структурами за счет средств фонда Нобеля, сформированного из наследства выдающегося изобретателя Альфреда Нобеля. Пластовская премия учреждена за счет бюджета нашей дотационной области без широкого общественного обсуждения. Критерии определения лауреатов, как и круг лиц, принимающих решение о награждении, неизвестны. Не рассматривался этот вопрос и в Законодательном собрании области. Однако группа высокопоставленных чиновников во главе с Вами уже выезжала в январе 2013 г. в загранкомандировку в Лондон для презентации премии. При этом, насколько известно, в составе этой группы не нашлось места представителям творческой интеллигенции области и сотрудникам музея Пластова…
Прошу предоставить информацию о загранкомандировках за 2012 г. и январь 2013 г. по следующим позициям: страна выезда, период пребывания, список выезжавших, цель командировки, общая сумма затрат на поездку, в том числе транспортные расходы, стоимость проживания, суточные, за счет каких статей бюджета области произведены расходы, результат командировки».
Наблюдательные люди уже подсчитали, что лондонская командировка десяти чиновников стоила полмиллиона рублей! Их тоже взяли из бюджета области. В то же время бюджетных средств хронически не хватает селу, ему выделяется в три раза меньше, чем требуется, нет средств на обустройство водоснабжения. Область остро нуждается в питьевой воде. Недофинансированы здравоохранение, образование. А тарифы ЖКХ растут опережающими темпами. Ульяновцы говорят: «Если бы Пластов знал, что происходит с его краем, как выжимают из людей налоги, чтобы потом начальство вольно обращалось с бюджетом области, то он восстал бы. Художник изображал жизнь в ярких красках, хотел видеть людей счастливыми, не униженными лондонскими презентациями…»
Что в пластовской Прислонихе?
Научный сотрудник музея художника Антонина Николаевна Романова рассказала, что 31 января в селе прошел юбилейный праздник:
– Митинг был многолюдный у памятника художнику. Но руководителей не было. Все уехали в Москву, на открытие памятной доски на здании, где была мастерская Пластова. А в Прислонихе было много цветов. И главное – памятник успели реставрировать. В середине января водитель фуры, не справившись с управлением, столкнулся с памятником Пластову. Погиб человек, пострадал памятник. К юбилею памятник вернули на место…
О премиях имени художника Антонина Николаевна имеет смутное представление. Знает, что существовала областная премия имени Пластова, присуждалась скульптору Церетели, братьям Ткачёвым… О новой международной премии, учрежденной губернатором, Антонина Николаевна не знает.
Зато часами может говорить о Прислонихе и художнике.
Любимая Пластовым Прислониха, по ее словам, сильно обеднела. Было когда-то полторы тысячи населения, осталось около 400 человек. В основном старики, 290 пенсионеров. Молодежи мало, потому что работы – ноль. Школа – начальная, четыре класса, учатся 12 детей. Еще два года назад была восьмилетка. Теперь старшеклассников возят в Языково. Колхоза нет давным-давно. В здании бывшего правления открыли музей. В нем – подлинные работы художника. Экспозицию создавали музейные сотрудники, Николай Аркадьевич Пластов, сын Аркадия Александровича, тоже был художником. Его не стало в 2000 году. Теперь приезжает внук – Николай Николаевич Пластов, тоже художник, живет в Москве. Хранит наследие деда.
Золотой фонд Прислонихи – герои пластовских полотен. Они были на празднике.
– Знаете портрет «Ванюшка Репин»? Живой Ванюшка теперь ходит с двумя палочками. А художника помнит. Сергей Гундоров, Шура Гундорова, Валя Волкова – всех писал Аркадий Александрович. Картину «Солнышко» помните? Мама лежит под яблонькой, ребеночка кормит. Это Шура Ливанова. Она – в селе, и ребеночек вырос… Ниночка Батасова – «Девочка в голубом». Картина «Лето»: мама лежит, а девочка ягоды рвет с веточки. Это Ниночка. Были махонькими, когда писал Аркадий Александрович, а теперь уж и состарились. Но улыбки такие же…
Прислониха еще красива, не все леса от вырубки растеряла, ягоды есть, речки текут, жив пластовский родник. Да что-то непластовское пришло в село, признается Антонина Николаевна. Вроде – юбилей, а невесело…
Галина ПЛАТОВА
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=592897
1. Разместил holod1944 ( 2013-02-01 20:50:12)
Re: Кто теперь греется под солнцем
Спасибо Галине Платовой за великого русского советского художника Пластова – за то, что спасла доброе имя его от бессовестных выходок прохиндеев, готовых прикрыться любым именем, чтобы украсть у народа деньги.
2. Разместил ququ ( 2013-02-01 22:23:25)
Re: Кто теперь греется под солнцем
Манеж, выставка, посвящённая 250 – летию Академии художеств. Среди многих работ выдающихся мастеров живописи и графики неотразимо приковывали к себе внимание картины Пластова, в том числе и перечисленные в статье. Пластов несомненно принадлежит к числу выдающихся художественных талантов мирового уровня. Но сегодняшним правителям этого не понять.
3. Разместил merana18 ( 2013-02-02 00:30:34)
Re: Кто теперь греется под солнцем
Аркадий Пластов, несомненно, достоин всяческого уважения и любви народа, но губернатор-то – дурачок!
И почему бы на Марс не слетать, чтобы презентацию премии там устроить?
Вот бы “закидон” был!
PS. А… Там же пока что сервис не тот.
4. Разместил Victorovich ( 2013-02-02 13:24:47)
Re: Кто теперь греется под солнцем
На 3. Он не дурачок , а вор гуляющий на народные деньги с купеческим размахом. Таки сейчас и правят по всей Руси , когда освободимся от этой нечисти?
5. Разместил merana18 ( 2013-02-02 17:47:16)
Re: Кто теперь греется под солнцем
Умный воровать не будет!
А вор, шикующий на денежки чужие, – дурачок!
Рано или поздно, а отвечать придётся!
6. Разместил vasilevs ( 2013-02-02 21:23:34)
Re: Кто теперь греется под солнцем
дурак губернатор- урок Табуреткина не впрок
7. Разместил devkalion2012 ( 2013-02-02 23:44:49)
Re: Кто теперь греется под солнцем
Теперь под солнцем греются “слуги народа”,менеджеры и т.п.,а также их родня,подельники и обслуга.Население же,особенно в провинции,в сельской местности влачит жалкое существование,молодёжи мало,а детей-ещё меньше.Всё приходит в запустение.Не понимаю,откуда приходят в голову руководителям страны оптимистические прогнозы в отношении резкого роста производства в аграрном секторе,улучшении там качества жизни?
8. Разместил woodpecker ( 2013-02-03 22:23:49)
Re: Кто теперь греется под солнцем
Пора менять губернатора Ульяновской области! Червяк в салате – и в отставку! Небось желающих на этот пост много. Непонятно, почему премия в “ихних” деньгах? Это тем, кто напишет лучшую картину про “ненашу жизнь”? Тогда это еще и не патриотично.
Коррупционер и непатриот! На Родине Ильча и НАТОвских баз!
Прикольно
Отдельные придурки написали про мию в фунтах а другие не менее дурные устроили половецкий пляски….