Когда в 2010 году в структуре Правительства ульяновской области было создано Министерство информационных технологий, это событие вызвало со стороны интернет-сообщества Ульяновска немало скептических, а то и просто негативных откликов. Многие тогда сомневались в целесообразности создания нового министерства, считали его ненужным, лишним, придуманным, а не вызванным к жизни реалиями времени. С настороженностью отнеслись к появлению министерства и  те ульяновцы, которые заняты непосредственно в сфере информационных технологий, полагая, что создано оно было для контроля и руководства в сфере их деятельности. Однако прошли  уже годы, и само время доказало, и необходимость министерства, и насущность и важность проблем, которые оно призвано решать. И сегодня Министр Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии Светлана Владимировна ОПЕНЫШЕВА – гость нашей редакции.

– Светлана Владимировна, известно, что буквально на днях вам предстоит отчитываться о работе вашего министерства в прошлом году перед депутатами Законодательного собрания области и в областной Общественной палате. Однако мы считаем, что и читателям нашего журнала небезынтересно будет узнать, чем занималось Министерство Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии в минувшем году, над чем работало?

 

– Если говорить языком уже подготовленного доклада, то в 2012 году Министерством Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии решались задачи в трёх направлениях: «Государство государству (G2G), государство бизнесу (G2B) и государство обществу (G2C)». Однако это разделение на направления можно назвать условным, сделанным именно для доклада – чтобы разложить работу министерства, так сказать, по полочкам на бумаге. На деле же вся работа велась в комплексе, без особого вычленения приоритетов и первоочередных задач – наше министерство работает, образно говоря, на острие, и все решаемые нами задачи обязательно важны для поступательного развития региона. А начала я с дословного цитирования доклада потому, что и для читателей такая форма рассказа о работе министерства – по полочкам – будет, по-моему, более удобной для восприятия и понимания.

– Трудно не согласиться. Однако одно обозначение ключевых направлений работы, это, согласитесь, как-то скуповато…

 

Но мы же не будем сворачивать беседу после первого вопроса, правильно? А, значит, и постараемся, что называется, раскрыть тему.

Итак:

В направление «Государство государству» входит:

·         перевод услуг на предоставление в электронном виде;

·         перевод услуг на уровень межведомственного взаимодействия;

·         внедрение универсальной электронной карты;

·         мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

·         организация предоставления услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ);

·         организация защиты информации в Правительстве, исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Ульяновской области. Обеспечение кибербезопасности;

·         внедрение результатов космической деятельности и создание инфраструктуры пространственных данных в интересах социально-экономического развития Ульяновской области.

А вот, что отнесено к направлению «Государство бизнесу»:

·         Содействие развитию проводной и беспроводной связи;

·         Содействие развитию цифрового телевидения;

·         Содействие развитию отрасли информационных технологий;

·         Содействие в организации видеотрансляции на избирательных участках Ульяновской области.

Направление же «Государство обществу» включает в себя:

 

·         Организацию общественно-значимых мероприятий в сфере развития информационного общества;

·         Межрегиональное и международное сотрудничество;

·         Содействие развитию электронной демократии;

·         Координацию деятельности по кибербезопасности на территории Ульяновской области.

Как видите, все направления, оказываются тесно сплетенными и взаимодополняющими. И каждое из них касается не только узкого круга лиц или социальной какой-то группы, а нужно, по сути, всем, нужно региону.

– Светлана Владимировна, есть опасение, что если мы сейчас начнем следовать от направления к направлению и раскрывать каждый подпункт, то наша беседа рискует растянуться на несколько часов, а текст интервью – на небольшую книгу. Поэтому мы выразим надежду, что полный текст доклада будет где-то опубликован и доступен людям заинтересованным, а сами заострим внимание лишь на некоторых, наиболее, на наш взгляд важных и нужных рядовым жителям области. И начнем, наверное, с перевода государственных и муниципальных услуг на предоставление их в электронном виде.

 

–  Что касается выраженной вами надежды, то полностью доклад можно прочесть на сайте нашего Министерства. А теперь по сути вопроса. 

В минувшем году по этой задаче работа велась в 2-х направлениях.

Первое направление: заполнение информации об услугах на портале государственных услуг. В действующей версии регионального Портала  размещены сведения о порядках предоставления 2167 услуг, в том числе повторяющиеся муниципальные услуги по каждому району.

На региональном портале также размещены семь простых электронных услуг из числа первоочередных. Это услуги службы занятости по информированию населения о рынке труда, Министерства образования – по информированию о предоставлении среднего профессионального образования, Министерства здравоохранения – электронная запись на приём к врачу. Этими сервисами граждане Ульяновской области уже пользуются. Каждый день на региональный портал обращается по 100 и более человек.

Для обеспечения доступа гражданам к порталам госуслуг, в Ульяновской области развёрнута сеть точек доступа. В 2012 году число этих точек составило 199: 170 точек предоставления услуг МФЦ, в т.ч. в 145 отделениях почты, 24 – в районных администрациях, три точки в школах Димитровграда, и по одной точке – в библиотеках Димитровграда и Майны.

Второе направление перевода услуг в электронный – перевод сложных межведомственных услуг с выводом их на Единый портал. В 2012 году переведено в электронный вид 12 первоочередных услуг: четыре государственные (услуги Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерства труда и социального развития Ульяновской области) и восемь муниципальных (на базе «пилотной» площадки в г.Димитровграде).

В электронном виде направлено более 500 запросов на получение сведений, по всем получены положительные ответы. Анализ использования электронной системы обмена сведениями показал, что работа специалистов становится проще, работать удобнее, т.к. ответы на запросы приходят быстрее, чем раньше.

Для дальнейшего перевода услуг в электронный вид выполнены работы по разработке электронных сервисов по сведениям, которые необходимы региону для предоставления услуг. Всего таких сервисов 30. Их наличие позволит в текущем году обеспечить тиражирование государственных и муниципальных услуг в ИОГВ и ОМСУ.

На Единый портал госуслуг выведены шесть из 12-и первоочередных услуг. Это:

1.   предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области;

2.   предоставление земельных участков правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках;

3.   подготовка заключения о возможности лица, желающего взять ребёнка на воспитание, быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приёмным родителем;

4.   предоставление субсидий на оплату жилого помещения  и коммунальных услуг;

5.   выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

6.   выдача градостроительных планов земельных участков.

В 2013 году в рамках ВЦП «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в 2013-2015 годах» предусмотрена задача по полному переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид, т.е. вывод их на региональный и Единый порталы государственных услуг. Он потребует на весь проекты выделения средств в размере 230,4 млн.рублей, с учётом закупки оборудования, программного обеспечения, установку и настройку рабочих мест специалистов, закупку средств защиты информации и т.д. Фактический бюджет на 2013 год – 2,5 млн.рублей. Выделенной суммы хватит на то, чтобы перевести в электронный вид (с выводом на Единый портал) только семь услуг. Итого их будет 13 из более чем 350-ти, с учётом услуг подведомственных учреждений.

– Светлана Владимировна, в последнее время все чаще приходится слышать о внедрении в обиход универсальной электронной карты, которая в недалеком будущем может заменить россиянам паспорта и некоторые другие документы. Эта работа в Ульяновской области тоже проводится?

 

– Разумеется, мы же  с вами в России живем, а не на Луне (смеется). В рамках процесса внедрения универсальной электронной карты (далее – УЭК) на территории Ульяновской области  Министерством в 2012 году выполнены следующие мероприятия.

Первое.   В рамках нормативного регулирования деятельности по внедрению УЭК на данный момент разработано и утверждено 90% необходимой нормативно-правовой документации.

Второе.  Подана заявка на выпуск для Ульяновской области первой партии из 1000 карт. Она будет поставляться в регион бесплатно. Заключено соглашение с федеральной уполномоченной организацией ОАО “УЭК” и уполномоченной организацией Ульяновской области ОГБУ “Электронный Ульяновск”.

Третье.  С ульяновским филиалом Сбербанка согласован вопрос о размещении 5-ти пунктов выдачи УЭК в Ульяновске (в каждом районе), и в Димитровграде. В декабре 2012 года состоялось открытие первого такого пункта в Засвияжском районе Ульяновска в тестовом режиме.

Четвертое. Для настройки информационной системы «Электронным Ульяновском» в Федеральную уполномоченную организацию направлена анкета со сведениями Ульяновской области. Была проведено тестирование данной информационной системы для выпуска, выдачи и обслуживания УЭК, кроме того были развернуты информационные системы для приема заявлений и выдачи УЭК во всех пунктах приемы заявлений и выдачи УЭК.

Для тех, кто очень хотел бы покопаться в связанных с внедрением УЭК делах финансовых, скажу, что в связи с тем, что проект в 2012 году требовал работы только в части формирования нормативно-правовой базы и методического сопровождения, средства на его реализацию не потребовались.

– А как будет развиваться процесс а нынешнем году?

– В 2013 году в рамках соглашения между ОГБУ «Электронный Ульяновск» и федеральной уполномоченной организацией ОАО «УЭК» планируется выпустить и выдать 1000 карт за счет средств федеральной уполномоченной организации, на закупку ещё 1000 карт планируется направить средства областного бюджета Ульяновской области (350 тыс. рублей), также начнётся приём заявлений на выдачу УЭК. Вместе с тем, приём и выдача заявлений на выдачу УЭК уже осуществляется на базе отделений ОАО «Сбербанк» в рамках соглашения с ОГБУ «Электронный Ульяновск» за счет средств банка, срок действия которого истекает первого июля 2013 года, после чего организация деятельности пунктов приема заявлений и выдачи карт должен осуществляться за счет областного бюджета Ульяновской области. Также 01 июля 2013 года истекает срок аренды информационной системы уполномоченной организации Ульяновской области.

Исходя из этого, нужно отметить, что организация выпуска, выдачи и обслуживание универсальных электронных карт на территории Ульяновской области полностью ляжет на бюджет Ульяновской области после первого июля 2013 года. Стоимость проекта внедрения УЭК на 2013 год составляет 285 млн.руб. Фактический бюджет на 2013 год – 0,35 млн.рублей (0,1% от необходимой суммы). Этих средств хватит только на закупку дополнительной партии в 1000 УЭК.

В случае отсутствия финансирования исполнение 210-ФЗ в части внедрения УЭК будет находится под угрозой срыва.

– А что вы можете рассказать о работе МФЦ?

 

– Главной задачей в 2012 году являлось развитие сети путём привлечения дополнительных услуг. За период с первого июля прошлого года эта работа активизировалась, число государственных и муниципальных услуг, предоставляющихся в МФЦ, выросло со 175 до 192. Это достигнуто за счёт заключения соглашений о взаимодействии и привлечения дополнительных федеральных, региональных и муниципальных услуг.

План организации предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ на 2012 год составлял 230 тыс.услуг с учётом действующего перечня услуг и количества окон их предоставления.

С учётом активизации работ по привлечению дополнительных услуг в МФЦ фактическое исполнение плана составило 386,2 тыс. Для сравнения за 2011 год на базе ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» было обеспечено предоставление 173 тыс. услуг.

В целях расширения точек доступа к электронным услугам и услугам МФЦ запущен проект «Мобильный почтальон». Его суть заключается в том, что из МФЦ почтальонам в отдалённых населённых пунктах были выданы закупленные в рамках средств, предусмотренных в ОЦП, 22 IPad-а с 3G-модемами. При доставке почты на дом гражданам предлагается зарегистрироваться на Едином портале госуслуг или подать заявку на получение услуги по перечню услуг МФЦ. Всего в рамках данного проекта было оказано около 370 услуг.

Обеспечена закупка и установка на рабочих местах в каждом окне «головного» МФЦ веб-камер. Это позволило снизить число спорных моментов при обращении заявителя в МФЦ для получения государственных и муниципальных услуг.

Для более эффективного информирования населения о работе МФЦ, о порядках предоставления услуг (в т.ч. в электронном виде) Министерством Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии проводятся конкурсы среди отделений почты и их сотрудников, а также среди муниципальных образований. Задача конкурсов – качественно проинформировать жителей Ульяновской области с тем, чтобы они впоследствии обратились за получением услуг в МФЦ, на почту, к региональному и Единому порталам государственных и муниципальных услуг.

Очередные конкурсы, кстати сказать, будут проводиться уже в скором времени по итогам работ, выполненных в 2012 году.

А те, кто хочет получить более полную информацию, могут найти ее непосредственно на сайте Многофункционального центра. 

– Звучит все это, конечно, хорошо. Но МФЦ ведь создаются для населения, а не для отчетов. Хотелось бы узнать, как люди оценивают работу МФЦ?

 

– Уровень удовлетворённости качеством организации предоставления услуг на базе МФЦ по всем участникам предоставления услуг составил 94%. В 2013 году уровень удовлетворённости качеством планируется довести до 96%.

В 2013 году план по числу предоставленных услуг через сеть МФЦ составляет 500 тыс. Этого количества предполагается достичь за счёт привлечения дополнительных федеральных услуг, а также дальнейшего развёртывания точек доступа с услугам МФЦ на базе школ и библиотек (минимум по одной школе либо библиотеке в каждом районе области, в т.ч. в каждом районе Ульяновска и Димитровграда, по 1 библиотеке в районных центрах). Кроме того, во исполнение Указа №601 необходимо открытие дополнительно собственных окон МФЦ в количестве 151.

Однако есть одно «но». Для выполнения этих задач в рамках государственного задания ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» необходимо дополнительно выделить 13,2 млн.рублей, в том числе на увеличение числа операторов в связи с передачей в МФЦ услуг ФОИВ. Без дополнительного финансирования МФЦ не сумеет выполнить требования федерального законодательства и привлечь в МФЦ дополнительные федеральные услуги.

– И, наверное, последний вопрос на сегодня, Светлана Владимировна.  Перечисляя в начале основные направления работы Министерства, вы назвали в их ряду координацию деятельности по кибербезопасности на территории Ульяновской области. Нельзя ли поподробнее и об этом?

– Полагаю, что жителей  области заинтересует, прежде всего, организация работы по кибербезопасности населения региона. Поэтому не будем, что называется, растекаться по древу.

Организация работ по теме кибербезопасности населения особенно актуальна в связи с лавинообразным нарастанием в сети Интернет ресурсов, размещающих у себя запрещённый контент, а также всё новые и новые способы кибермошенничества. Острота проблем кибербезопасности возрастает с развитием телекоммуникационных услуг и степенью их внедрения в повседневный быт населения. В настоящее время разрабатывается национальная стратегия кибербезопасности, состоящая из трёх блоков: кибербезопасность гражданина, бизнеса и государства.

Основными задачами по кибербезопасности в 2012 году были:

1.         Координация деятельности по кибербезопасности на территории Ульяновской области;

2.         Информирование населения Ульяновской области о видах мошенничества (интернет, телефонное, с использованием банковских карт) и способах борьбы с ними;

3.         Проведение заседаний рабочей группы по кибербезопасности;

4.         Организация взаимодействия с НП «Лига безопасного интернета».

В феврале 2012 года представители отдела телекоммуникаций и защиты информации Правительства Ульяновской области приняли участие в работе Форума Безопасного Интернета, по результатам участия в котором организовано взаимодействие с некоммерческим партнёрством «Объединение участников рынка интернет-индустрии «Лига безопасного интернета». С этой организацией на уровне Правительства Ульяновской области заключено соглашение о сотрудничестве, направленное на развитие информационной безопасности при внедрении и развитии телекоммуникационных услуг в Ульяновской области.

В марте сформирована рабочая группа по обеспечению координации работ по борьбе с опасным  контентом в сети Интернет при внедрении и развитии телекоммуникационных услуг на территории Ульяновской области, в апреле утверждён план мероприятий по реализации Соглашения.

Основными мероприятиями по кибербезопасности, проведёнными в 2012 году на территории Ульяновской области, стали:

1)         совместное с УМВД России по Ульяновской области распространение 1500 экземпляров брошюры «Управление «К» предупреждает: будьте осторожны и внимательны» (фактически справочник о способах кибермошенничества). Она передана гражданам Ульяновской области через Министерство образования, Министерство труда и социального развития, Министерство искусства и культурной политики, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области, общественные организации муниципальных образований Ульяновской области, а также организации, занимающиеся проведением бесплатных компьютерных курсов.

2) В образовательных учреждениях высшего профессионального образования города Ульяновска проведены круглые столы на тему кибербезопасности.

Участники:

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет» – 50 человек;

ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина» – 30 человек;

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» – 35 человек;

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет» – 40 человек.

3) совместно с Министерством образования Ульяновской области были проинформированы и приняли участие в Международном онлайн-конкурсе по полезному и безопасному использованию Интернета «Интернешк@» 1181 учащийся в возрасте от 6 до 17 лет из учреждений общего среднего, начального профессионального образования и среднего специального профессионального образования.

4) В составе участников областного агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью» активное участие принимали специалисты компании «Мегафон» и специалисты Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии.

5) Совместно с Министерством образования Ульяновской области организовано размещение информационных стендов (плакатов) о «Лиге безопасного Интернета» в учебных заведениях высшего профессионального образования Ульяновской области.

6) Министерством Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии организовано проведение тематических горячих линий по кибербезопасности с участием специалистов операторов связи, Интернет-провайдеров, банковской сферы, УМВД России по Ульяновской области, ОГКУСО ЦСПП «Семья».

7) В оздоровительных лагерях Ульяновской области при поддержке Министерства образования Ульяновской области реализован проект «Атомный лагерь». В рамках данного проекта специалистами Информационного центра атомной энергии и Ульяновского филиала ОАО «ВымпелКом» проводились «Уроки по кибербезопасности». Всего состоялось 25 выездов в оздоровительные лагеря, участие в мероприятиях приняли 6172 ребёнка.

8) В ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» в рамках «Образовательного Мегафорума» состоялся семинар «Риски цифрового поколения. Полезный и безопасный Интернет для детей» – http://positivecontent.ru/node/1592. В семинаре приняли участие представители Фонда развития Интернет, компании ОАО «МТС», Линии помощи «Дети онлайн» и лица, ответственные за информатизацию в управлениях образования муниципальных образований Ульяновской области. По итогам семинара в муниципальных образовательных учреждениях Ульяновской области в сентябре 2012 года было организованно проведение дополнительных уроков среди младших, средних и старших классов «Полезный и безопасный Интернет». Материалы доведены также до родителей, обучающихся на родительских собраниях.

9) В сентябре – октябре 2012 года на территории Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества им. Аксакова компанией ОАО «МТС» при поддержке Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии и Министерства образования Ульяновской области проводилась интерактивная выставка «Дети в Интернете». Выставка была направлена на повышение информированности детей 1-4 классов о возможностях и опасностях сети Интернет, воспитание у детей осторожности, критического отношения к тому, что они видят в Сети. В том числе была организована возможность попробовать поработать в Интернете лично, дать волю своему творчеству и воображению: создать свой «аватар», победить компьютерные вирусы, выучить правила полезного и безопасного использования Сети. Перед посещением экспозиции школьники посетили специальный «Урок безопасного Интернета», на котором были ознакомлены с основными правилами работы в сети Интернет. За месяц работы экспозицию посетили более 4000 школьников в возрасте от 7 до 11 лет из Ульяновска, а также близлежащих поселков Луговое, Кротовка, Пригородный. С начала декабря выставка продолжила работу в библиотеке семейного чтения г. Димитровграда.

В 2012 году финансирование на данные цели не выделялось, на 2013 год финансирование не предусмотрено.

– Что ж, на этом, пожалуй, и остановимся. И пусть  в нашей беседе мы коснулись далеко не всех аспектов работы  МИТ, она все равно получилась достаточно насыщенной. Спасибо, Светлана Владимировна.

– Спасибо за приглашение и вам. Со своей стороны хочу сказать, что мы всегда готовы к общению – нам в нашей работе скрывать и таить нечего. Как говорится, всегда рады…