Квартира жителя поселка Октябрьский Радищевского района Анатолия Егоровича Андреева невелика, не блещет современной отделкой и «навороченной» техникой. Но завораживает красотой написанных им картин, которые развешаны на стенах. Даже простые деревянные двери хранят «следы кисти» художника.
Произведения Анатолия Егоровича близки и понятны всем. В основном это пейзажи родного края, нехитрые сюжеты деревенской жизни, которые оставляют яркое впечатление в душе каждого, кто хотя бы раз встречался с творчеством Андреева. Радищевский родник, дикие пионы, красными капельками разбросанные по горе, река, изгибающаяся вдоль крутых берегов – Андреев выражает в своих творениях восхищение и любовь к родному краю. Природа на его картинах будто живая: чувствуется дуновение ветерка, свежесть зимнего утра, аромат хвойного леса. В картинах мастера мы вдруг начинаем видеть красоту обыденного, того, что видим каждый день, но не замечаем.
Среди красот простой сельской природы величественно расположились копии с шедевров «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, картин Аркадия Пластова. Любит художник создавать композиции. В его огромной коллекции нашли отражение такие события, как ежегодный фестиваль мордовской культуры в селе Кивать, празднование 100-летия Аркадия Пластова и семейный портрет с супругой и двумя детьми. Художник воскресил и былой облик Верхней Мазы времен Дениса Давыдова, отобразил панорамный пейзаж поселка Октябрьский и дорожную карту.
– У Радищева есть «Путешествие из Петербурга в Москву», а у меня – из Старой Кулатки в Новоспасское, – улыбается Андреев.
С одобрением глядит на увеличивающуюся день ото дня коллекцию мужа его супруга Валентина Ивановна.
Но сколько бы ни была богата интересными картинами коллекция художника, есть среди них особенно дорогие сердцу автора. Таковой является первая работа Анатолия Егоровича
– «Воспоминания о 1944 годе». Сюжет произведения совсем прост: крестьянка работает на тракторе, неподалеку стоит мальчишка.
Признание
– Это – память о детских годах, – рассказывает об этой работе Андреев. – Женщина на тракторе – моя мама, а мальчишка – я. В тяжелое военное время, пока отцы сражались на поле боя, вся тяжелая мужская работа легла на хрупкие женские плечи. Ох, и досталось тогда бабенкам. В том числе и моей маме, она работала трактористом. Вот она, в фуфайке, замотанная платком, и в дождь, и в холод работает в поле, чтобы до заморозков успеть вспахать землю. На тракторе флажок (она была передовиком), а в руках держит кривой стартер. Заглохнет машина, завести ее сил не хватает, бежит она к бригадиру на другое поле. Придет, заведут вместе, и дальше мама продолжает пахать. Я бегал к ней на работу, чтобы молока с хлебом принести. Очень боялся подходить близко к трактору. Уж больно страшно гудел.
Эта картина, которая участвовала в выставке в Москве и выставлялась даже в Польше, получила дипломы и всеобщее одобрение творческих Союзов – художников, композиторов, писателей и других.
Не столько талант, сколько бешеный труд
– Как появился на свет, с тех пор и рисую, – шутливо говорит Анатолий Егорович. – Предполагаю, что отец хорошо рисовал, но только не до этого ему было, когда четыре голодных рта накормить нужно.
Первое произведение Андреева – рисунок собачки – учительница сразу же отправила на выставку. Вот только заняться живописью основательно художник смог спустя много лет: сначала школа, потом учеба в сельскохозяйственном институте отнимала время – некогда было рисовать.
В 1961 году вместе с молодой супругой Валентиной приехал по направлению в поселок Октябрьский. Устроились в местную школу: глава семьи преподавал производственное обучение, а его жена была учителем биологии.
Молодых специалистов не раз приглашали переехать в город. Но Андреевы твердо решили – из ставшего уже родным села ни ногой.
– Мои братья и сестры уехали в город. Всю жизнь на заводе работали, никуда не выезжали и ничего не видели. А мы каждые каникулы отдыхали на море. Кроме того, постоянно со школьниками и в Суздаль, и в Ленинград, и в Ташкент – куда только не ездили на экскурсии! Все расходы оплачивал совхоз «Октябрьский». Вот каким богатым он был, – вспоминает Валентина Ивановна.
– В те времена на отпускные в Сочи ездили, а сейчас нашей пенсии только на лекарства хватает, – продолжает Анатолий Егорович.
Педагогическому поприщу Андреев отдал 16 лет, а Валентина Ивановна работала учителем 40 лет. Сегодня бывшие ученики не забывают любимых преподавателей. Да они и сами всех помнят и всегда радуются, когда у ребят всё в жизни складывается хорошо.
Детский сад, бассейн и… Ленин
Здесь же, в Октябрьском, Анатолий Егорович серьезно взялся за кисть. Заочно окончил Народный университет искусства. Известность о его таланте разнеслась далеко за пределы поселка. Андреева стали приглашать разрисовывать стены в бассейне, детском саду, Доме культуры. С особым увлечением и интересом брался радищевский художник за работу, оживляя государственные учреждения яркими красками.
– Однажды приехали из районного комитета и попросили нарисовать Владимира Ильича Ленина, – вспоминает моменты из жизни Андреев. – Наш партийный организатор показывает на меня, но гости не соглашаются. Нам, говорят, нужен ответственный человек. Я всё же взялся за работу, и на следующее утро принес им пор-
трет. Долго и молча оценивала его комиссия. А потом парторг сказал мне, чтобы повесил картину – всем она понравилась! Я любил рисовать Ленина, и он у меня всегда хорошо получался. Для клуба такую картину написал! На переднем плане Владимир Ильич со знаменем, а позади – комбайнеры, трактористы. Три в высоту и семь метров в ширину растянул.
Самым сложным для художника было достать краски. Для этого ему приходилось обращаться в Художественный
фонд.
– Мы в Ульяновск везли колбасу, а домой – краски, – рассказывает Андреев. – Зато были всегда уверены в качестве. А сегодня, несмотря на изобилие продукции, часто попадается подделка.
Ни часа свободного времени
Картинами Анатолия Егоровича украшены детский сад, школа, районный Дом культуры, и еще много произведений было им подарено в разные уголки нашей малой Родины.
– Без кисти я и дня не проживу, – признается Андреев. – Она дает движение, бодрость, радость. Держать себя в тонусе помогают и выставки, которые организовываю, заказы на картины. Меня часто приглашают в школы с презентациями.
Такие люди, как Анатолий Егорович, не привыкли к славе, но их жизнь, ежедневный труд – это источник человеческой мудрости и самоотверженности.
Вера Виноградова