Эх, не повезло ульяновскому губернатору родиться, жить и работать в Москве или в Петербурге. Ведь как человек мечтает жить не в простом городе, а в какой-нибудь столице. Отсюда и постоянный фонтан идей насчет столичности Ульяновска – то авиационной Сергей Иванович ее назначит, то культурной обзовет. Но сейчас уже никто почти не помнит, с чего все начиналось – в 2005-ом году Морозов на весь мир заявил, что собирается сделать наш город столицей автомотоспорта, построив здесь не что-нибудь, а самую настоящую трассу «Формулы 1». Да что там «Формула-1» – трассу, подобную которой даже в самой Европе нет! Вот только многие посчитали идею «не по размеру» региону. «Богатейшая Москва не в состоянии построить такой комплекс. Что уж тут говорить об Ульяновской области, еле сводящей концы с концами, – возмущался краевед Сергей Петров. – Мы это уже проходили. Губернатор Шаманов обещал возвести ледовый дворец. Закопали десятки миллионов, а в итоге построили обычную хоккейную площадку. Будьте уверены, и в этот раз случится нечто похожее».
Гонщик-бизнесмен «продавил»
Проект оценивался аж в миллиард рублей. Это откуда ж такие деньжищи у бедной отдельно взятой поволжской области? А ларчик просто открывался. Суперпроект ульяновская администрация «разделила» вместе с местной торговой компанией «Максима-Х», во главе которой стоял Вадим Харлов, будущий руководитель местного отделения партии «Справедливая Россия» и будущий же депутат Государственной думы. Один из богатейших (на тот момент – в перспективе) людей нашего региона, владелец и пилот команды «Максмотор-Ульяновск», президент ульяновской Федерации автомотоспорта (и прочая, и прочая, и прочая) и явился инициатором строительства автомобильного комплекса, Гонщик-бизнесмен кстати пообещал вложить в проект более полумиллиарда рублей. Ну-ну… Личные амбиции и желания вдруг сразу нашли поддержку на уровне региональной власти. Ну как же, прогреметь на всю Россию за сотворение проекта такого статуса… Имидж, рейтинг, голоса избирателей, одобрение Москвы – в общем, все, как полагается!
На кону – городская недвижимость
С какого-то перепугу ульяновские власти решают создать ООО «Автодром», 49% акций которого принадлежали бы мэрии, а 51% – частному инвестору. Нюансик в странном тандеме всего один – мэрия якобы не вкладывает в проект ни копейки наличными деньгами. В обмен на участие города в проекте Автодрома коммерсантам «Максимы-Х» переходит 10 (а в разных источниках эта цифра доходит до 14) городских объектов.
С чего такая роскошь? Да, мол, объекты, даденные на откуп в частные руки в убогом состоянии, буквально камнем на шее города висят, никому не нужны. И вот уже с легкой руки местной власти крупнейшие объекты городской собственности, в числе которых «лакомый кусок» – гостиницы «Советская» и «Венец», расположенные в центре города, уплывают в частные руки – без законной процедуры приватизации, без торгов. Практически за красивые глаза. Или, правильней сказать, за красивые намерения. Параллельно с этим в собственность «Максимы – Х» переходит ЦУМ – также очень витиеватым и сомнительным (если не сказать скандальным) путем. В один момент Вадим Харлов становится главным игроком на рынке коммерческой недвижимости областной столицы.
На раздаче – председатель бюджетного комитета
«Вам не кажется странным, что администрация Ульяновска предлагает лучшие объекты недвижимости – говорил тогда депутат ЗСО Олег Горячев. – Боюсь, может произойти негласная приватизация, и город попросту потеряет их. В муниципальной казне сегодня нет денег даже на самое необходимое». Однако глас народного избранника, равно как и мнение его коллеги Юрия Когана, потонули в аплодисментах по поводу местных Нью-Васюков… Ой, простите, по поводу Автодрома. На этой восторженной волне дела у Харлова и его компании резко идут в гору. Причем не только в бизнесе, но и в политике: сначала на работу в правительство области уходит его верный сподвижник Николай Доронин. Затем сам он вполне замечательно избирается депутатом гордумы и почти сразу становится председателем бюджетного комитета – как говорится, садится на раздачу. И превращается в классического героя конца двухтысячных – богатеющего день ото дня депутата-бизнесмена.
Пиар-поддержка «Автодрома» продолжается по всем фронтам. Губернатор по-прежнему грезит столичностью и предвкушает успех. Правда, риторика вдруг резко меняется. Сначала общественность уверяли, что стройка века обязательно приведет в Ульяновск инвесторов-толстосумов, и тогда-то мы заживем, забогатеем – по первоначальным прогнозам автоспортивный комплекс должен был приносить ульяновской казне аж 7,5 млрд.рублей в год. Позже вдруг начинают звучать слова «социальный проект» – читай «неокупаемый, неприбыльный, требующий постоянной бюджетной поддержки». А кто у нас глава городского бюджетного комитета? Правильно, Вадим Харлов! Так что подпитка обеспечена.
Картинг – детям?!
Однако даже такого усиленного местного участия не хватает: в 2008-ом году начинаются вполне ожидаемые финансовые проблемы. Некие молодые люди даже пикет у ЦУМа организовали – привлекали внимание к плачевным перспективам «Автодрома». То ли сама «Максима Х» эту акцию организовала, то ли просто удачно воспользовалась моментом, но вопли «Спасите! В Ульяновске загибается хорошая идея!» полетели в направлении федерального центра. Возглавил миссию под кодовым названием «Вырулим денег из Москвы» сам губернатор. Про бред о «Формуле-1» уже никто не вспоминает, про озвученные сроки (Все сделаем за три года!) – тоже, хотя именно на эту мульку и покупали доверчивый народ на первой стадии. Теперь речь идет о том, чтобы дать деткам возможность гонять на картингах. Расчет оказался точным, в верхах тему одобрили. Как сообщает сайт «Диван Обломова», в 2010 году на строительство инженерной инфраструктуры Автодрома было направленно 370 миллионов рублей. Из них 225 миллионов – из федерального бюджета, и еще 100 миллионов – из бюджета города. Прибавляем, вычитаем – на долю частного инвестора (то есть «Максимы Х») остается всего 44,5 миллиона. А вначале говорилось, что все будет 50 на 50, что город только недвижимостью расплатится. Но на деле вышло то, что вышло.
Карта «Автодора» отыграна
Факт федеральной поддержки очень всех вдохновляет. Депутат-единоросс Сергей Кузьмин, тоже большой любитель спорта, в те дни даже написал в своем твиттере: «Получил от Харлова проект Центра олимпийских и экстремальных видов спорта, разработанный немцами. Если реализуем, вся страна завидовать будет». Любят у нас в Ульяновске громкие слова и звучные названия. Правда, почему-то, стабильно предпочитают не доводить дело до конца. Уже сегодня от былой помпы вокруг Автодрома не осталось и следа – карта отыграна, ушла в колоду. Возможно, чтобы вновь однажды возникнуть в нужный момент, аккурат под выборы или под еще какую-нибудь подходящую ситуацию. Когда деньги понадобятся или пиар.
Что мы имеем на сегодняшний момент? Ровно то, что построено на государственные деньги – картинговую трассу и кое-какую инфраструктуру. В плановом режиме проводятся кое-какие соревнования, на мега-уровень никак не тянущие. Вадим Харлов в Москве, работает в Государственной думе. От всех своих ульяновских активов и пассивов (в виде Автодрома) он успешно избавился. Объекты городской недвижимости, которые должны были принести Ульяновску колоссальный профит, обогащают исключительно чьи-то частные кошельки. Сергей Иванович по уже наработанной схеме грезит новыми столицами. И совершенно ясно, что Автодром в том виде, в котором он задумывался, никогда не будет достроен.
Интересно, только у автора присутствует ощущение, что нас где-то во всем этом очень крупно надули?
Аноним
…непонятен смысл статьи)) Что автор сказать-то хотел? Что губер скучает и придумывает себе “столицы”? Что у Харлова все отлично? Или…. жалко-то как, что нет трассы “формула-1” мирового уровня?))))))
FBI
Наш представитель в Мюнхене готовит репортаж: как ульяновские “каталы” обосновались в Германии. Покажем, для кого открыли “Представительство Правительства УО в Германии”, как живут дети и жены наших народных избранников, радеющих за демографическую ситуацию в регионе, как они соседствуют с теми, кому были подарены за бесценок упомянутые объекты.
Аноним
не сомневаюсь, что упомянутые Вами люди живут, мягко говоря, в достатке))))) А у прокуратуры к ним претензии были?)) Если нет, тогда смысл статьи сводится чисто к человеческой зависти)) Спасибо, поняла))
Нет, мадам
Аналитика говорит, что компру на Харлова слили в ответ на письмо Игоря Зотова генпрокурору Чайке с просьбой проверить губера по пластовской премии. Зотов и Харлов в одной группе отшельников (5 чел.) в Думе и не исключено, что “интерес” Зотова к Морозову возник не из воздуха…
Инноватор
Мою идею: Ульяновск-столица конопли” подхватил Чепухин, предлагаю еще одну для Губера и Самойлова: “Во всех бедах Ульяновской области виноват козел Харлов, ату его!”
покупатель
Я полностью разделяю мнение автора.
Маркетолог
Винегрет из чепухи (с)
Первое – 370 миллионов в 2010 году – это далеко не весь бюджет автодрома. Если кто не помнит, первые соревнования (между прочим – этап чемпионата РФ) на картинговой трассе прошли в 2006 году. То есть уже в 2006 году была полностью готова картинговая трасса – между прочим, лучшая трасса в России, как это признают даже в РАФ. Стоимость такой трассы – несколько десятков миллионов рублей только за “асфальт”, не считая инфраструктуры – паддок, освещение, хронометраж, трибуны, парковки. Так что ещё к концу 2006 года Харлов из своего кармана выгрузил сотню мегарублей и построил спортивный (читай – социальный) объект.
Второе – никакой прямой связи между ЦУМом, Венцом, Советской и спортпарком нет. ЦУМ был приватизирован задолго до истории с автодромом, Венец в собственности минимущества до сих пор, и хотя уже несколько раз выставлялся на приватизацию, никто не собирается его выкупать даже за половину балансовой цены, ибо бизнес убыточный. Советская вообще здесь третьим боком, это унылое недоразумение в центре города уже лет десять проходит по статусу “чемодан без ручки”.
Третье – да, первоначально Харлов расчитывал на соинвесторов, как трезвый барыга он понимал, что при всем своем фанатизме он этот проект в одиночку не потянет, даже продав спортивную команду. Чуть позже пришло понимание, что соинвесторы в этой стране скорее исключение, в основном страна кишит рейдерами, мечтающими прийти с жадными руками и пустым карманом на всё готовое. Ну и кризис – куда же без него. В 2009 году, чтобы не бросать на половине пути работы по большому (автомобильному) кольцу, Харлов вытащил проект на госфинансирование, и получил разовый целевой транш (по которому кстати отчитался). Это те самые государственные 300 мегарублей, которые были потрачены на достройку и пуск в эксплуатацию штаба соревнований, профилирование большого кольца и консервацию крытой картинговой трассы.
Четвертое – не Олегу Горячеву учить Харлова социальному бизнесу и честности в освоении государственных средств. Никто ещё не забыл, что у самого Горячева максимум на что хватило бизнес-смекалки – на выкачивание бабла из ульяновских крестьян через ОАО “Продовольстве”, которое крышевал папа-губернатор (царствие ему небесное!).
Есть ещё много финансовых и не финансовых пунктов, но важнее другое. На автодроме была запущена секция по картингу, в которой пусть и не бесплатно, но могли заниматься ульяновские ребятишки. Двое из которых – Санин-младший и Охотников-младший, неоднократно становились призерами Кубка России и Чемпионата России, и сейчас продолжают свою спортивную карьеру. Возможно скоро их фамилии будут знакомы не только знатокам российского автоспорта, но и фанатам автоспорта по всему миру. Как это например произошло с Виталиком Петровым – первым и пока единственным россиянином, попавшим в число пилотов Формулы-1. Который кстати тоже многим обязан Харлову, ибо заметили его и окрестили “выборгской ракетой” в те годы, когда он в составе харловской команды Макс-Мотор брал подиумы в кубке Лада-революшн.
Могли ли ульяновские пацаны расчитывать на карьеру в автоспорте, не построй Харлов за свои деньги картинговую трассу? Скорее всего нет. А что сделал для Ульяновска копеечный щелкопер, накропавший эту статейку? Скорее всего ничего, и даже кое-где навредил (с).
И на правах социальной рекламы 8-) ссылка на предмет обсуждения:
http://spsimbirsk.ru/
Беспалова
Прокуратура и Следственный комитет разберётся, запросы уже отправили.
Ежов
Десятый раз утверждаю: Маркетолог к власти никакого отношения не имеет, высказывает компетентную и совершенно частную точку зрения. За что и чтим)
Отличный расклад, дружище) Единственное – согласен к комментом Маркетера ниже. Действительно, частности да, но в общем схема то отработана и не только Вадимом, скажем справедливости ради.
Маркетолог
Дима, если бы аффтор внимательно покопался в шкафу у Харлова – он бы однозначно нашел там массу скелетов. “Все мы родом из девяностых” – ты наверняка понимаешь, что значит эта фраза. Например, мне самому интересна история приватизации ЦУМа, но могу предположить, что интересных бумажных документов уже не осталось, а непосредственные участники вряд ли станут говорить ВСЮ правду.
Но что касается автодрома – на данный момент это совершенно точно светлое пятно в биографии Харлова. Хотя допускаю вероятность, что единственное 8-)
Знаток
Фофан снова пишет глупости и боится сам подписаться
Маркетер
Автор, при некоторых неточностях, правильно изложил суть и философию бизнеса Харлова. А именно, лихой подъем на бюджетных бабках, используя административный и коррупционный ресурсы, плюс несовершенство (с точки зрения гражданина страны, чуть более развитой, чем Синегал или Нигерия) законодательства. Картодром – дело хорошее, вопросов нет, только это – часть схемы плюс социальное алиби (типа братвы 90-х с колоколами для церквей). Только что братва по сравнению с продуманным депутатом? Братвы уж и нет. А Харлов день и ночь в Думе о народе думает (простите. стилисты), где бы еще карто-вело-мотодром какой-нибудь построить на бюджетное бабло.
Изгнанница
Неужели этот хапуга Харлов и злосчастная Максима-Х всё-таки будут хоть как-то наказаны, и слёзы жителей Среднего Венца, страдающих от построенного дома Максимы-Х, хоть как-то отольются?