– Александр Викторович, Россия и НАТО уже запустили транзитный проект по перевозке грузов для международных сил в Афганистане через Ульяновск. Какова схема этих перевозок, и в чем заключается ее “упрощенный характер”?
– Транзит, как и любые другие перевозки, – это сфера коммерческих отношений между компаниями. Она регулируется российским законодательством – никаких исключений для транзита грузов в Афганистан или из Афганистана не делается. Все грузы подлежат декларированию и другим таможенным процедурам, как и любые другие грузы, перевозимые по российской территории в режиме транзита, т.е. без пересечения таможенной границы Российской Федерации. Договоренности с НАТО также предусматривают, что с учетом повышенной наркотической опасности с афганского направления, Российская Федерация имеет право на дополнительные осмотры грузов, следующих транзитом из Афганистана, при наличии на то оснований.
– Это относится только к нелетальным грузам?
– В соответствии с договоренностями в рамках Совета Россия-НАТО /СРН/, упрощенному администрированию транзита подлежат только “нелетальные” грузы. Транзит вооружений, их компонентов и личного состава регулируются двусторонними юридически обязывающими соглашениями между Россией и отдельными странами, участвующими в МССБ. Схема перевозок включает набор сертифицированных маршрутов на территории РФ и наших соседей. На практике, министерства обороны стран-участниц МССБ или соответствующие ведомства, отвечающие за логистику, заключают подряды с коммерческими фирмами на осуществление перевозок, а эти компании в свою очередь вступают в переговоры с перевозчиками, которые имеют лицензии на работу на российском рынке транспортных услуг. Таким образом, объемы перевозок зависят не только от потребностей контингентов МССБ, но и от преимуществ, в т.ч. коммерческих, того или иного маршрута.
– В чем заключается привлекательность этого маршрута для государств альянса?
– Перевозки через Россию привлекают партнеров не только расценками, но, в первую очередь, надежностью, стабильностью и прозрачностью административных процедур. Не припомню сбоев в транзите по нашей территории. Были временные отказы в перевозке в связи с огрехами в декларировании грузов, но это общепризнанная международная практика, и такие случаи не сказываются на качестве сотрудничества.
Первый “пробный” груз Международных сил содействия безопасности в Афганистане прошел с задействованием комбинированной схемы маршрута через Ульяновск в декабре прошлого года.
Бэкграунд:
Североатлантический альянс уже в прошлом году приступил к выводу своих сил из Афганистана, который должен быть завершен к концу 2014 года. Из 140 тысяч иностранных военных, находившихся в этой стране летом прошлого года, в 2015 году, по планам НАТО, там должны остаться лишь “небольшой контингент” небоевых сил, которые будут оказывать Афганистану помощь в тыловом обеспечении, организации управлении, обучения и разведки афганских национальной армии.
“Вывод столь значительной многонациональной армии означает огромный объем транспортных перевозок, в организации которых решающущю роль играет стоимость и надежность, и в этой связи НАТО высоко ценит транзитные соглашения с Российской Федерацией, которые стали отличным примером эффективного и взаимовыгодного партнерства в рамках Совета Россия-НАТО”, – заявил в беседе с корр.ИТАР- ТАСС высокопоставленный чиновник альянса.
Денис Дубровин