По докладу о деятельности Министерства Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии в 2012 году.

1. Востребованность услуг в электронном виде? В области (в деревне, на селе) кто и как информирует население о предоставлении данных услуг? Если нет доступа, как быть?

По состоянию на 31.12.2012 года количество зарегистрированных пользователей на едином портале государственных услуг (далее – ЕПГУ) на территории Ульяновской области составляет 31564 человека (по данным ОАО «Ростелеком»).
Доступ в порталу можно получить через сеть МФЦ, которая развёрнута на всей территории Ульяновской области, в том числе на базе отделений почтовой службы бесплатно, где также можно получить консультации по использованию портала. Кроме того, на территории Ульяновской области размещены 8 инфоматов для предоставления населению возможности выхода на ЕПГУ для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В городских и сельских поселениях действует проект «Мобильный почтальон»: почтальонам в отдалённых населённых пунктах были выданы закупленные в рамках областной целевой программе 22 планшетных компьютера с 3G-модемами (iPad). При доставке почты на дом гражданам предлагается зарегистрироваться на Едином портале госуслуг или подать заявку на получение услуги по перечню услуг МФЦ.
С целью информирования населения о возможности получения услуг в электронном виде проводятся публикации в региональных и районных СМИ (печатные издания, радио). Также информирование населения осуществляется в рамках Агитпоезда. В 2012 году организовано проведение Дней открытых дверей в муниципальных образованиях и органах исполнительной власти, где гражданам рассказывается в том числе о возможности получения услуг в электронном виде. Информирование населения, а также обучение использованию портала государственных и муниципальных услуг осуществляется в рамках обучения населения компьютерной грамотности.

2. Расшифруйте аббревиатуры: ОГБУ «Электронный Ульяновск», ОГАУ «МФЦ Ульяновской области», ОЦП.

ОГБУ «Электронный Ульяновск» – областное государственное бюджетное учреждение «Электронный Ульяновск».
ОГАУ «МФЦ» – областное государственное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области».

ОЦП – областная целевая программа.

3. Данные по мониторингу качества предоставления государственных и муниципальных услуг: кто проводил, репрезентативность выборки.

Исследования проводились специалистами ОГАУ «МФЦ» во всех 24 муниципальных образованиях Ульяновской области, в местах предоставления государственных и муниципальных услуг. Обобщённые индикаторы (показатели) распределены в соответствии с методиками, это:
1) Уровень качества услуг
2) Уровень доступности услуг
3) Уровень административных барьеров
4) Уровень коррупциогенности
5) Рекомендации по итогам опроса.
Всего в опросе приняло участие 552 человека, в том числе 16 – представители юридических лиц, субъекты малого предпринимательства.

4. Что такое универсальная электронная карта? Кто её получает? Кто проводит разъяснение по внедрению электронной карты?

Универсальная электронная карта гражданина РФ (далее – УЭК) сочетает в себе документ, удостоверяющий личность (в установленных законом случаях), полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а также платёжную банковскую карту и удостоверяет права на получение иных государственных и муниципальных услуг. Вводится на основании Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
УЭК выдаётся на бесплатной основе всем гражданам Российской Федерации на основании заявления на выдачу универсальной электронной карты, поданного при личном посещении пунктов приёма заявлений и выдачи карт (с 01 января 2013 в Ульяновской области функционирует 5 пунктов: 4 в Ульяновске, 1 в Димитровграде).
Разъяснения по внедрению Универсальной электронной карты проводятся посредством комментариев на радио, на телевидении, информационных заметок в СМИ.
Кроме того, информацию по проекту УЭК можно получить на странице сайта Министерства по развитию информационных технологий и электронной демократии, посвященной универсальной электронной карте (http://it.ulgov.ru/page/index/permlink/id/937/), а также по телефонам нашей горячей линии: (8422) 41-06-50, 27-37-43.

5. Кто, когда, и каким методом измерили уровень удовлетворённости качеством организации предоставления услуг на базе МФЦ? Кого опрашивали, выборка?

Мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг производится посредством использования «ящиков обратной связи». Имеются два ящика – для положительных отзывов и для отрицательных. При входе гражданину вручается «смайлик» и при выходе после обслуживания клиент опускает «смайлик» в одну из урн. Ежемесячно при участии сотрудника Министерства осуществляется подсчёт смайликов, по итогам которого подсчитывается уровень удовлетворённости граждан.

6. В Роскомнадзоре организована регистрация операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории Ульяновской области. Какое отношение к этому имеет Министерство Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии.

Усилия Министерства были направлены на активизацию в 2012 году работ по направлению в адрес Роскомнадзора уведомлений об обработке персональных данных от операторов, осуществляющих обработку персональных на территории Ульяновской области. На сайтах исполнительных органов государственной власти и органах местного самоуправления региона опубликованы требования закона и соответствующие объявления о необходимости подачи уведомлений.

7. Кто проводит информирование населения по вопросам кибербезопасности? Уроки по кибербезопасности проводят только с молодёжью?

Информирование населения Ульяновской области по вопросам кибербезопасности организует Министерство силами и средствами операторов связи Ульяновской области. Так же активное участие в данном вопросе принимают специалисты отдела «К» УМВД России по Ульяновской области.
Информация о кибербезопасности до «не молодёжи» доводится в ходе работы организаций, занимающихся проведением бесплатных компьютерных курсов (АНО «Информационный центр атомной энергии» в г. Ульяновске, Центр компетенции с сфере ИТ ОГБУ «Электронный Ульяновск», Центр Интернет-образования УлГУ, Центр обучения IT-специалистов в г. Ульяновске), в ходе работы горячих телефонных линий и в рамках работы агитпоездов «За здоровый образ жизни» в органах местного самоуправления Ульяновской области.

8. Создана ли кадастровая карта земли города Ульяновска и Ульяновской области?

Да, кадастровая карта города Ульяновска и Ульяновской области создана, однако, нуждается в обновлении. Как минимум требуется её приведение к так называемому «пятитысячному» формату для всего региона. Занимается данным вопросом Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. В настоящее время готовится постановление Ульяновской области об утверждении ОГБУ «Электронный Ульяновск» в качестве регионального оператора инфраструктуры пространственных данных.

9. Количество районов и процент населения Ульяновской области (к общей численности населения области) не имеющий доступа к мобильной связи?

Во всех районах Ульяновской области имеется доступ к качественной сотовой связи. Однако в 99 населённых пунктах региона, с общим населением 20120 человек (что составляет 1,6 % от населения области), в настоящее время сотовая связь отсутствует по причине сложного рельефа местности. Министерством постоянно ведётся плотная работа с операторами сотовой связи по улучшению качества предоставления соответствующих услуг.

10. Ульяновский филиал «Ростелеком» расширяет свою сеть по Ульяновской области. Какое отношение к этому имеет Министерство Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии.

Министерством решаются различные проблемы хозяйствующих субъектов в части земельных отношений с органами местного самоуправления. Также осуществляется большой объем работы по снятию административных барьеров. Хочу заметить, что Министерством подобная работа осуществляется не только по отношению к Ульяновскому филиалу ОАО «Ростелеком». Министерство работает со всеми ИКТ-компаниями

11. Какое содействие оказало Министерство информационных технологий Ульяновской области в организации видеотрансляции на избирательных участках?

При организации видеотрансляции выборов Министерство выступило в качестве ответственного координатора между различными исполнительной органами государственной власти, органами местного самоуправления Ульяновской области, Избирательной комиссией Ульяновской области и компанией Ростелеком

12. В 2012 году были проведены конференции «Улкэмп – 2012», «Стачка», семинар «Открытый регион», олимпиады по информационным технологиям, «День программиста», ИТ-смена молодёжной Лесной школы «Deadline-ИТ» и т.д.. Кто финансировал проведение мероприятий (Министерство, ВУЗы, частные компании и т.д.)? Изучен ли результат проведения и целевые показатели данных мероприятий? Как измерялась эффективность проведения мероприятий?

Кратко рассказываю о каждом из мероприятий:

• Всероссийская IT-конференция «Стачка!». Финансирование: Министерство (организация 4 интерактивных площадок по взаимодействию специалистов информационно – коммуникационных технологий и населения, проведение видеоконференции и семинаров с участием экспертов, Организация процесса взаимообучения различных групп населения, ведение сайта http://nastachku.ru/), Некоммерческое партнёрство «Содействие развитию интернет-технологий» (размещение рекламной информации в СМИ, раздаточный материал, частично информационного штендера);
Результат: 1500 участников.

• V Поволжская олимпиада по информационным технологиям среди студентов и аспирантов «Волга ИТ – 2012». Финансирование: Министерство (кофе-брейк, сувенирная продукция, СМИ, стенды), УлГУ и УлГТУ (работа дисплейных классов). Результат: 900 участников, 14 регионов Приволжского федерального округа.

• Международная конференция по информационным технологиям «Улкэмп – 2012». Финансирование: Министерство (аренда территории, оборудования, организация транспорта, проживания, питания, культ-масс, информационное сопровождение, полиграфия и пр.), ИТ-компании: «Скрипт» и пр. Результат: 900 участников.

• Межрегиональная конференция по свободному программному обеспечению. Финансирование: Министерство. Результат: 250 участников.

• Федеральная социальная программа «Бабушка-онлайн». Финансирование: в рамках соглашения МРОО «АВИП» передало 10 ноутбуков для работы Компьютерного консультационного центра. Результат: в рамках программы в 2012 г. обучено 30 человек (работа программы началась 03.12.2012. Но в течение всего 2012 года работал Центр компетенции ОГБУ «Электронный Ульяновск», который обучил 278 чел. (люди пенсионного возраста).

• Мероприятия, посвящённые профессиональному празднику «День программиста». Финансирование: Министерство (кофе-брейк), УлГТУ (помещение). Результат: 400 участников.

• ИТ-смена молодёжной Лесной школы «Deadline – ИТ». Финансирование: ИТ-компании (подарки победителям).

• Региональный конкурс компьютерного творчества среди детей и юношества «Мастер информационных технологий». Финансирование: ИТ-компании. Результат: 250 участников.

13. В поликлиниках Ульяновской области внедрена электронная запись к врачу. Где, когда и кем проводится обучение пожилых людей навыкам пользования «Электронной регистратурой». Проходит ли такое обучение в рамках социальной программы «Бабушка-онлайн»? Сколько бесплатных компьютерных консультационных центров для людей старшего возраста функционирует в Ульяновской области? Сколько человек прошло обучение в 2012 году? Каким образом население информируется о проведении подобных занятий?

В рамках занятий консультационного центра социальной программы «Бабушка-онлайн, Дедушка-онлайн» проводится обучение пользования электронной регистратурой (непосредственно на занятиях – демонстрация, регистрация и обучение – в режиме индивидуальных консультаций). Так же в 2013 году планируется обучение пользованию порталом госуслуг и социальными сетями. На сегодняшний день работает один консультационный компьютерный центр в рамках программы «Бабушка-онлайн, Дедушка-онлайн», но запланировано открытие ещё 3-4 центров.
В 2012 году обучение в рамках работы Центра компетенции ОГБУ «Электронный Ульяновск» прошло 309 человек, из них 85% составляли слушатели 50 лет и старше. Программа «Бабушка-онлайн, Дедушка-онлайн» стартовала 03.12.2012, в конце 2012 года обучено 30 чел.

14. Несколько лет при Министерстве существует Общественный экспертный совет. К каким видам деятельности привлекаются его члены? Опыт работы совета?

Общественный экспертный совет и Министерстве начал своё формирование в мае 2012 года. Первое его заседание состоялось июле прошлого года. Совет привлекается к оценке и экспертизе программ и нормативных документам информатизации Ульяновской области. Главной задачей Совета на текущий момент является разработка конкурсной документации для проведения Научно-исследовательской работы «Развитие кластера информационных технологий Ульяновской области». В Совет входят представители вузов региона, крупных ИТ компаний, а также некоммерческих ассоциаций АНО «Ульяновский совет культивации интернет технологий» и НП «Содействие развитию ИТ».

15. Результаты межрегионального и международного сотрудничества в 2012 году? Что даёт Ульяновской области данное сотрудничество?

В 2012 году впервые были подписаны Меморандум о взаимопонимании Международным банком реконструкции и развития.
Также в прошлом году Министерство участвовало во 2-ой генеральной ассамблее Всемирной организации электронных правительств городов и местных правительств, в Барселоне. Ульяновская область была назначена вице-президентом Всемирной организации электронных правительств. В 2013 году Министерство будет участвовать в заседании исполнительного комитета, где Министерство будет демонстрировать важнейшие ИТ-проекты и достижения Ульяновской области в сфере ИКТ на международном уровне.
Министерство приняло участие в Международной конференции «Теория и практика электронного правительства» (ICEGOV). Целью сотрудничества является установление деловых связей, знакомство с последними тенденциями и достижениями в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий о последних тенденциях отрасли, а также с различными решениями, применяемыми в секторе ИКТ, которые могут быть использованы в Ульяновской области.

Заместитель Председателя Правительства Ульяновской области – Министр Ульяновской области по развитию информационных технологий и  электронной демократии С.В.Опенышева