Как говорится, лучший ценитель искусства — это время. Спустя несколько десятилетий после смерти советского живописца Аркадия Пластова интерес к нему только приумножился. Его имя стало стимулом для художников, творящих в стиле реализма, нынешних и будущих лауреатов премии Пластова.
Первоначально идею о премии предложили ульяновские художники. Инициативу почтить память знаменитого земляка еще и таким образом поддержал губернатор Сергей Морозов. С 2007-го по январь 2011 года премия в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова имела региональный статус. За это время ее лауреатами стали десять ульяновских художников: Аркадий Егуткин, Василий Шеломов, Виктор Сафронов, Евгений Шибанов, Борис Худяков, Анатолий Ермаков, Татьяна Горшунова и Анна Мерзликина, Николай Чернов и Галина Мишова.
В позапрошлом году премия приобрела статус международной. Бороться за нее с тех пор могут не только российские, но и зарубежные художники. В 2012 году на премию были выдвинуты работы свыше 500 соискателей, а одним из лауреатов стал известный деятель искусства Зураб Церетели.
Тогда художник и скульптор с мировым именем передал свои денежный приз на развитие ульяновской детской школы искусств.
Надо сказать, вручение премии по сложившейся традиции является кульминационным моментом Международной ассамблеи художников «Пластовская осень»: В дни ее работы не только пространство музейных залов, но и весь регион будто дышит большим искусством. Кстати, партнером ассамблеи недавно стало ЮНЕСКО, что, несомненно, объединит художников Содружества Независимых Государств и будет способствовать открытости и доступности искусства, как этого хотел Аркадий Пластов.
В этом году, когда Ульяновская область стала центром празднования 120-летия со дня рождения «певца советского крестьянства», премия приняла обновленный вид. Ее презентовали на весь мир в январе в Лондоне. Там же, в Великобритании, в канун юбилейной годовщины художника впервые представили шесть уникальных полотен мастера вместе с работами победителей премии имени А.А. Пластова 2012 года.
В настоящее время Положение о премии готовится к утверждению. Планируется, что она будет присуждаться сразу в 21 номинации. Официальный размер премии — 20 миллионов рублей. Половину из них предоставит бюджет области, остальные — бизнес.
Однако самое главное, что проекты, получившие международную премию, будут реализовываться на территории Ульяновской области. Предполагается, что данное обязательство станет одним из основных условий участия в конкурсе. Премия, которую распределит авторитетное международное жюри из числа выдающихся художников, деятелей культуры и искусства России и мира, будет выдаваться в виде сертификатов и грантов.
Кроме того, художники, получившие звание лауреата премии, должны будут передать одну из представленных на выставку «Пластовская осень» картин в фонды Ульяновского областного художественного музея. Мастера художественной фотографии – лауреаты премии — обязуются подарить коллекцию фотоотпечатков: не менее 15 экспонатов, а победители в номинации «Арт-издательство» — коллекцию книг по искусству в библиотеку музея. Победители в номинациях «Выставочный проект» и «Музейный проект по продвижению русского реалистического искусства» представят проект на площадках региона. Арт-критики, историки искусства, преподаватели учебных заведений будут проводить публичные лекции по вопросам современного искусства, а художники — мастер-классы в специализированных учебных заведениях Ульяновска и Ульяновской области.

НОМИНАЦИИ НА БЛАГО ОБЛАСТИ
• «Реставрационный проект, осуществляемый на территории Ульяновской области» -присуждается юридическому лицу, представившему проект и осуществившему реставрацию произведений классического искусства (живопись, скульптура, монументальное и декоративно-прикладное искусство);
• «Монументальное искусство»
– присуждается физическим или юридическим лицам, представившим проект оформления объекта социальной сферы для последующей реализации в Ульяновской области;
• «Инновационный проект в области визуальных искусств «Пластов и современность»
– присуждается физическим лицам. Победителю вручается сертификат на сумму 500 тысяч рублей на обучение в одном из учебных заведений Ульяновской области.

«Если мы считаем себя великой нацией, мы обязаны вкладывать средства в культуру, — отметил в ходе пресс-конференции в помещении лондонского аукционного дома «МакДугалл» глава региона. — Поддержка культуры, непосредственно связанная с чувством патриотизма, гораздо важнее иных прозаических вещей… По словам главы Ульяновской области, нынешняя презентация в аукционном доме «МакДугалл», специализирующемся на торгах произведениями русского искусства, — лишь первый шаг в популяризации творчества и премии живописца. «Мы надеемся, что с этой выставкой сможем посетить художественные галереи еще многих европейских стран, — заявил он. — Это открытая премия, и мы призываем художников всего мира к участию в ней». («ИТАР-ТАСС», Лондон)

«Министр искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяна Мурдасова пояснила, что увеличение бюджета произошло за счет спонсорских денег… но имена дарителей «можно будет озвучить только тогда, когда они исполнят свои обязательства». Как пояснила «Ъ» вице-премьер правительства области Тамара Девяткина, «как такового фонда (как юридического лица), аккумулирующего средства для премии, нет, формированием его занимается непосредственно министерство искусства и культурной политики». Вице-премьер также пояснила, что из областного бюджета на премию «выделено пока столько же (сколько и в прошлом году. — «Ъ») — 10 млн. рублей, но губернатор обещал, что эта сумма увеличится». Фонд премии должен быть сформирован окончательно к сентябрю — моменту вручения премий, а деньги в него будут давать «как ульяновские бизнесмены, так и те ульяновцы, которые сейчас живут за ее пределами», — сказала министр культуры. («Коммерсант», подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2111409)

«Разумеется, ничего нет плохого в новой сильной премии, хоть как-то мотивирующей молодых выпускников ведущих художественных институтов… Как бы то ни было — дело благое…
Сколь эта премия авторитетна среди сообщества, мы попытались выяснить у представителя Союза художников России (одного из учредителей ПП) Александра Грекова:
— Поначалу премия, возможно, и имела провинциальный привкус, долго раскачивались, — говорит искусствовед, — но сейчас обрела уже иной масштаб. И я очень рад, что, по сути, впервые в новейшей истории происходит подобное движение в русской культуре — появление столь статусной премии. (“Московский комсомолец” №26145)