Где в Симбирском уезде стояли государевы рыбные дворы, в каком селе были самые высокие жители, где сельчане устраивали пьянки под видом ярмарок, что нашел у нас академик Паллас, куда приехали жить эстонцы, где царь угощал селян сладостями? Эти и другие интересные факты – в нашей подборке.
Мы изучили материалы о селениях Симбирского уезда, написанные краеведом Павлом Любимовичем Мартыновом и изданные в 1903 году, и нашли в них много занимательных описаний местных сел. Некоторых из них уже нет, а вот часть стала прародителями одноименных населенных пунктов. Представляем вашему вниманию эти колоритные заметки знаменитого краеведа.
Село Кременки (Ключищинская волость) – самые большие сады
«Нигде в Симбирской губернии нет так много садов, как в с. Кременках. Более 900 десятин засажены яблонями, грушой, сливою и вишней, а также, кустами смородины и малины; почти у каждаго домохозяина есть сад, а у некоторых и по два. Сады разведены не только в самом селе, но они тянутся от села, по шиханам, на несколько верст».
Село Нагаткино (Нагаткинская волость) – запрещенная ярмарка и чудотворная икона
«С 1873 года в с. Нагаткине существует еженедельный субботами базар; в 1874 году общество хлопотало об открытии в их селе трехдневной ярмарки, с 28 по 30 июня, но земское cобрание отклонило это ходатайство по тем между прочим, соображениям, что ярмарка безусловно послужит в ущерб самим жителям, собирающимся на сельския ярмарки не столько для торговли, сколько для пьянства и празднаго препровождения времени. Однако ярмарка в с. Нагаткине все-таки существует, хотя оффициальнаго права на существование и не имеет».
А вот еще один интересный факт из жизни села Нагаткино:
«В документах начала 18-го столетия с. Нагаткино называется «село Никольское», очевидно, что тогда уже была здесь церковь во имя св. Николая Чудотворца. В церкви, с давних пор, хранится Чудотворная икона Божьей Матери всех скорбящих радостей, явившаяся в четырех верстах от села, близ родника, протекающаго по Солдатскому оврагу. С тех пор этот родник называется святым колодцем. Первоначально на месте явления иконы, при колодце, оправленном в сруб, стоял столб с крестом; в настоящее же время над родником стоит просторная деревянная часовня, устроенная Афонасием Петровичем Беляковым. К часовне ежегодно 8 мая совершается из села крестный ход с чудотворной иконой».
Крепость Белый Яр – государевы рыбные дворы
Это интересное описание мы нашли у Громовой Т.А. в книге «Историческая хроника нотариата Симбирской губернии – Ульяновской области».
«В начале 1660-х годов в Симбирске, а затем и на левом берегу, в крепости Белый Яр, открылись «государевы рыбные дворы». Обычный рыбный двор состоял из больших размеров плота, укреплённого на вбитых в дно реки сваях, или из старого струга, к которым причаливали рыболовецкие судёнышки с уловом. Его принимали рабочие рыбного двора и распределяли по сортам. Всю «красную рыбу», к ней относили белугу, севрюгу, осетра, стерлядь, белую рыбицу и каспийского лосося, отправляли на переработку. Мелкую рыбу оставляли рыбакам «на котёл». Рядом на берегу стояли амбары, сараи, ледники и другие необходимые сооружения для разделки и хранения рыбы… Принимали на государев рыбный двор только «мерную» стерлядь, длиной не менее 10 вершков (около полуметра), для чего измеряли каждую пойманную рыбину специальной деревянной меркой, хранившейся в приказной избе. Ближе к зиме выловленную «красную рыбу», сома и другую крупную рыбу сажали в мелкие озёра, которых по всей пойме было великое множество. При этом каждую особь измеряли и записывали в книгу… Затем по санному пути в свежем, замороженном и солёном виде её везли в Москву».
Село Ивановка (Павловка) (Ключищинская волость) – сельские «великаны»
«Как особенность местнаго населения, нельзя не заметить, что все крестьяне с. Ивановки чрезвычайно высокаго роста – здоровый и красивый народ».
Старыя Маклауши (Ново-Никулинская волость) – симбирские «гастарбайтеры»
«В д. Старых Маклаушах в значительной степени развит шерстобитный промысел; не только на всю губернию здесь приготовляют войлочные шляпы да сапоги, но почти все домой хозяева (более 130) уходят на этот промысел далеко за Волгу, где и проводят все свободное от полевых занятий время: и с половины сентября до половины апреля, возвращаясь домой с хорошим заработком».
А вот еще один подобный пример.
Село Тушна (Тушнинская волость) – за заработками в Астрахань и Баку
«Так как земля очень плохая и несмотря на усиленное удобрение, никогда не дает хорошаго урожая, то очень многие из Тушнинских вовсе не занимаются хлебопашеством, а кто уходит на Волгу бурлачить, кто занимается садоводством. Ежегодно, раннею весною, до 200 человек, из местных нанимаются матросами на пароходы, или уходят в Астрахань на рыбные промыслы, а иные и в г. Баку – на нефтяные заводы и лишь зимой возвращаются домой с более или менее значительным заработком, котораго хлебопашество не дает и при хорошей земле».
Село Ундоры (Ундоровская овлость) – царь угощал крестьян апельсинами
«20 мая 1868 года село Ундоры посетил Великий Князь Алексей Александрович, путешествовавший тогда по Волге и пожелавший провести в этом селе день своего ангела! Еще накануне дано было знать о прибытии дорогого гостя к обедне. Все местные крестьяне, от мала до велика, в праздничных нарядах пришли на пристань встретить сына обожаемаго Царя-Освободителя. Великий Князь прослушал обедню и молебен; удостоил дом священника своим посещением; пожаловал 100 рублей на причт и 100 рублей на бедных; осмотрел господский дом, суконную фабрику, а обедать отбыл на пароход. После обеда Его Высочество угощал крестьян апельсинами и сластями, которыя все скупил, сколько только можно было найти в Ундоровских лавочках; нанял для девушек лодки, в которых оне катались по Волге и пели песни, а другия, на берегу, водили хороводы. Под вечер Великий Князь катался по селу верхом, заезжал в три крестьянских избы, но сильный дождь помешал прогулке. На следующее утро дорогой гость отбыл в Симбирск, подарив на память золотую булавку управляющему именьем».
Село Шиловка (Тушнинская волость) – загадочный родник, человечьи кости и аренда ям для крестьян
«Среди лугов много рыболовных озер, но все они принадлежат удельному ведомству, а арендует их богатый купец из местных крестьян Гаврилов. По земле Шиловскаго общества течет родник, называемый «Поничное горлышко». Ради чего присвоено ему такое название – неизвестно, но в летнюю засуху к этому роднику ходят молебствовать о дожде, так что он, в жизни местнаго населения, имеет значение; родник течет на протяжении двух верст, не по оврагу, а в открытом поле и пропадает в земле, также как и начинается. В трех верстах от села на юг, в стороне от дороги в г. Сенгилей, среди пахотнаго поля, возвышается местность, приблизительно полверсты в квадрате, называемая «бык» по рассказам стариков, несколько лет тому назад, здесь находили человеческие черепа и кости очень больших размеров…В Шиловских горах мел добывается в чистом виде; местныя меловыя копи считаются первыми после Белгородских, Харьковской губернии, и разрабатываются в больших массах, до 400,000 пудов в год. Съемщик копей не нанимает рабочих, а сдает ямы крестьянам, которые копают мел и свозят его на пристань к р. Волге, за что получают по одной копейки с пуда. Такою работою кормятся до 80 семей местных бедняков».
Эстонские хутора (Тушнинская волость) – переселенцы с Балтийского моря
«В 1872 году, с берегов Балтийскаго моря, из Остзейских губерний, переселились к нам 12 семейств эстонцев, сняли в аренду удельную землю и поселились недалеко от села Артюшкина, на Смородинном Ключе, где возвели постройки и образовали два хутора: Смородинный и Огибной, в трех верстах один от другого. В 1881 г. прибыло еще несколько эстонских семейств и поселились отдельным хутором, тоже на удельной земле, но верст на десять южнее с. Артюшкина, на ключе «Крутец» этот последний хутор получил название Лапшанка. В настоящее время хутора обратились в деревни и арендуют у удельнаго ведомства довольно значительное количество земли среди глухого Арбуженскаго леса…В Смородинном хуторе построен молитвенный дом по временам приезжает сюда из Симбирска пастор; здесь же открыта в 1892 году эстонская школа и живет выбранный от всех хуторов сельский староста. Хуторяне занимаются исключительно хлебопашеством».
Криуши (Тушнинская волость) – знаменитая стоянка пароходов
«Прежде большой заработок доставляло местному населению механическое заведение, находившееся в трех верстах от с. Криуш, на берегу затона, образуемаго здесь Волгою и принадлежавшее «Обществу пароходства по Волге». На этом заводе изготовлялись баржи и корпуса пароходов и чинились пароходы не только Волжскаго, но и других обществ. Тогда Криушинский затон славился на всю Волгу, как прекрасная зимняя стоянка пароходов, но с течением времени затон стал мелеть, почему пришлось от него отказаться и в 1888 году Волжское общество закрыло здесь механическое заведение».
Деревня Городищи (Ундоровская волость) – можно найти каменный уголь?
«Академик Паллас, путешествуя по Волге в 1768 году заметил в дачах д. Городищ, по берегу Волги, толстый слой шифернаго угля и высказал предположение, что в Ундоровских горах можно дорыться до слоя хорошаго каменнаго угля; но подобных опытов произведено не было. Позднее академик Гесс исследовал ундоровский шифер и нашел, что хотя он и не принадлежит к настоящему каменной углю, но может с удобством и пользою заменить дрова».
Село Языково (Языковская волость) – народный театр и оркестр
«В 1853 году помещик Василий Петрович Языков построил здесь суконную фабрику, которая в 1877 г. перешла к купцу Степанову. В настоящее время эта фабрика образует особый поселок при селе, в 30 дворов, с населением в 500 человек фабричных рабочих. Суконная фабрика Степанова, если не по количеству вырабатываемаго материала, то по качеству его, должна быть поставлена первою в уезде. Произведения ея обратили на себя внимание еще в 1882 году, на всеросийской промышленной выставке в Москве. Кроме того, положение фабричных рабочих обставлено здесь образцово: независимо от того, что они работают в просторных помещениях, при электрическом освещении, на фабрике устроен М. Ф. Степановым постоянный народный театр; играют исключительно фабричные, под руководством приглашеннаго для постановки спектаклей опытнаго артиста. Но этим не ограничилась деятельность Степанова на пользу рабочих – сам будучи музыкантом, он, при помощи окончившаго Московскую консерваторию дирижера, устроил прекрасный оркестр на духовых инструментах, из 50 деревенских ребят, и хор балалаечников».
Подготовила Галина Плотникова.