Война, великая или локальная и после окончания боевых действий продолжает жить рядом с теми, кто прошел по ее смертоносным тропам, будь то ветераны сороковых или их дети и внуки – «афганцы». Все они надевают свои боевые награды в Дни воинской славы России совсем не для того, чтоб покрасоваться перед людьми, и не только для того, чтоб рассказать о тех тяжелых и жестоких годах. Они в дни всеобщего праздника напоминают нам о своих не вернувшихся из боя однополчанах, а в будни очень серьезно размышляют о том, что надо не только техникой крепить боевую мощь России. Ее главное и самое сильное оружие – солдаты Отчизны. Старший прапорщик ВДВ Валерий Георгиев, кавалер ордена «За службу Родине» III степени, в канун Дня воинской славы России был гостем нашей редакции.
– Валерий Михайлович, с чего начался для Вас Афганистан?
– С того, что, будучи старшим прапорщиком в нашей части, я, как и весь командный состав, занимался подготовкой бойцов для несения службы в южных условиях. А в 1984 году в составе очередной команды десантного подразделения убыл на место боевых действий. Знаете суворовскую поговорку: тяжело в ученье – легко в бою? Моему поколению и мне, в частности, выпало учиться военному ремеслу у настоящих боевых командиров. Так случилось, что по призыву на срочную службу я попал под командование моего первого командира, которым был известный Павел Грачев, тогда еще капитан. И что бы потом о нем ни говорили – это был строгий, но справедливый и очень грамотный отец-командир. И очень обидно, что известие об его кончине просто мелькнуло в СМИ, а вот про недавнее убийство криминального авторитета – чуть не каждый день по всем каналам. А кому это важно и интересно?
– Переоценка ценностей, смена идеологии? Нынешние бойцы с криком: «За Родину!» не поднимутся?
– Поднимутся. Только на крик сейчас не возьмешь. Мы испытали это на себе. Сейчас важны смекалка, военная хитрость, знание военного дела. Нынешняя последняя реформа армии этому не способствует. Военные кадры надо учить, готовить не только к обороне, но и к умению отражать атаки и побеждать.
– Но опять на голом патриотизме?
– Патриотизм – понятие высокое. И я знаю, как погиб молодой командир саперного подразделения Саша Мироненко. Его ребята попали в засаду, по его команде заняли круговую оборону и отстреливались до последнего патрона. До последнего живого бойца. И когда Александр остался один, когда опустела последняя обойма, и душманы бросились напролом, чтоб взять его живым, офицер, подпустив их поближе, взорвал, не выпуская из рук, последнюю гранату.
– А Вам доводилось смотреть смерти в глаза?
– Мы сопровождали колонну боевых машин с личным составом, шли во главе колонны и попали на мину. Пришлось принять командование на себя, обеспечить оборону, и мы не подпустили «духов», вызвали помощь и дождались своих без потерь.
– Орден Ваш – за это?
– Да. Слава Богу, не посмертно.
– Бога-то часто приходилось вспоминать?
– Приходилось… Был случай: во время боя у рядового бойца оборвалась цепочка, и крестик упал на
землю. В момент, когда он нагнулся поднять крестик, над его головой пролетела автоматная очередь. Он поцеловал крест, надел его, а после войны пошел служить в церковь. Сейчас он священник здесь у нас, в Поволжье.
– Валерий Михайлович, Вы и сегодня с армией не расстаетесь – старшина роты суворовцев-третьекурсников. Вы им практически и за папу, и за маму… Как думаете, вырастут из Ваших питомцев настоящие воины, патриоты, защитники?
– Очень многие мои ребята тверды в намерении стать кадровыми офицерами. Все зависит от воспитания и отношения к молодым. Сейчас ведь у нас введены должности психологов, в наше неустойчивее время это очень важное дело. Психика у молодежи только формируется, и поддержка ребятам очень нужна. Ну, а мы, ветераны, не только рассказами о былых сражениях учим их военному делу, но и личным примером тоже. Упражнение «упал-отжался» я сначала делаю сам, чтоб видели: ветераны не сдаются.
– У Вас в семье все люди – в погонах, и зятья, и дочери. А внук Никита кем собирается стать?
– Через пару лет – суворовцем, потом офицером. России нужны защитники!
Беседовала Галина Антончик
Валерий
Опять у Г. Антончик накладка – такой орден в Советском Союзе не существовал. А какой был? Орден “За службу Родине в Вооруженных силах СССР” трех степеней. Но все равно с праздником, уважаемый тезка! Носи “краб” достойно!