Почта уже давно стала чем-то само собой разумеющимся, но в «почтовой» истории нашего края еще много неизвестного. А есть и факты, которые сегодня по-настоящему удивляют. Иногда ценности, нитки жемчуга, например, отправлялись по почте в обычных конвертах в целях экономии, а почтовый работник должен был спросить у начальства разрешения жениться. Бывали случаи подмены конвертов, взыскания за нежелание доплачивать за вес посылки. Интересно, что в позапрошлом веке письма из Симбирска в Москву на лошадях доставлялись за неделю: за соблюдением этого срока тщательно следили. Заглянем в прошлое симбирской почты и узнаем, почему посетителям музея «Почтовое дело» сегодня советуют порыться в старых сундуках в поисках редчайшей и особо ценной Алатырской марки ценой в одну копейку.
80 лет в одном здании
Самые ранние почтовые документы нашей губернии датируются серединой 17 века. В этот момент мы вошли в уже существовавшую систему перевозки, которая называлась «ямская гоньба». С ней связано два таких понятия, как «ям» – почтовая станция – и «ямщик». Можно сказать, что ямщик и был первым почтальоном в России. Регулярной почта в Симбирске становится с появлением симбирского наместничества, в 1780-1782 годы.
Тогда в городе появилась первая почтовая контора. Она была одна и располагалась в центральной части Симбирска. Представьте, что за почтовыми принадлежностями нужно постоянно выбираться в центр города. Ситуацию спасали мелочные лавки, которые играли роль небольших почтовых учреждений. В конце 19 века по городу их было около 140. Такие функции иногда выполняли и аптекарские магазины. Приказчики, продавцы в магазинах, были грамотными людьми и могли написать или прочитать письмо. На мелочных лавках были прибиты и почтовые ящики.
Что касается почтовой конторы, то она сменила в центре города девять адресов. Например, одно время размещалась в здании, стоявшем на месте магазина-салона «Юбилейный». Последний переезд конторы произошел в 1931 году, в здание, где сейчас и находится Почтамт.
На фото вещи 19 века в почтовой конторе: Гусиное перо, сургуч, которым запечатывали официальные письма, крючок – накопитель для квитанций, держатель для писем в виде женской руки, колокольчик, которым подзывали почтового работника, кассовая табличка, весы для взвешивания отправлений.
Детям почтальонов назначили пенсию
В конце 19 века уездный почтмейстер получал 420 рублей в год. Эта сумма считалась приличной. Для сравнения отметим, что рядовой почтальон получал 42 рубля. Почему же шли на такую зарплату? Дело в том, что почтовое ведомство брало на себя заботу о детях тех почтальонов, которые могли пострадать, неся службу. Детей за счет ведомства обучали и они становились низшими почтовыми служащими, получали пенсию до 17 лет, им предлагались казенное жилье, форменная одежда, которая экономила бюджет.
Доставляли за неделю
В позапрошлом веке письма из Симбирска в Москву на лошадях доставлялись в течение недели. А, к примеру, из Иркутска до Москвы почта шла две недели. Скорость должна была обязательно соблюдаться. В музее сохранился документ, согласно которому скорость устанавливалась зимой в 12 верст в час, летом – 10, осенью – 8 верст.
Из уездных и губернских городов государственная почта направляла корреспонденцию через почтовые станции – это были низшие почтовые учреждения на почтовых трактах. В музее имеется проект образцового почтового дома первого разряда. В нем предполагалась комната для императорской семьи. Обычно же на трактах размещались небольшие дома, в которых было место и для проезжающих, и для станционного смотрителя с семьей. Смотрителем отслеживалась скорость перевозки. За нарушения сроков наказывали. Можно сказать, что станционные смотрители были управляющими: вели шнуровые книги, следили за поведением ямщиков, собирали прогонные деньги.
Давали форму и оружие
У почтальонов была своя форма. Отличительными чертами формы 19 века стали темно-зеленый цвет сукна и желтые металлические нашивки и пуговицы (музею их подарили ульяновские филателисты-коллекционеры). На них изображен государственный герб и символ почты – рожок. В такой форме почтарей было нельзя ни с кем спутать. Ранее ямщик, подъезжая к станции, должен был подать сигнал в рожок. Но рожок у нас не прижился, а остался лишь как символ почты. Изображался рожок и на пуговицах 19 века, и на одежде 80-х годов 20 века. К форме полагалось также оружие, чтобы почтовый работник мог отбиться от разбойников.
Ценности отправляли со свидетелями
Небольшие ценные вещи перевозились в дорожных сейфах. Было и такое правило: если вы решили отправить деньги или другие ценности, то с собой нужно было привести свидетеля, чтобы у получателя не возникло соблазна сказать, что почтальон прислал пустой конверт. Для транспортировки использовались самые разные сундуки, мешки. В музее хранится холщовая сумка, подобная той, которая тогда использовалась.
Вскрыли и переписали
Бывали и потери почтовых отправлений. В архивах есть много документов, описывающих подобные случаи. Например, мужчина прислал в Симбирск конверт своей жене. Она заподозрила, что конверт вскрывали. Было целое расследование, выяснилось, что и почерк на конверте был даже не мужа, явно кто-то не только вскрыл, но и подменил конверт, в итоге деньги с извинениями вернули. Впрочем, почтовое ведомство следило, чтобы подобных инцидентов было как можно меньше.
Почта не тонет
Для перевозки почты использовались также пароходы и поезда. К примеру, пароход «Достоевский». На больших пароходах выделялись специальные каюты для почтового работника, а на небольших почту перевозили в сундуках, которые ставили прямо на палубе. Рядом должен был сидеть и никуда не уходить почтальон. На всякий случай ящики перевязывали веревками с поплавками: если бы судно потерпело крушение, почта осталась бы на плаву. Для владельцев пароходов перевозка почты была бесплатной. Чтобы компенсировать затраты, на мачте поднимали флаг с символом почты. Такой флаг давал большие преимущества при ремонте, прохождении таможенных процедур, получении топлива.
В нашей губернии первое учреждение железнодорожной почты было открыто в Сызрани до 1891 года. А с открытием ветки Инза – Симбирск Московско-Казанской железной дороги начались перевозки корреспонденции почтовыми вагонами №217/218 .Почтовое отделение на вокзале было открыто в марте 1900 года. В левобережье располагалась станция Часовня.
Копейка за сто тысяч долларов
Земская, сельская, почта появилась раньше городской. Жители сельской местности в почтовом отношении были не в слишком выгодном положении. Чтобы воспользоваться услугами почты, нужно было преодолевать большие расстояния. В связи с этим земствам разрешали открывать свои конторы. На их содержание нужны были деньги, поэтому выпускали в уездах свои марки, конверты и открытки. У нас было три уезда, которые выпускали марки: Сызранский, Алатырский, Ардатовский. Эти марки сейчас представляют большую историческую и материальную ценность: они встречаются очень редко. Марка Алатырская в одну копеечку известна всего в трех экземплярах. А в две копейки – в 25 экземплярах. Марки выпускались в ста уездах, почему же именно из Алатырские стали такими редкими? Дело в том, что с появлением марок возникли филателистические общества, которые просили земства присылать им образцы своих марок. Все откликались, а наши чиновники почему-то эти просьбы игнорировали, и теперь на эти марки большой спрос. В музее их нет, но есть надежда, что когда-нибудь кто-нибудь отыщет заветную марочку. Ульяновцам советуют порыться в старых сундуках: на конвертах конца 19 века могут сохраниться такие ценные вещи. Начальная цена такой марки на аукционе составила бы сто тысяч долларов.
Смс в конверте и пожелание в виде гриба
В музее есть образцы городской почты и корреспонденции, которая была доставлена через земскую почту. Здесь и открытки, и газеты, и даже визитки- аналоги современных смс-ок. Так, можно было заказать в типографии именные визитки в виде листочка, цветочка и т.д., вложить в их конвертики и отправить адресатам. Таким образом выражали особое почтение и уважение.
Это открытки «Привет из Симбирска». Это типичные открытки, выпускавшиеся для разных городов. Почтальон с сумкой, которая раскрывается и перед вами – десять видов старого Симбирска.
Первые же открытки прибыли к нам из-за границы. В основном это были раскрашенные фотографии, на которых запечатлевались сценки. Стали печататься в России и свои почтовые карточки. Одним из любимых авторов рисунков для них была Елизавета Бём. На почтовых открытках использовалась много узнаваемых символов, например, незабудка – символ верности, подкова – символ семейного счастья и удачи. Но попадаются старинные открытки с непривычными символами. Вот к чему на открытке изображались мухоморы или поросята? В музее знают и об этом. Гриб мухомор – символ того, что человек бессмертен, так как считалось, что грибница соединяет мир высший и низший. Тот, кто пил отвар из мухоморов, например, викинги, обладал невиданной силой. Если гриб изображался на открытке, это означало, что адресату желают бессмертия и воли к победе. А поросенок, изображенный на открытке, – пожелание достатка семье.
Жениться – только после проверки биографии невесты
В музее можно прочитать интересный документ 19 века – прошение почтового работника о разрешении вступить в брак. Оказывается, прежде чем жениться, служащий должен был предоставить начальству биографию супруги и получить разрешение на брак.
Другой любопытный документ – прошение о назначении пенсии. Почтовый работник пишет, как он достойно нес службу и описывает случай, когда мост, по которому он проезжал через речку Алатырь, рухнул. Телега провалилась в реку, человек поранился, но спасся и вверенную корреспонденцию сохранил.
А вот еще интересный факт: захотел муж жене подарок сделать – перчатки и нитку жемчуга. И отправил это по почте. А почтовое ведомство вернуло посылку с просьбой заплатить деньги, так как вес был больше, чем нужно. Экономный супруг решил обойти закон! Но мы-то знаем, чем такие истории заканчиваются. Деньги эти с него все же взыскали.
В какую сторону крутить?
В 19 веке писем отправляли не так много, как в середине 20 века. Писали в основном люди обеспеченные и грамотные. Личная переписка чаще велась на французском языке.
В 20 веке почта претерпела серьезные изменения. На смену земской пришла кольцевая почта. Почтальоны разъезжали по кольцевому маршруту и собирали у населения корреспонденцию. К почте стали относиться с еще большим вниманием. В музее можно почитать письма, отражающие ту или иную эпоху. Так, письмо 1933 года рассказывает о паспортизации, которая проходила в Москве. А в письме 1932 года сын поздравляет отца с Пасхой, поздравление он вложил в самодельный конверт из газеты, в которой была напечатана антипасхальная статья.
Во время войны почтальонами становились пожилые женщины, которые не могли в силу здоровья или возраста трудиться на других работах. После войны почта восстанавливает разрушенное почтовое хозяйство, открываются новые почтовые конторы. Большое внимание уделяется почтовой географии. Проводилось большое количество соцсоревнований, люди работали с большой самоотдачей.
Это конверты к 90 и 100-летию со дня рождения Ленина. Одна из жительниц города, работавшая на почте в те годы, вспоминает: чтобы поставить штемпель, посвященный 100-летию, в апреле отводилось два дня. Штемпель выписывали из Москвы, а по истечению этого времени его нужно было отправить обратно. Но она вспоминает, что со всего Союза писем пришло так много, что работы по спецгашению конвертов продлились до 9 Мая.
Это форма восьмидесятых годов прошлого века и ее зимний вариант. Кстати, если раньше почтальонами были только мужчины, сегодня – это преимущественно женщины.
Посетителям в музее предлагают примерить сумку почтальона, вес которой показывает, что зачастую работа по доставке корреспонденции – это тяжелый физический труд. Есть здесь и телефонная будка, из нее можно позвонить по городу. Кстати, современные дети спрашивают, в какую сторону крутить диск. В музее рассказывают, что дети помладше во время экскурсии признаются, что письма не писали вообще ни разу. Им дают символическое задание: написать письмо гусиным пером самим себе двадцатилетним о событиях, которые их сейчас беспокоят.
На фото внизу: Телефонный аппарат, наградной вымпел как примета времени, штемпели, аппарат селекторной связи, арифмометр с красными клавишами, машинка для вязания посылок.
Кстати
Сейчас в России около 30 ведомственных музеев почтового дела. При почтамте музей вел Георгий Михайлович Нагольнов. Он был филателистом, публиковал заметки о почте нашего края, выявил сотни бесценных документов, издал «Заметки о почтовой связи в городе Симбирске и губернии. 17 век – 1924 год». Часть экспонатов музея передана в нынешний музей почты. Увидеть их может каждый ульяновец. Адрес музея: улица Ленина, 50а. Телефон 30-09-60.
Юлия Узрютова