Современная застройка Ульяновска – одна из наиболее болезненных тем для многих горожан в последние годы. Но, не строясь, развиваться город не сможет. О главных проблемах ульяновских строительных проектов и возможностях их решения с учетом мирового опыта мы поговорили с одним из наиболее авторитетных архитекторов города, руководителем архитектурной мастерской Олегом Владимировым.

– Каковы сейчас тенденции развития архитектуры в российских городах и в мире? В тренде ли Ульяновск?

– В сфере развития теории градостроительства сейчас в мире идет дискуссия между сторонниками нового урбанизма и ландшафтного урбанизма.
Новый урбанизм, которому вообще-то уже лет 30, – это чёткое регламентирование градостроительной деятельности: жёсткие регламенты по высотности, плотности, формированию уличных фасадов, функциональному разнообразию застройки и так далее.
Ландшафтный урбанизм выступает на стороне больших градостроительных проектов, в рамках которых создаются замечательные индивидуальные градостроительные ансамбли, создающие лицо города. В основе обоих подходов лежит государственное управление и глубоко осмысленная идеология развития городских территорий. В одном случае – с помощью создания регламентов и контроля за их соблюдением, в другом – непосредственное управление, опирающееся на знания и умения профессиональных сообществ.
В Ульяновске пока ни один из этих подходов не применяется.

– И это создает немало проблем в застройке города?

– Основной проблемой застройки в Ульяновске является повторение чужих градостроительных ошибок. Можно привести несколько примеров. В центре города началось строительство многоэтажных парковок. Есть построенные, есть в стадии проектирования. Те, что я видел, выходят фасадами на линию застройки. Этой ошибке 90 лет. Такой процесс происходил в США в период активной автомобилизации. Парковки, построенные таким образом, не дают возможности развиваться малому и среднему бизнесу. На первых этажах, призванных формировать уличное пространство, вместо офисов, кафе и магазинчиков образуются мертвые зоны. В нескольких городах США этот процесс дошел до абсурда. Когда в центре 40 процентов зданий – это парковки, центр начинает загнивать и криминализироваться. Людям неинтересно и страшно в нём находиться.
Вторая проблема – дворовые пространства. В советское время дворы проектировались огромными, практически не отделенными от улицы. Это привело к тому, что со временем территория стала заброшенной, не защищенной от вандализма. В настоящее время некоторые дворы Засвияжского, Заволжского районов застраиваются объектами малого бизнеса – киосками, магазинами, что приводит к нарушению приватности дворового пространства и не может не вызывать недовольства проживающих там горожан.
В центральной части города в условиях высокой стоимости земли дворы стали уменьшаться и превращаться в дворы-колодцы, полностью заставленные машинами. У европейцев дворы тоже небольшие. Но есть существенные отличия от наших. Двор полностью изолирован от машин. Парковки находятся под землёй или вдоль улицы. Вход в подъезды – со стороны улицы. Подъезд проходной, имеет выход в сторону двора. Этажность зданий чаще всего – 5-6 этажей. Двор хорошо благоустроен и очень удобен для отдыха детей и взрослых.

– На недавнем градосовете при обсуждении очередной высотки высказалось мнение, что в мире, напротив, застройка идет вниз, наш же город растет вверх. Это архитектурное отставание или банальное желание извлечь прибыль из небольшого участка земли? Необходимо ли это останавливать, или высотная застройка не так страшна, как это может показаться?

– Идеология развития города с невысокими жилыми домами в 6-7 этажей, разработанная голландскими архитекторами, признанными в мире законодателями градостроительной моды, вошла в жёсткое противоречие с нашими реалиями жизни. Оппоненты такой идеологии – строительный бизнес, которому нужно выживать в условиях неадекватного роста стоимости земли.
В Москве новый главный архитектор города Сергей Кузнецов начал внедрять градостроительную политику понижения этажности. Многие районы, особенно внешняя сторона кольцевой дороги, застроены высокими домами – от 24 этажей и выше.
В Европе малоэтажная застройка повсеместна. То, что сейчас у нас является массовой застройкой, в Европе в 80-х годах прошлого века начали уничтожать. Других средств борьбы с созданной в таких жилых комплексах антисоциальной, криминальной средой европейцам найти не удалось. Эти факты общеизвестны и описаны в книгах по архитектуре.
Теоретические основы новой градостроительной политики в мире разрабатывались с 60-х годов прошлого века. В СССР такие научные работы тоже велись. Основными аргументами в пользу мало- и среднеэтажной застройки являлись: более высокая степень контроля со стороны жильцов за общими территориями (подъездами, дворами), меньшая степень разобщённости, наличие социальных контактов, возможность визуального контроля из квартиры за детьми, играющими во дворах. Всё вместе это приводит к уменьшению проявлений вандализма, к уменьшению отчуждения людей от той территории, на которой они проживают, к улучшению качества городской среды. За примером неэстетического пространства далеко ходить не надо – загляните в подъезд любого 18-тиэтажного жилого дома.

Читать дальше