Великая Отечественная Война стала тем фактором, который вызвал резкий поворот в судьбе Ульяновска. Из «тихого дворянского города» он в кратчайшие по историческим меркам сроки превратился в индустриальный город. Недавно мы писали про это (см. «Ульяновск.Коренной поворот»), и в конце материала сделали вывод, что вместе с появлением новых заводов и новых горожан старый Симбирск навсегда ушёл в прошлое. Но мы несколько поторопились с выводами – старый город со своей архитектурой и порядками, несмотря на однозначно предрешенную ему судьбу, ещё немного протянул. Дело в том, что индустриализация и новые порядки затронули только окраины города. В центре всё оставалось в общих чертах по-старому – пыльные улицы, дореволюционные каменные и послевоенные деревянные тротуары, жилые дома с садами и огородами, старинные купеческие особняки… И всё та же не слишком торопливая жизнь с походами «на службу». Если бы существовала машина времени и в центр Ульяновска начала 50-х годов попал симбирянин 19-ого века, то на первый взгляд он не заметил бы существенной разницы. Присмотревшись к «новой жизни», пришелец из прошлого, без сомнений, нашёл бы серьёзные отличья, но всё равно не испытал бы большого культурного шока. Даже фамилии остались те же, да и «родовые гнезда», превращенные в коммуналки, стояли на своих местах. Совсем другие ощущения возникли бы у нашего путешественника по времени, попади он на Нижнюю Террасу или в Засвияжье, где вокруг заводов (патронного и автомобильного) успели сложиться свои слободки, быт и нравы которых в корне отличались от «классических» симбирских. Вместо уютных двориков и домиков с садиками – стандартизованные кирпичные двухэтажные «сталинки», вместо театра и храмов – дом культуры, вместо чаепитий на крыльце – домино в общем дворе, а вместо «службы» – гудок и проходная. Конечно, никто не воспринимал эти «отдаленные» районы пролетарскими окраинами. Более того, старожилы города испытывали к заводчанам искреннее уважение, но принять новые порядки удалось отнюдь не сразу. Вплоть до середины 1960-х годов многие коренные ульяновцы так и не смогли внутренне принять тот факт, что Засвияжье и Заволжье – это районы города, а не обособленные пригороды вроде Мостовой. Но вскоре им это сделать пришлось. Чем для Ульяновска примечательны 60-е годы прошлого века? Кто-то может сказать, что ничем, кто-то отметит унылые хрущовки Засвияжья, построенные ДСК, кто-то вспомнит массовое строительство новых заводов, кто-то – массовую застройку новыми зданиями, кардинальную перестройку центра города и т.д. Всё это так, но это следствие других событий. Две даты заставили форсированно перестраивать город – 50-тилетие Революции в 1967-ом и 100-летний юбилей со дня рождения Ленина в 1970-ом. Для реализации громадья планов в 1965-ом году были принят новый генеральный план, самые глобальные задумки из которого были реализованы всего за 4,5 года – срок рекордный, даже с учётом привычных авралов советских «пятилеток». Столь грандиозная и быстрая перестройка города может сравниться только с реализацией генплана 1866 года после знаменитого пожара 1864 года, который, как известно, уничтожил 2/3 города. Тогда город отстроили практически из руин всего за несколько лет силами самих горожан. В 20 веке «пожаром» оказалось для города имя Ленина, причем пожаром даже более разрушающим, чем настоящий огонь. За «пятилетку» 1965-1970 Ульяновск изменился полностью, во многом даже не сохранив воспоминаний о своём прошлом. «Коренной поворот» завершился, и обратной дороги уже не было. Что же было сделано за эти годы? Полностью перестроен центр, закончено асфальтирование всех основных проездов, обстроены «фасады» всех узловых улиц, построено более сотни новых общественных зданий, включая аэровокзал и аэропорт… И это далеко не полный список – большинство тех зданий, которые успели стать для нас символами города, были построены именно в эти годы. Как же удалось осуществить столь грандиозные объёмы строительства всего за 5 лет? Оказывается, декларативным круглым датам и красивым числам и лозунгам предшествовала большая черновая работа. Генплан же был принят, а работы начаты лишь тогда, когда всем стало понятно, что осечек не будет. За 1960–1965 годы в городе была проделана огромная работа по созданию базы для реализации будущего генерального плана. По своему объёму эта работа вполне может сравниться с «фасадной» частью – новыми зданиями. В 1960 году удалось разгрузить ТЭЦ, закончив строительство линии электропередач с Куйбышевской ГЭС. Освободившиеся мощности теперь можно было пускать на теплоснабжение города. В очень короткие сроки тепловые сети протянули до центра города, создав базис коммуникаций для будущего грандиозного строительства. При этом основная масса жилого сектора в центре так и оставалась без центрального отопления, а до 1969 года – и без газа. Коммунальные удобства были на уровне 19-ого века – частные дома топили дровами, удобства были во дворе, быт не изменился. Газ в городе появился, по сути, тоже к юбилею – с 1958 по 1969 год газ в городе был привозным, и лишь в год перед юбилеем появился магистральный газопровод. Параллельно с вопросом коммуникаций для «нового центра родины Ильича» решался и вопрос материальной базы строительства. Именно юбилею мы обязаны появлению таких предприятий как ЖБИ-1 и ЖБИ-2, ДСК-1, «Древстрой» (у поселка Сельдь), ремзавод, асфальтобетонный завод и т.д. Более того, благодаря генеральному плану 1965 года образовался даже целый новый город – Новоульяновск – саттелит цементного завода. Но и этого для осуществления грандиозных планов оказалось недостаточно. В момент пика строительства (1968 год) на Ульяновск работало фактически всё Среднее Поволжье, а на отделку Ленинского Мемориала – буквально вся страна. Только по комсомольскому набору в город приехало более 3000 человек, а всего количество работающих на реализацию грандиозных замыслов перестройки центра города, составляло несколько десятков тысяч (!!!) человек. Что же было построено в эти годы? Не углубляясь в подробности, перечислим основное: Ленинский Мемориал, гостиница «Венец», дворец профсоюзов (КДЦМ), ЦУМ, центральный Дом быта, педуниверситет, северное крыло драматического театра, дом пионеров, областная детская библиотека, гостиница «Советская», здание западного аэропорта, автовокзала, «дом художника», новые корпуса 1-ой школы и т.д. Видно, что город изо всех сил готовился к встрече массы гостей. Но если центр перестроили очень основательно, по сути полностью разрушив последние «островки» старого симбирского быта и сразу совершив скачок через две ступеньки – от печей и туалетов во дворе к мраморным хоромам с ультрасовременными системами жизнеобеспечения, то в других «нужных» местах города ограничились лишь косметикой. Так обстояло дело, например, с проспектами. Хотя были и исключения, которые можно наблюдать на всех туристических открытках, изданных к юбилею. Речь идёт об улицах Минаева и Гончарова, которые перестроили очень основательно. Особенно пострадала улица Минаева, по которой должны были приезжать высокие гости со стороны аэропорта и автовокзала. На улице полностью снесли всю застройку, расширили более чем в 3 раза дорогу, построили с одной стороны «батарею» из жилых многоэтажек, а с другой – возвели дом пионеров и детскую библиотеку. Понятно, что дальняя сторона оживленной улицы – не самое лучшее место для таких сооружений, но тогда думали в первую очередь не о детях, а о впечатлении, которое произведет город на высоких гостей. Примерно так же обошлись и с улицей Гончарова, создав тот самый силуэт, который в общих чертах жив до сих пор, даже несмотря на уродства, вносимые в него современными торговыми центрами. Основой этого силуэта с одной стороны стал центральный Дом Быта (не стоит и говорить о полнейшей нефункциональности «башни» в качестве комбината бытового обслуживания), а с другой – запланированная «стела» (её построили в 1975 году). Грязь оврага, где текла речка Симбирка, было решено «прикрыть» стадионом, а въезд на улицу Гончарова «панорамизировать» новыми жилыми домами. С этим архитекторы угадали, да и не могли не угадать – над новым обликом Ульяновска трудились лучшие профессионалы того времени – ленинградские архитекторы ЛенНИИПа. Задачу им ставили грандиозную – увековечить имя Ленина в самом облике города, сделать, по сути, город-памятник. Так центр превратился в большую мемориальную зону, где «каждый камешек дышит именем Ленина». Интересно, что по словам работников Мемориала, некоторые тогдашние гости города из высшего партийного руководства захотели совместить приятное с полезным – и юбилей посетить и подлечиться на местных «водах». Сейчас трудно сказать – правда это или легенда, но над северным въездом в города к юбилею тоже поработали, придав бывшему Казанскому тракту вид современного проспекта Нариманова. Рецепт перестройки был тот же, что и для улицы Минаева, но реализация попроще. Вместо прогрессивных по тем временам 9-и этажек «южного» типа и общественных зданий из стекла и бетона, обошлись тем, что прикрыли неприглядный частный сектор типовыми хрущовками, а дорогу значительно расширили. Дополнили же образ проспекта лишь в 1973 году памятником Нариманову. В итоге глазам столь ожидаемых гостей в 1970 году предстал полностью обновленный город: с огромными и красивыми парками («Дружбы Народов»), поражающими воображение ультрасовременными зданиями (Ленинский Мемориал), с прогрессивной на первый взгляд планировкой, с чистыми и абсолютно новыми въездными «воротами» (речпортом, аэропортом и автовокзалом), вылизанными до зеркального блеска ровными улицами… Но и с практически полностью исчезнувшим духом старого Симбирска – считать за носителя такового «законсервированный» участок улицы Ленина нельзя, а преемственность была нарушена безвозвратно. Более того, после 1970 года мало кому приходило в голову считать жителей Засвияжья или Заволжья слобожанами, а не горожанами. Многие из тех, кто ешё десять лет назад «держались корней», и относились к «заречным» как к жителям другого мира, по иронии судьбы сами стали жителями слобод, а на месте их домов стояли капища другого – нового – мира, в котором в 1980 году планировался коммунизм, а в 1990-х – заселение других планет… |
|