Читаю о последних региональных инициативах по поддержке малого бизнеса и диву даюсь. Сначала насоздавали мифических ИПшников, сделав самозанятыми безработных во время кризиса (что в тех условиях было логично), теперь удивляемся ликвидации части из них (причем связываем это исключительно с увеличением фиксированного размера страховых выплат). Вообще предпринимательство в любой стране мира – это дело а) рискованное б) не для всех подряд (не каждый может быть успешным предпринимателем, ровно как не каждый может быть талантливым писателем, художником или режиссёром). Это не означает, что человек, не расположенный к бизнес-деятельности глуп или ущерблен, просто каждому своё. Я, к примеру, тоже далек от предпринимательства. И тут проблема совсем не в налогах или ещё в чем-то, а во мне самом: прежде всего, в моих способностях вести бизнес. Кстати опыт развитых стран показывает, что средний цикл жизни и деятельности малого предприятия равен 5-ти годам. За этот срок каким-то предприятиям удается закрепиться и развиться настолько, что они переходят в разряд средних, большинство же за это время или разоряется, или меняет свою нишу. Хорошо закрепляются на рынке и продолжают стабильно работать только 5-7% малых предприятий. А у нас 8 % “отпало” и уже шумиха в прессе. Кто-нибудь вообще разбирался, что это за ИП были такие: какое количество из них существовало формально по инерции, но по сути не вело активную деятельность, сколько из них было “подставных”, созданных для реализации “теневых схем”, и т.д. и т.п.? Но, это так, к слову…

Как мне кажется, исходя из логики вышеизложенного, сегодня нужно говорить не столько о количестве субъектов малого бизнеса (росте или снижении их числа), сколько о том, чтобы, появляющиеся субъекты малого бизнеса, продолжая свою деятельность, развивались: увеличивали оборот, осваивали новые сегменты рынка, расширяли ассортимент товаров и услуг и т.д. Вот, в качестве аргументов про то, что “бизнес зажимают”, приводят тезис о наличии предпринимателей с годовым доходом всего в 50 тысяч рублей. Но, друзья, давайте будем честны перед собой и называть вещи своими именами – это никакой не бизнес. От того, что мы в свое время назвали безработных предпринимателями, дали чуточку государственных денег на открытие собственного дела, они не стали поголовно “акулами” малого бизнеса. Это не более, чем самообман. Если бы всё было так просто, то у нас бы давным-давно страна состояла исключительно из одних предпринимателей. Хотим защитить именно их от повышения налогового бремени, так давайте выведем их в отдельную категорию, например “самозанятые”, и установим для них соответствующие льготы, не привязывая их к бизнесу вообще. Хотя с точки зрения простой человеческой справедливости тоже не совсем понятно, почему проблемы формирования пенсионной системы, медицинского обеспечения, государственного финансирования образования и безопасности должны в таком случае перекладываться на плечи остальной части населения (в том числе наших бюджетников: учителей, врачей, библиотекарей и пр.). В любом случае это вопрос для отдельной широкой общественной дискуссии.

Если же мы хотим развивать реальный бизнес, мы должны чётко понимать, что этому самому бизнесу нужно. Снижение налоговой нагрузки? Да, это фактор развития. Но а) надо отдавать себе отчёт в том, что даже с сегодняшним увеличением, она существенно ниже, чем в западных странах с развитой экономикой, и б) бизнес не может существовать, ради самого существования – в тех же развитых странах это порой до 50% ВВП, а соответственно, и существенная доля налоговых доходов в государственных бюджетах. Тогда что? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы перечислить реальные проблемы любого бизнеса, малого и среднего в частности. Это имущественные и земельные вопросы, это преодоление бюрократических препон, в конце концов острейший вопрос дороговизны кредитования, особенно так называемых “длинных кредитов”. До тех пор, пока кредиты для бизнеса будут неприподъёмными, мечтать о каком-то предпринимательском буме вообще не стоит, особенно в условиях вступления России в ВТО.

Апдейт: В качестве одной из региональных инициатив предлагается установить налоговые каникулы для вновь открывшихся ИП. Идея красивая, но на самом-то деле отнюдь не новая, и, обсуждавшаяся в свое время активно на федеральном уровне. Вся проблема в том, что никто так и не предложил реального механизма противодействия возможной перерегистрации по истечению льготного периода. Руслан Гайнетдинов считает, что привязка к ИНН ИПшника позволит налоговым службам увидеть такое мошенничество. Мне же кажется это сомнительным, поскольку ИПшнику ничего не мешает каждый раз открывать новое ИП на жену, брата, сестру, друга и т.д. Поэтому вероятность того, что данная идея будет поддержана федералами, стремится к нулю. Хотя повторюсь, идея очень и очень красивая.