Обзор событий и прессы за 18-23 февраля.

Приходившие в прошедшие семь дней новости шептали: «Ущипни меня…» Мы уверены, что идём вперёд по жизни, но на самом деле постоянно возвращаемся в один и тот же город, запечатлённый на фотографиях шестидесятых и девяностых. Мы вновь и вновь оказываемся в стране, которая, только восстановившись от очередной катастрофы, с упорством воспроизводит тот старый уклад жизни, который привёл к ней.

Защитим Отечество! Все – на митинг!

На этой неделе все праздновали мужской День защитника Отчества. Даже в этом, казалось бы, безобидном поводе для вручения подарков власть и её противники нашли глубокую идеологическую подоплёку. В прямой эфир был выпущен Владимир Жириновский, который призвал русских встать на защиту армии и страны. Нам угрожают, по его мнению, не только внешние враги, но и проплаченные ими революционеры и продавшиеся Западу коррупционеры. Опросы на либеральных площадках, напротив, говорили, что защищать Отчество нужно, прежде всего, не от внешнего врага, а от собственных чиновников и коррупции

Прошли митинги и в Ульяновске. На одном присутствовали губернатор и его сторонники. На другом – традиционно кричали про «Россию без Путина» и смену власти.

И как-то фоном этих идеологических споров прошли поздравления военных. Видимо, потому что ещё не ясна судьба бывшего главы военного ведомства – то ли он украл чего, то ли наградить его надо за верную службу.

Историко-идеологические разборки по поводу величия русской армии скоро могут станть единственной ассоциацией с прошедшим праздником. Одни требуют бросить все финансовые силы на укрепление боевой мощи России, чтобы к её мнению вновь стали прислушиваться в мире. Другие вспоминают, что именно так и рассуждали наши правители, ввязываясь в первую мировую войну, приведшую к событиям 23 февраля 1918 года: великая империя пала, её солдаты затеяли гражданскую войну, а немцы шли на столицу.

Администрация 2.0

Лёгкое дежавю посетило многих в связи с «новыми» аппаратными назначениями, которые произвёл губернатор Сергей Морозов.

Началось с того, что мы узнали о планирующемся разделении правительства области и администрации. Долгое время все привыкали называть администрацию правительством, теперь журналистам придётся заново изучать и запоминать властную терминологию. Простые обыватели в ней точно не разберутся. Единственное, что понятно всем – губернатор остаётся и главой региона, и главой правительства, и главой администрации.

Продолжилась история назначением зампреда и министра Светланы Опёнышевой на пост главы аппарата правительства, который она занимала до своего ухода в виртуальное пространство. Бывший руководитель аппарата Анатолий Озернов нашёл, напомним, новую работу и, сославшись на болезнь, даже не пришёл за подарком губернатора.

Комментаторы отмечают высокие профессиональные качества Светланы Владимировны, которые за проведённое в министерстве IT время дополнились ещё и владением техническими и вербальными средствами коммуникации с обществом. Уже не услышать от неё сакраментальное «Бабы, идите на речку!». Сейчас она свободно чувствует себя в дискурсе открытого и электронного правительства, доверяет общественному совету айтишников и даже осмеливается выражать недовольство федеральной политикой. На этой неделе, например, она присоединилась к недовольству работы портала госуслуг, выраженному регионами.

Серьёзным минусом назначения Опёнышевой является ликвидация министерства развития информационных технологий и электронной демократии. Ранее Светлана Опёнышева публично опровергала даже возможность переименования своего ведомства. Теперь с «электронной демократией» покончено полностью, а министерство реорганизуют в исходное состояние департамента правительства, что поставит под удар проводимую сейчас политику в IT-сфере.

На круги своя вернулся в конце недели и Михаил Сычёв. Он назначен зампредом, курирующим внутреннюю политику. После смены ряда мест работы Сычёв вернулся к тем же обязанностям, которые уже исполнял несколько лет назад, именно в то время, когда Опёнышева уговаривала голодавших учителей печь блины.

Эксперты в основном комментируют назначение как адекватное: буквально накануне старта предвыборной кампании губернатор назначает человека, имеющего опыт их проведения. Хорошо известна хватка, с которой Сычёв решает разного рода дела, и которая, безусловно, понадобится в период выборов в Заксобрание. Вместе с тем высоких оценок от журналистов и блогеров новый-старый зампред никогда не удостаивался. Но не всем же нравиться..

Все слухи о возможном назначении Захара Мисанца на должность зампреда не подтвердились. Однако теперь появились признаки возможных дальнейших кадровых изменений в политическом блоке области. Смогут ли сработаться вместе Михаил Сычёв и Игорь Самойлов, недавно назначенный министром внутренних дел? При том, что министерство испытывает значительный кадровый голод и аппаратную конкуренцию за общественную «поляну» со стороны министра Татьяны Кирилловой. Следует также отметить, что за время, пока Сычёв не работал в правительстве, произошли серьёзные изменения в положении и ответственности зампредов по политике регионов России: фактически они встроены в вертикаль федеральной власти. Если раньше им поручали только мелкие дела, типа борьбы с сектантами и поддержку «Единой России», то теперь на них возлагают ответственность за судьбу государства. Сможет ли Сычёв сориентироваться в новых условиях?

В общем можно оценить возвращение структурной и персональной системы трёхлетней давности кризисом существующей системы управления на уровне региона. Кризис этот, как полагает, например, известный идеолог Алексей Чадаев, спровоцирован возвращением Владимира Путина и в дальнейшем будет только углубляться.

Молодёжные войны

Возможно, молодёжь даст нашей стране свежие силы? На этой неделе в прессе обсуждалась молодёжная политика. Поводом стало межрегиональное мероприятие, названное очень пафосно: «стратегическая сессия», «форсайт-мастерская», «брейн-сторминг» и т.д.

В заочной дискуссии столкнулись различные представители «молодёжки»: Сергей Гулькин, возглавляющий областной молодёжный парламент, раскритиковал бесконечные обсуждения пустых тем на мероприятии, организованном бессменным молодёжным организатором Ольгой Куракиной. Комментаторы также обсудили уже рассматриваемую нами тему финансирования областной молодёжной программы. Общественник Руслан Хайров, вообще, заявил, что «молодёжь страдает» от сокращения финансирования ОЦП. Вспомнили и о специальном законе по молодёжной политике, который представитель федерального агентства Алексей Волохов назвал необходимым в первую очередь для чиновников.

Вторым актом молодёжно-политической драмы стало голосование на звание лидера ульяновской молодёжи. Ольга Куракина охарактеризовала опрос на Улпрессе и все появившиеся материалы на некоторых сайтах и в соцсетях как провокацию и сталкивание лбами. Между тем, сама молодёжь, голосовавшая за предложенные малоизвестные фамилии, в большинстве высказалась за то, что никто из «лидеров» не может претендовать на это звание: «признанные» оказались в хвосте рейтинга. К концу недели определился компромиссный кандидат, набравший относительное большинство голосов – Сергей Терёхин, который занимается в областном правительстве молодёжной политикой. Он победил и на альтернативном голосовании в социальной сети.

Что можно предпринять в России?

На самом деле важнейшей темой, которой должна интересоваться молодёжь, является предпринимательство. Нужно признать, что политики как сферы публичной деятельности в России не существует, поэтому сделать себе достойную и честную карьеру молодые люди могут только в бизнесе. Но вот как раз с предпринимательством, как стало известно на этой неделе, у нас не всё в порядке.

Семь дней назад была озвучена статистика, показывающая, что в связи с введением новых размеров пенсионных платежей увеличилось число сдаваемых свидетельств индивидуальных предпринимателей. Понимание того, о чём так долго говорили в бизнесе, дошло и до чиновников. Руслан Гайнетдинов, курирующий вопросы развития предпринимательства в областной администрации, заявил, что существующие меры поддержки фактически перечёркнуты федеральными нововведениями. Он выступил от имени региона с рядом инициатив по снижению налогового бремени и поддержки начинающих «ипэшников». Среди предложений были и те, которые касаются земли, строительства на ней и пресловутой «красной линии».

Последнее, видимо, больше всего задело главу города Ульяновска Марину Беспалову и лидера единороссов в Заксобрании Александра Майера. Майер в присутствии губернатора обрушился с критикой предложений, указав, что они ни с кем не согласованы и противоречат закону. Марина Павловна, потрясая кипой жалоб на предпринимателей, вдруг стала вспоминать про интересы жителей города, которые и без того попираются защищённым законом бизнесом.

В поддержку своих старших товарищей в блоге выступил и Антон Хащенко, назвав цифры увеличения отказа от свидетельств ИП нормальным и закономерным очищением экономики от неэффективных и липовых горе-предпринимателей. Как обычно, Антон ссылался на западный опыт «линчевания негров».

Что мы можем сказать по ситуации? Простые, казалось бы, ситуации вдруг вскрывают глубинные «классовые противоречия» между предпринимателями и чиновниками. То, что бизнесу дышится в Ульяновске, мягко говоря, тяжело, знают все. Публично занимать позицию «так им и надо» – равносильно поддержке кампании по раскулачиванию. Молчание и нейтралитет губернатора в этом случае понятен. С другой стороны от имени предпринимателей вдруг заговорил чиновник Гайнетдинов, выдавая за свои инициативы то, что предлагалось уже много раз разными людьми. Мы не слышим голоса самого среднего и малого бизнеса (пока единственное внятное предложение – это дифференцировать платежи по регионам). Мы не знаем, чего хотят от власти «ипэшники» и это позволяет чиновникам гнобить бизнес, прикрываясь интересами горожан.

Если говорить о ситуации с точки зрения теории, то здесь всё просто. Малый бизнес постоянно пополняется новыми людьми, рискнувшими что-то предпринять, часть из них добивается успеха и переходит в более крупную категорию, часть – разоряется. Чтобы механизм работал на благо экономики, необходима определённая концентрация бизнесменов. В России до сих пор доля малого бизнеса в экономике и в бюджетных доходах не столь значительна. Кроме того, традиционно у нас не работает «лифт» превращения удачных стартапов в крупный бизнес. Такой подъёмник работает только для приближённых к власти и называется госзаказ. Теперь благодаря не очень разумной политике перекрывается и путь, по которому в мир малого бизнеса поступала свежая кровь, а канал оттока предпринимателей по-прежнему работает. Не нужно быть гением, чтобы понять, что малому бизнесу – крышка. В качестве простого эксперимента, чтобы убедиться в этом, нужно попросить нескольких молодых людей стать предпринимателями. Согласятся ли они что-то предпринять?

И, дабы поставить точку на данной теме в сегодняшнем обзоре, укажем нашей местной власти ещё на ситуацию на рынке недвижимости, которая сложилась в городе. Так как при прочих равных условиях вести бизнес лучше в крупных городах и в других странах, наш средний класс старается продать недвижимость в Ульяновске, чтобы переехать. Образовалась достаточно длинная очередь домов на продажу – никто их не покупает, так желающих жить в Ульяновске не находится. Риэлторы говорят, что вся надежда только на разбогатевших чиновников.

Мы будем делать самолёты!

На этой неделе порадовал крупный бизнес. Авиастроительная отрасль. Словно в ответ на наши упрёки из прошлого обзора в новостях на этой неделе сообщения о планах производства самолётов в Ульяновске.

Проектом сборки турбовинтовых самолетов Bombardier в России заинтересовалась госкорпорация «Ростех», начавшая переговоры с канадским производителем о создании в нашем городе совместного предприятия по сборке самолёта Q400. Это уже вторая попытка захода канадской фирмы на ульяновскую производственную площадку. Визит представителей Bombardier в 2005 году, напомним, ничем не завершился.

Более серьёзный проект, о котором прошла информация на этой неделе – закупка миноборны помимо уже заказанных 39 Ил-76МД-90А ещё такое же количество самолётов-заправщиков. Общую сумму оборонного заказа решено постепенно увеличить до 280 миллиардов рублей. Такие объёмы дают надежду не только на сохранение, но и на развитие ульяновского авиационного завода и связанных с ним предприятий.

Кстати, нужно отдать должное местным властям и лично Вильдану Зиннурову, за внимание к этой теме. На неделе появилось сообщение, что будет проведена конференция поставщиков Ил-76МД-90А, участниками которой станут руководители Авиастара, действующие и потенциальные кооперанты по производству данной модели самолетов, чиновники, представители управляющих компаний кластеров и ведущие эксперты отрасли. Очень верное, на наш взгляд, позиционирование региона, к которому нужно добавить ещё и модернизационный компонент. Производство деталей и узлов, которые можно модернизировать, нужно локализовать, по возможности, в Ульяновской области: не отбирать хлеб у уже существующих поставщиков, но создавать у нас новые современные производства.

Приятным бонусом из авиационной сферы стала новость о том, что Россия отдаёт Кубе в лизинг два самолёта Ту-204СМ. Сейчас идут их испытания. С гражданской авиацией в Ульяновске тоже не покончено.

Богатство молчания

Очень неудобную тему на этой неделе поднял журналист Михаил Белый, пытавшийся выяснить законным путём, какие источники финансирования имеются у 20-миллионной Пластовской премии. Не получив ответа, Михаил пришёл к выводу, что молчание наших чиновников и лично губернатора Сергея Морозова – это золото. Раскроем для Михаила Белого тайну. Источники премии, скорее всего, не сформированы, то есть заявление губернатора можно рассматривать лишь как обещание или намерение, как пиар-ход. Это не значит, что Сергей Иванович водит всех за нос – мы уверены, что он сдержит своё слово и изыщет необходимую сумму. Из журналистских источников близких к местному правительству мы знаем, что призовой фонд в итоге почти полностью будет сформирован из спонсорских денег.

Одновременно мы хотим поддержать Михаила Белого в его главной мысли: наши чиновники не спешат делать заявления по поводу фактов возможного нарушения закона. Тактика страуса спасала и спасает многих, кто надёжно вписан в вертикаль. Молчит не только губернатор – молчит и министр Екатерина Уба, которую публично обвинили в коррупционной поездке в Лондон. Молчит глава города, которой прокуратура не один раз заявляла о нарушениях в кадровой работе.

Молчит и депутат Владислав Третьяк, которого уличили во владении незадекларированной собственностью в США, а затем и во лжи, что он подарил квартиру дочери. Наш представитель в парламенте сохраняет молчание даже после появившихся слухов о возможном сложении полномочий шести депутатов Госдумы, включая добровольно ушедшего Владимира Пехтина. В случае если этот прогноз сбудется, регион потеряет достаточно весомую политическую фигуру.

«За сомнения в правильности политического курса»

Впрочем, мы не в коем случае не обвиняем действующую власть в продажности или коррумпированности. Возможно, у молчания государственных мужей и жён есть на то весомые причины.

Ведь находятся же весомые причины, чтобы молчать, у противников действующей власти. Так, на этой неделе Сергей Удальцов, виновность которого в избиении ульяновской девушки Анны Поздняковой была установлена в судебном порядке, оплатил свой штраф. Сторонники революционера принесли в банк несколько мешков с мелочью. В прямом смысле слова – тяжёлое наказание, весомый повод не лезть на рожон.

Ульяновских блогеров помимо темы Удальцова насторожили сообщения из соседнего Татарстана, где прокуратура хочет наказать гражданского активиста за «сомнения в легитимности власти и правильности политического курса». Не случайно Симбиблис дал ссылку на это сообщение у себя в твиттере. Всем критикам губернатора, администрации города и депутатов, прежде чем говорить, нужно теперь серьёзно думать, а не сомневается ли они, таким образом, в легитимности власти. Это сейчас запрещено.

Тема «закручивания гаек» и «закрытия власти» станет в ближайшие недели основной. Чем это всё обернётся для самой власти, мы увидим уже скоро. Владимир Жириновский на митинге обещал, что не допустит в России смены правительства и роспуска думы.

Будем следить за событиями. Читайте Улпрессу.