Начало новому этапу в творческой жизни Ульяновского областного театра кукол им. В. Леонтьевой должен положить спектакль «Фрекен Жюли» по пьесе Юхана Стриндберга, премьера которого состоится сегодня, 22 февраля.
Первую в России постановку по психологической драме шведского драматурга на сцене театра кукол осуществил режиссер из Санкт-Петербурга Алексей Уставщиков, адресовав ее зрителю взрослому, думающему, не ищущему легкого развлечения. В одном пространстве он смешал кукол и людей, то соединяя, то отталкивая их друг от друга.
Проблема, на которой акцентирован спектакль, – «неправильное», по выражению самого же Стриндберга, воспитание. Что может произойти с человеком в результате этого, нетрудно предугадать – беспомощность в жизни, одиночество, трагический финал.
Впрочем, конфликтуют здесь не только «отцы» и «дети». За главенство борются мужчины и женщины, «верхи» и «низы».
Нежеланный ребенок для эмансипированной матери, фрекен Жюли выросла с отцом. Тот, титулованный граф, воспитывал дочку по-мужски, как умел, – больше как мальчика, нежели девочку. Родители у молодой девушки есть, но в то же время их как бы и нет. Не случайно в спектакле они отсутствуют. Отца на сцене символизируют щегольские начищенные сапоги. «Роль» матери «исполняет» огромная бездушная и безобразная кукла в одеянии из пакли. И спрятаться за юбкой этого чудовища от роковых обстоятельств фрекен Жюли не удастся.
Молодая актриса Александра Корнилова играет в начале спектакля Жюли как мальчишку-подростка. Она резка, груба, воинственно размахивает хлыстом и даже куклу качает совсем не по-женски. Но скоро актриса дает понять, что это маска. За ней скрывается страшно одинокая душа, тоскующая по любви и пониманию.
Это, а еще колдовская атмосфера Ивановой ночи, пропитанная чувственностью, да отъезд отца, толкает девушку к обаятельному лакею Жану (артист Марк Щербаков). Истинная Ева, фрекен Жюли сама искушает, буквально вешается ему на шею.
Она-то – Ева, да он – не Адам. Не равный ей по социальному положению, Жан тоже раздвоен: слуга, втайне мечтающий сам стать господином, но вынужденный принимать несправедливые условия жизни. И все же он еще помнит свою, бедного крестьянского мальчика, детскую влюбленность в девочку в розовом платьице, гуляющую среди цветов в графском саду. Должно быть, поэтому ему так трудно устоять перед настойчивой фрекен.
Натуралистических подробностей грехопадения автор постановки тактично избегает, прибегая к помощи кукол. Возможности театра теней раскрывают все самое чистое и светлое в душах Жана и Жюли. Окрыленные, взлетают миниатюрные силуэты юноши и девушки. Но, подобно мотылькам, они летят на пламя свечи. Да и любовь ли это была? Скорее, тень любви.
Тревожной нотой звучит другая вставка в спектакле, переданная посредством приема «черный кабинет». Две маленькие куколки, он и она, выясняют непростые отношения. Над ними словно бы навис Рок. И становится понятно, что сон, часто снящийся фрекен Жюли, – в руку. По нему, ее неотвратимо тянет вниз…
Прежде, чем заполыхает пламя трагического финала, будут метаться по сцене в намерении бежать и фрекен, и лакей, и его невеста – кухарка Кристина (актриса Елена Костоусова). Но все расставит по местам барственный голос вернувшегося господина, раздающийся за сценой. От его звуков рабски покорно склонили головы слуги, готовые исполнять любые приказания.
А что остается согрешившей и готовой к побегу графской дочери, с деньгами, захваченными из отцовского бюро, и с клеткой с любимым чижиком? Не зря сказано: «И первые станут последними…». Взмах бритвы, которой только что брился Жан и в рассеянности передал в ее руки, становится тем самым чеховским ружьем. Жюли кончает жизнь самоубийством. Однако здесь нет кровавых подробностей, есть только намек, символ. Свернул лакей голову малой птахе…
Печальная история разворачивается на фоне декораций, созданных художником из Санкт-Петербурга Анастасией Кардаш. Интерьер графской кухни – со столом, утварью и народными куклами из холста разных размеров – составлен из фрагментов старинной потемневшей не то бумаги, не то ткани. Они «подпорчены» временем, где-то слегка подпалены огнем, где-то покрылись пятнами от сырости. В них словно бы впиталось печаль былого, чьи-то неосуществленные мечты и надежды на счастье. В эти ощущения органично вплетается музыка любимого Стриндбергом Бетховена и мелодии шведского фольклора – благодаря музыкальному оформлению Артема Алендеева из Москвы.
Остается добавить, что актеры на прогоне спектакля, который состоялся 15 февраля, играли с полной самоотдачей. Кроме вышеназванных исполнителей, в постановке задействованы заслуженные артисты России Андрей Козлов и Валентина Модина, артисты Алексей Васильев, Вероника Плисенко и Ольга Леонтьева.
Ирина Морозова