Счетная палата Ульяновской области подвела итоги за 2012 год. Проверили 10 процентов бюджетных средств Ульяновской области (более четырех миллиардов рублей). Выяснили: 11 процентов всех проверенных денег были потрачены с нарушениями.

По словам Игоря Егорова, возглавляющего Счетную палату в регионе, полмиллиарда рублей – сумма, сложившаяся из 24 контрольных и 43 экспертно-аналитических мероприятий. 197 нарушений, выявленных Счетной палатой, и 483,4 миллиона рублей нарушений – второй результат за 15 лет. Больше было только в 2010 году, но тогда и проверяли почти восемь миллиардов рублей.

В этом году, однако, удалось вернуть в бюджет гораздо больше денег, чем обычно, – 248 миллионов, из них деньгами – 120 миллионов. 100 миллионов из этой суммы было возвращено фактически еще в 2011 году, в декабре, который не вошел в отчет Счетной палаты тогда. Эти деньги возместила «Ульяновская корпорация ипотеки и строительства».

«Безалаберные» министерства

Нарушений на сумму в 47 миллионов рублей нашли только при проверке отчета правительства Ульяновской области об исполнении бюджета за 2011 год, сообщил Егоров.

Среди тех, кто безалаберно распоряжался деньгами, оказалось сразу несколько министерств Ульяновской области. Так, министерство искусства и культурной политики в лице «УльяновскКинофонда», которое проводило международный конгресс «Культура как ресурс модернизации» в 2011 году, допустило несанкционированную кредиторскую задолженность на сумму 4,1 миллиона рублей, да и на самом культурном мероприятии потрачено было сверх меры. Например, «Кинофонд» заплатил за костюмы и галстуки, которые пришли только спустя месяц после завершения конгресса; приобрели ковролин, который так и не использовали – на момент проверки он лежал упакованный на складе в Мемцентре. Подобных расходов набралось почти на два миллиона рублей.

Проштрафилось и министерство экономики – на два миллиона рублей. Ведомство Олега Асмуса платило зарплату сотрудникам, которые не подходили на должность по квалификации. В эту же сумму вошли и расходы на оплату командировок без предоставления командировочных документов.

Министерство промышленности и транспорта, также попавшее под проверку, допустило нарушений на 2,5 миллиона. Здесь Счетная палата справедливо придралась к тому, что закупленная техника стояла без дела. Два автогудронатора ДМ-123Б ни разу не выходили на дорогу в течение шести месяцев со дня поставки, а контроль за теми машинами, которые работали, министерство проводило формально: показатели, указанные в отчетах, расходились с реальными показаниями спидометра и карточек учета работы автомобилей.

Нарушения на 4,3 миллиона рублей допустили муниципалитеты в части расходования средств, выделенных министерству образования для обеспечения жильем детейсирот. Одна из ошибок заключалась в том, что жилье покупали меньшей площади, чем положено, но за те же деньги.

Огромное количество нарушений выявили сотрудники при проверке реализации программы «Модернизация объектов теплоэнергетического комплекса» – сумма нарушений составила 80,5 миллиона рублей, то есть 74 процента от общего объема финансирования.

Среди выявленных фактов – завышение цен на оборудование, двойные оплаты одних и тех же материалов, оплата невыполненных работ и непоставленного оборудования – классические нарушения, которые простому человеку кажутся коррупционными, однако поди ж поймай чиновника или работника за руку… Больше всего нарушений было выявлено на стройках. Так, лишних 4,4 миллиона потратили чиновники при ремонте Большенагаткинской больницы. Здесь нарушения похожи друг на друга как две капли воды: ра—боты не выполнены, но приняты, строительные материалы закуплены, но не использованы. Это касается и капитального ремонта многоквартирных домов в Ульяновске и нескольких районах – из средств «Фонда содействия реформирования ЖКХ» было то ли утащено, то ли растрачено 2,5 миллиона.

Неприкасаемые

– В прошлом году было несколько диких случаев, по которым, на наш взгляд, нужно было рассматривать дело о мошенничестве, но все ограничилось административными делами, – рассказывает об одном из случаев финансовых нарушений Игорь Егоров. – Что получает человек, который не брал с пяти арендаторов деньги в поселенческий бюджет, прекрасно зная, что все пять помещений используются? В двух помещениях даже договора не было. Максимально его по нашему законодательству можно было наказать всего на 2000 рублей.

Этого руководителя в итоге оштрафовали даже на меньшую сумму – 1000 рублей. Смягчающим обстоятельством послужил тот факт, что это было первое административное дело, возбужденное против чиновника, да и раскаялся он в содеянном. Вот только вопрос, имела ли место здесь простая ошибка или человек деньги все-таки брал, но они не дошли до бюджета?

Трудно возбудить дело и против физического лица, которое может просто сыграть перед бесстрастным правосудием «дурачка»: конечно, деньги выделены не по закону и пакет документов я не тот предоставил, но средства-то не я выделял, а чиновник… Теперь Счетная палата даже не пытается затребовать с человека деньги обратно, потому что суд принимает его сторону.

– А такой статьи, под которую можно возбудить дело против чиновника, всякий раз не находится, – сетует Егоров. – Доказать, где умысел, а где ошибка, очень сложно.

Легче всего в этом смысле с нарушениями при строительстве, где факт никак не изменить: деньги выделены, а здания (или его ремонта) нет. Но и здесь мошенничество не подтвердишь, пока не найдется свидетель передачи денег за подписание приемки работ. Пытались сотрудники Счетной палаты привлекать людей и по статье «Халатность», но и там оказалось все очень сложно.

Чиновники, таким образом, попадают в разряд неприкасаемых, которых, пока не поймаешь за руку, сложно наказать сколь-нибудь серьезно. Сейчас Счетная палата поднимает вопрос об ужесточении наказаний в сфере экономических преступлений по капремонту и строительству.

– Поверьте, за множеством финансовых нарушений стоит простая некомпетентность, – считает Игорь Егоров. – Нельзя все сваливать на коррупцию, законодательство сложное, и не везде есть грамотные юристы, работающие в тесной паре с бухгалтерами. Увы, нет в российском законодательстве пока какого-либо наказания за неэффективное расходование средств.

Премию Пластова проверят в сентябре

В этом году Счетная палата проверит сразу несколько крупных строек. Это касается перинатального центра на базе областной больницы, который вот-вот введут в эксплуатацию. Также сотрудники контролирующего органа съездят в Новоспасское, где в 2012 году построили и с помпой открыли большой физкультурно-оздоровительный комплекс.

Не пройдут и мимо ремонта Центрального аэропорта.

Этим, конечно, проверки не ограничатся.

Так, фонду «Ульяновск – культурная столица» придется отчитаться за проведение форума «Культура и развитие», МУЗ ЦК МСЧ за покупку нового дорогостоящего оборудования. Счетная палата придет в несколько районов, чтобы проверить, как используют бюджетные средства. Сейчас заканчиваются проверки субсидий, выданных хоккейному и футбольному клубам «Волга».

И о Пластовской премии. Те десять миллионов, которые выделены еще в прошлом году, а заодно и остальные средства, которые, как говорят, ищут у спонсоров, проверят в сентябре. После этого можно будет говорить о том, насколько эффективно были потрачены деньги на художников.