В настоящее время проблема задолженности за поставленные коммунальные услуги в нашей стране носит системный характер. Этому процессу способствуют многие факторы, начиная от банального нежелания потребителей платить за поставленные услуги и заканчивая несовершенствами законодательства, а порой и отсутствием определенного законодательного контроля за деятельностью управляющих организаций.
Давайте попробуем разобраться, как формируются такие огромные суммы дебиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. Только перед Ульяновским филиалом ОАО «Волжская ТГК» как перед производителем тепловой и электрической энергии в нашем регионе накопилась задолженность, общая сумма которой почти 4 млрд рублей! В таких условиях говорить о том, что энергетикам живется, как у Христа за пазухой, вряд ли кто сможет.
Встаньте на сторону ресурсоснабжающей организации, в которой заработная плата сотрудникам не повышалась на протяжении 4 лет, а оклад некоторых работников на предприятии составляет всего 6 тысяч рублей, ремонтные кампании ежегодно требуют огромных вложений, а факт воровства тепловой изоляции присутствует сплошь и рядом. Так, если на участках тепловых сетей, расположенных на территории заводов, изоляция находится в нетронутом состоянии, то на участках, доступных для жителей города, наблюдается ситуация с постоянными кражами покровного слоя, теплоизоляционного материала, что приносит ОАО «Волжская ТГК» значительные убытки. В этом случае средства, которые могли быть направлены на ремонт, реконструкцию энергооборудования, энергетики вынуждены расходовать на восстановление разрушенной нерадивыми жителями тепловой изоляции. Прибавьте к этому еще расчеты за поставку основного вида топлива – газа (составляет 70% от себестоимости производства тепла), стоимость которого возросла с 1 июля 2012 года на 15%. Как видите, картина не такая уж и красочная.
Да, проблемы необходимо решать, и решать их комплексно, совместно с жителями города, управляющими компаниями, контролирующими организациями и, прежде всего, с представителями органов власти.
Вернемся снова к тем самым пресловутым общедомовым нуждам. Они всегда были заложены в норматив энергопоставщиков. Теперь же платеж разделен на две части. В итоге потребитель будет видеть, сколько он платит за свою квартиру и сколько идет на общедомовые нужды (в домах, где установлены общедомовые приборы учета). И если вы видите, что в платежке сумма за ОДН выглядит нереально, а вы – добропорядочный гражданин, исправно платящий за все потребленные услуги, в ваших интересах -заняться «расследованием». И поверьте, дело здесь не в том, что энергетики выставляют завышенные счета или что власти придумали 354-ое постановление, в рамках которого все наживаются на жителях. Никто не думает, что воруют соседи. И такие явления не редкость – по некоторым данным, они достигают порядка 70%. Совершив хоть одну проверку в отдельно взятом доме, мы найдем квартиру, где наверняка сможем выявить случаи вмешательства в работу индивидуальных приборов учета (магниты, струбцины), искажения передачи показаний, самовольных подключений. А если в квартире прописано 2 человека, а по факту проживает 3? Или 4? И все они пользуются коммунальными услугами? Вывод очевиден. Возникает другой вопрос: кто будет заниматься решением проблемы? Осуществлять проверки, выявлять нарушителей и принимать меры?
Выход в данной ситуации возможен в проведении ряда мероприятий управляющими компаниями, как это было сделано в городе Набережные Челны. Там все УК проверяют квартиры, находят нарушения, на некоторых собственников подают в суд. По результатам судебных разбирательств выписываются штрафы от 1,5 тысячи рублей. Такая практика введена около 2-х месяцев назад и уже дала свои результаты: есть 75 решений за незаконное подключение к ресурсам, кроме того, наметилась положительная динамика – объемы коммунальных ресурсов на ОДН снизились по холодной воде на 42%, по горячей воде – на 38%, по электроэнергии – на 12%, а на 14 домах появился «минусовой» ОДН!
Таким образом, глядя на положительные примеры – проверяя дом за домом, мы сможем в нашем регионе навести порядок, отладив систему контроля над потреблением услуг ЖКХ. Пока же жителям города Ульяновска следует добросовестно отнестись к своим гражданским обязанностям и вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги.