На заседании Правительства Ульяновской области 4 марта 2013 года планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. Об основных направлениях деятельности Правительства Ульяновской области на период до 2018 года

Основные направления деятельности Правительства Ульяновской области на период до 2018 года определяются исходя из утвержденной долгосрочной Стратегии развития региона до 2020 года, которая опирается на реализацию ряда программ, в том числе: «Развитие конкуренции в Ульяновской области до 2012 года», «Стратегия привлечения инвестиций в Ульяновскую область на 2008-2012 годы», «Концепция семейной политики Ульяновской области на период до 2025 года», «Стимулирования экономической активности в Ульяновской области», «Концепция стратегии развития отрасли здравоохранения Ульяновской области на 2008-2012 годы», региональную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2013-2020 годы, и ряд областных целевых программ.

В период реализации среднесрочной Программы был пережит мировой финансовый кризис 2008-2009 года и период восстановления экономики от его последствий. Несмотря на это, вследствие принятых Правительством Ульяновской области антикризисных мер, по итогам 2010 года были полностью восстановлены основные макроэкономические показатели развития региона.

Сейчас подводятся окончательные итоги прошедшей пятилетки, но объективно то, что 90% принятых обязательств выполнены.

В результате проведения политики кластеризации промышленного комплекса Ульяновская область является одним из регионов, на территории которых развиваются сразу 2 высокотехнологичных кластера: авиационный и ядерно-инновационный. Быстрыми темпами растут автомобильный кластер, дальнейшее развитие которого тесно связывается с созданием индустриальных парков на площадках УАЗа и ДААЗа и кластер строительных материалов, в рамках которого в области уже построено порядка десятка новых высокотехнологичных предприятий, создано около тысячи новых рабочих мест.

В результате были не только выполнены целевые макроэкономические ориентиры развития, но и в некоторых сферах экономики они превысили намеченные. Так, по предварительным оценкам, планируемый индекс физического объёма ВРП (104 %) в 2012 году по факту будет несколько выше – 104,5%. Объём ВРП превысит 240 млрд. рублей.

Перевыполнен целевой показатель роста промпроизводства (104%). В 2013 году поставлена ещё более амбициозная задача – 105%. Предварительный прогноз Минэкономразвития РФ менее оптимистичен (103,7%), при том, что годовой рост промпроизводства в целом по Российской Федерации в 2012 году составил всего 102,6%. С учётом проводимой политики, направленной на модернизацию производства, привлечение инвестиций и внедрение инновационных технологий, рост промпроизводства до 2018 года должен быть в диапазоне 5-9%.

Уровень зарегистрированной безработицы в Ульяновской области сложился наименьшим за последние 20 лет. Если в 2004 году уровень зарегистрированной безработицы составлял 3,5%, то сейчас – 0,65%. На протяжении последних двух лет Ульяновская область стабильно входила в тройку лидеров, занимая 2 место в ПФО. Сложившийся уровень регистрируемой безработицы в области значительно ниже среднероссийского значения (1,4%) и окружного (1,1%).

В последние годы ежегодно создаётся порядка 20 тысяч рабочих мест. В 2012 году план создания рабочих мест перевыполнен на 8% (создано свыше 21,5 тысяч рабочих мест), а за 2 года – превысил 45 тысяч мест.

Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2013 года составила 5,6 млн. рублей, что является одной из минимальных сумм в ПФО.

Объём инвестиций в основной капитал по итогам 2012 года достиг беспрецедентно высокой отметки около 72,9 млрд. рублей (целевое значение – 66 млрд. рублей), рост к прошлому году – 117,3%.

Индекс потребительских цен (к декабрю) по итогам 2012 года в Ульяновской области составил 106,5%, что ниже, чем в среднем по РФ (106,6%). Инфляционный рост в области сложился ниже целевого параметра в 106,7%. В половине субъектов РФ уровень инфляции сложился выше, чем в Ульяновской области.

В регионе формируются новые кластерные центры развития: кластер креативных индустрий, включая проект по строительству в Ульяновске «Музея СССР», кластер информационных технологий, в котором уже действуют многочисленные и разнообразные средства массовой информации, включая 195 печатных изданий и 74 электронных СМИ. Активно идет формирование портовой особой экономической зоны, в которой на сегодня существует 5 резидентов и такое же количество кандидатов в резиденты, промышленных зон: «Заволжье», «Карлинская», «Новоульяновск» и «Димитровград».

Рост реальной заработной платы по отношению к 2010 году составил 109,3% против планового – 104,4%.

Целевые ориентиры

Совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели повышение конкурентоспособности региональной экономики на основе интенсивного роста производительности труда. Требуется формирование стабильных высококонкурентных внутренних рынков, повышение инвестиционной и деловой привлекательности экономики региона, использование факторов роста, не задействованных ранее в полной мере, дальнейшее усиление инновационной составляющей экономического развития.

На этой основе Правительству Ульяновской области предстоит с учетом указанных ограничений и вызовов обеспечить устойчивое и динамичное повышение качества жизни жителей, решение демографических, социальных и экологических задач, надежное обеспечение продовольственной безопасности.

К 2018 году в Ульяновской области объём ВРП в реальном исчислении должен вырасти не менее чем в 1,5 раза (к 2012 году).

В этих условиях для повышения конкурентоспособности региональной экономики, а также в целях сохранения уже достигнутого уровня потребления, необходимо выполнение следующих ориентиров на 2013-2018 годы:

1) устойчивое и динамичное повышение качества жизни населения Ульяновской области, измеренное через рост номинальных доходов и заработной платы;

2) рост реальной заработной платы населения Ульяновской области к 2018 году не менее чем в 1,6 раза;

3) сокращение уровня безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, до уровня 4,5-5% от экономически активного населения;

4) доведение уровня бедности до среднероссийского значения;

5) сохранение высоких позиций (не ниже 5 места) Ульяновской области в рейтинге субъектов ПФО;

6) достижение к 2016 году номинального уровня заработной платы, соответствующего 7-й позиции в ПФО, а к 2018 году – выход на среднеокружной уровень;

7) к 2016 году негативный тренд убыли населения должен быть приостановлен;

8) обеспеченность и доступность комфортным жильем, развитие малоэтажного строительства, снижение процентных ставок по ипотечному кредитованию;

9) сохранение благоприятного инвестиционного климата и доли инвестиций в ВРП не менее 25%;

10) поддержание региональных темпов роста экономики и социальной сферы на уровне выше среднероссийских;

11) вхождение в 20-ку регионов РФ по производству зерна (не менее 1 млн.тонн в среднегодовом исчислении за 3 года);

12) сохранение высоких позиций Ульяновской области в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (в первой 20-ке РФ);

13) внедрение системы стратегического планирования: разработка Стратегии в каждом муниципальном образовании;

14) обеспечение сбалансированности развития муниципальных образований Ульяновской области.

В рамках модернизации бюджетного процесса, а также обеспечения широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов в условиях внедрения программно-целевых методов управления, необходимо обеспечить ежегодные общественные слушания бюджета Ульяновской области.

Для обеспечения эффективности нормативно-правовых актов Правительства Ульяновской области следует реализовать следующие мероприятия:

– ежегодная оценка хода реализации и эффективности государственных программ Российской Федерации и Ульяновской области;

– публичное рассмотрение проектов государственных программ и отчетов об их реализации;

– распространение и совершенствование практики ОРВ, внедрение её на муниципальный уровень;

– совершенствование механизма проведения ОРВ.

Приоритетные задачи Ульяновской области

1. Рост доходов населения Ульяновской области

Средняя зарплата в Ульяновской области в 2012 году составила 17183 руб. Целевой ориентир темпа роста заработной платы выполнен – 115%. Несмотря на достижение окружного темпа роста заработной платы в течение всего 2012 года номинальный уровень заработной платы в декабре 2012 года снизился до 11 позиции в ПФО. В результате, одна из первостепенных задач по выходу на среднеокружной уровень усложнится.

В 2013 году темп роста заработной платы должен быть не менее 115%, в номинальном выражении зарплата должна быть равна 20 тыс. рублей. Придерживаясь заданных параметров роста, к 2016 году уровень заработной платы в регионе должен превысить 30 тыс.рублей. Двигаясь такими темпами, к 2018 году номинальный уровень зарплаты в Ульяновской области должен выйти на среднеокружной уровень.

В результате роста денежных доходов населения уровень бедности в области будет снижаться. За предыдущие 5 лет удалось снизить уровень бедности более, чем на 12 %, поэтому задача к 2018 году – снизить бедность до показателя – не более 13% от общей численности населения.

2. Создание и модернизация новых рабочих мест.

Снижение общего уровня безработицы

В регионе ведется активная работа по привлечению инвесторов, открытию новых производств и, соответственно, создаются новые рабочие места. Если в 2008-2009 гг. в области ежегодно создавалось около 10 тыс. рабочих мест, то в 2010-2012 – более 20 тыс. В прогнозе до 2020 года задаётся плавное снижение количества новых рабочих мест, учитывая ежегодное насыщение рынка рабочими кадрами. Более того, наблюдается постепенный уход от низкооплачиваемой рабочей силы в сторону высокопроизводительных рабочих мест, поэтому замедление логично.

Здесь свои подзадачи:

1) не менее половины вновь создаваемых рабочих мест в области должны входить в категорию высокооплачиваемых;

2) решение проблемы деквалификации специалистов.

В результате будет решена не менее важная задача – сокращение уровня безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ до уровня 4,5-5% от экономически активного населения, что будет соответствовать общероссийскому тренду.

3. Сохранение благоприятного инвестиционного, делового климата и инвестиционной привлекательности.

Основным условием повышения производительности труда является повышение инвестиционной привлекательности региональной экономики. В соответствии с Программой «Стимулирование экономической активности в Ульяновской области на 2012-2017 годы» объём инвестиций должен достичь около 25 процентов валового внутреннего продукта до 2014 года и 20 процентов валового внутреннего продукта до 2018 года.

К приоритетным задачам Правительства Ульяновской области в части проведения активной промышленной политики, направленной на рост промышленного потенциала региона, следует отнести:

развитие производства высокотехнологичной ресурсно-сберегающей продукции через модернизацию и перевооружение производств и технологических циклов;

повышение инновационной активности предприятий промышленного комплекса;

сохранение и развитие кадрового и производственного потенциала социально и экономически значимых организаций промышленности, в том числе организаций, применяющих труд инвалидов, недопущение сокращения рабочих мест;

развитие механизма частно-государственного партнёрства как инструмента стимулирования инвестиционной и инновационной активности организаций промышленности.

4. Совершенствование промышленной политики Ульяновской области.

Выбранный пять лет назад путь по кластеризации промышленности даёт свои результаты. Особенно это ощущается в промышленном комплексе, в котором активно формируются авиационный, автомобильный и ядерно-инновационный кластеры. На основе их интенсивного развития планируется достичь к 2015 году уровня валового регионального продукта в 333 млрд. рублей.

4.1. В 2012 году произошёл ряд ключевых событий в авиационном кластере.

С сентября 2012 года авиационный кластер “Ульяновск Авиа” стал официальным членом Европейского партнёрства аэрокосмических кластеров, став сороковым по счёту членом этого престижного мирового сообщества, первым и единственным представителем в нём России;

– в этом же году был заключен самый крупный контракт на покупку Министерством обороны РФ 39 самолётов ИЛ-76МД-90А, что должно обеспечить устойчивую загрузку «Авиастара» до 2018 года.

Очередным шагом на пути к реализации проекта «Ульяновск – авиационная столица России» стал Второй Международный авиатранспортный форум, прошедший в Ульяновске в августе 2012 года и первый молодёжный авиафорум “Я – Авиатор!”.

К 2018 году «Авиастар-СП» планирует выйти на уровень производства 22 изделий Ту-204 в год и довести годовой выпуск изделий Ил-476 до 7.

4.2. Активно развивается ядерно-инновационный кластер.

В апреле 2012 года была утверждена программа развития ядерно-инновационного кластера города Димитровграда, которая по итогам проведения конкурсного отбора Министерством экономического развития РФ вошла в первую группу победителей – пилотных программ, претендующих на получение государственной поддержки через предоставление субсидий федерального бюджета РФ на развитие инфраструктуры кластера.

На сегодняшний день полностью сформирован состав участников ядерно-инновационного кластера, в который вошли 12 крупных якорных компаний (научные, производственные, образовательные), обеспечивающие формирование и развитие базовых специализаций кластера, компании малого и среднего бизнеса.

Развитие кластера идет по пяти направлениям:

I направление – ядерная наука;

II направление – инновационная медицина;

III направление – инновационные кадры;

IV направление – географическое расширение «целевой аудитории» кластера и выход на международный рынок;

V направление – проекты, направленные на инфраструктурное развитие кластера и территории.

Таким образом, каждое направление ядерно-инновационного кластера интенсивно развивается.

4.3. Автомобилестроительный кластер – самый долголетний в истории области и самый большой по числу его участников. Первое и ведущее место в автомобилестроении занимает автозавод, а с этим крупным заводом бурно развивающейся сейчас российской автомобильной промышленности в областной кластер входит более сотни предприятий, в том числе такие базовые предприятия, как Ульяновский моторный завод и «ДААЗ», которые продолжают уверенно наращивать объёмы продаж и активно реализуют инвестиционные проекты.

В целях привлечения новых технологий ведутся работы по созданию совместных предприятий с иностранными производителями. Созданное предприятие получит возможность номинации на поставку на конвейеры альянса АВТОВАЗ–РЕНО–НИССАН и загрузку производства вплоть до 2020 года.

4.4. Хорошие результаты приносит Портовая особая экономическая зона, которая на сегодня имеет пять резидентов и такое же количество кандидатов в резиденты.

На промышленной зоне «Заволжье» к 2014 году будет создано более 4 200 новых рабочих мест. Кроме уже действующих резидентов, в настоящее время на её территории строится завод компании «ТАКАТА» (производство автокомпонентов), ведётся проектирование завода немецкой станкостроительной компании «Гильдемайстер», завода по производству лакокрасочной продукции компании «Хемпель», нанотехнологического центра, российско-германского предприятия «Филко-Волга» (производство строительных модульных элементов зданий с использованием нанотехнологий), производства авиакомпонентов компании «Халтек», подписано соглашение о строительстве завода по производству высококачественного стекла с нанопокрытием в рамках совместного проекта ОАО «РОСНАНО», компании NSG. Формируется такая же промзона «Новоульяновск» и планируются к созданию «Карлинская», и «Димитровград».

5. Развитие социальной сферы и рынка социальных услуг.

В условиях инновационной экономики растёт спрос на высококвалифицированные кадры, при этом важным требованием является способность и готовность к обучению, в том числе самостоятельному, на протяжении всей жизни. При этом перед системой образования стоит серьёзная проблема – возрастающий разрыв содержания образования от требований современного рынка труда. Необходимо обеспечить переориентацию образования с академической подготовки на возможность практического применения получаемых знаний и освоение техники самостоятельного получения необходимых знаний в течение всей жизни.

Для повышения престижа профессии педагога необходимо:

организовать площадки для профессиональных стажировок обучающихся в образовательных учреждениях;

организовать маркетинговые службы в учреждениях профессионального образования;

подготовить и реализовать предложения по социальной поддержке выпускников учреждений профессионального образования, закреплению их на рабочем месте.

В целях улучшения демографической ситуации должны быть решены задачи по сокращению уровня смертности населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний и повышению уровня рождаемости.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении должен достичь в 2018 году 72,5 года.

Потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребёнка.

Должны быть обеспечены необходимые условия для творческого и спортивного развития детей. К 2018 году должна быть полностью удовлетворена потребность в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием по итогам 2018 года должен возрасти до 75 процентов.

6. Повышение здоровья населения, развитие физической культуры и спорта.

За последние 5 лет в регионе устойчиво прослеживается положительная тенденция к увеличению числа граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Фактическое количество занимающихся физкультурой и спортом по итогам 2012 года составляет 20,1% от общего числа населения Ульяновской области (аналогичный показатель по России составляет 20,6%). В настоящее время в Ульяновской области ведётся интенсивное строительство спортивных объектов, что позволит в дальнейшем ожидать устойчивый рост числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом. К 2018 году планируется увеличение данного показателя до 28% от общего числа населения Ульяновской области. Учитывая традиции в развитии видов спорта, достижения на всероссийских и международных соревнованиях, тренерский потенциал, Минспорттуризмом РФ и Олимпийским Комитетом России в Ульяновской области были определены 9 видов спорта в качестве опорных: тхэквондо, художественная гимнастика, греко-римская борьба, плавание, бокс, лёгкая и тяжёлая атлетика, гребля на байдарках и каноэ, биатлон. С января 2012 года по этим видам на базе областного государственного казённого физкультурно-спортивного учреждения «Центр спортивной подготовки» открыты группы олимпийской подготовки.

До 2018 года в каждом муниципальном образовании Ульяновской области должны быть построены физкультурно-оздоровительные комплексы в целях обеспечения возможности занятия спортом каждого жителя региона, в области должен быть «воспитан» олимпийский чемпион и сформированы 2 команды Высшей лиги по приоритетным для Российской Федерации игровым видам спорта. В итоге, должны быть созданы условия для систематических активных занятий физической культурой и спортом, а также для повышения конкурентоспособности регионального спорта на российской и международной спортивной арене.

7. Обеспечение доступным и комфортным жильем

и коммунальными услугами граждан Российской Федерации

Предстоит решить жилищную проблему большинства российских граждан, в значительной степени улучшить комфортность проживания в городах и сельской местности.

Необходимо проводить мероприятия по увеличению предложения на рынке жилья. Нас сегодняшний день прогнозируется увеличение среднегодового совокупного дохода семьи в связи с мерами социальной поддержки, принимаемыми на региональном уровне.

По итогам 2012 года показатель доступности жилья составил 4,5 года. Это значит, что среднестатистическая семья из 3-х человек сможет приобрести квартиру площадью 54 кв.м лишь через 4,5 года. К 2014 году данный показатель составит 4,4 года, при отсутствии иных затрат. Таким образом, показатель доступности жилья крайне низкий.

Для подавляющего большинства семей доступность качественного жилья будет обеспечена преимущественно за счёт строительства жилья экономического класса и малоэтажного строительства. Это позволит обеспечить жильём значительную долю граждан, нуждающихся в жилых помещениях, решить вопрос с обеспечением жильём ветеранов войны, жителей аварийного жилья и «погорельцев». В результате востребованности в регионе относительно недорогого жилья резко увеличится объём рынка жилья, что принесёт в бюджет Ульяновской области дополнительные финансовые поступления.

Кроме строительства жилья экономического класса, необходимо рассмотреть возможности строительства арендного жилья.

Поскольку в ближайшее время в регионе планируется создать не менее 20 тысяч новых рабочих мест, необходимо обеспечить комфортным жильём тех специалистов, которые их займут. В их числе могут оказаться переселенцы, начинающие специалисты, высококвалифицированные специалисты из других регионов.

В условиях роста просроченной задолженности граждан по платежам за предоставленные банками кредиты на покупку жилья особого внимания заслуживает вопрос формирования муниципального специализированного жилищного фонда (маневренного фонда), в том числе для переселения граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, обременённые ипотекой в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В результате проведения данных мер должна быть обеспечена одна из самых низких по сравнению с другими субъектами ПФО стоимость 1 кв. метра жилья на первичном и вторичном рынке в Ульяновской области.

Также необходимо грамотно выстроить систему работы с управляющими компаниями в целях повышения качества предоставляемых услуг и совершенствования системы взаимоотношения управляющих компаний с населением региона.

8. Развитие сельских территорий и снижение дифференциации развития районов

Высокая дифференциация муниципальных районов по уровню социально-экономического развития, а, следовательно, и проблемы роста муниципальной экономики не могут быть эффективно решены без реализации региональной программы развития сельских территорий. Разрыв в уровне развития сельских территорий между лидирующим районом и аутсайдером должен сократиться к 2018 году в 2 раза, не допуская при этом снижения достигнутых высот и в максимальной степени наращивая свой потенциал.

Вследствие этого одной из основных задач на предстоящую перспективу является обеспечение сбалансированного развития городских округов и муниципальных районов области. С этой целью, а также для распределения дотаций и стимулирования эффективной конкуренции муниципальных образований за инвестиционные проекты, а, следовательно, за новые рабочие места, и увеличение муниципального налогового потенциала в Ульяновской области, начиная с 2013 года будут отобраны пять муниципальных образований, имеющих наилучшие результаты социально-экономического развития по итогам года. Данная практика будет носить регулярную основу, благодаря чему к 2018 году планируется существенно снизить степень дифференциации районов области.

9. Развитие информационных технологий.

В целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления необходима реализация следующих положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» на территории Ульяновской области:

– уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году должен быть не менее 90 процентов;

– доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу “одного окна” по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году должна составлять не менее 90 процентов;

– доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна быть не менее 70 процентов.

К 2018 году также планируется обеспечить во всех муниципальных образованиях Ульяновской области доступ к широкополосному Интернету, доступность цифрового телевидения, полное покрытие сотовой связи в регионе, а также работающая система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

10. Восстановление Ульяновской области как культурного центра России.

В советские годы Ульяновск по праву считался третьей туристической столицей СССР, однако, с изменением политического режима, объём туристического потока снизился в десятки раз.

Учитывая, что вся необходимая транспортно-логистическая и гостиничная инфраструктура, музейные и научные традиции сохранены с советских времён, одна из основных задач, стоящих в настоящий момент перед Ульяновской областью – это создание современного комплексного высококачественного регионального турпродукта путем модернизации и реконструкции имеющегося туристического комплекса, а также развития существующего туристического потенциала области.

Одним из перспективных проектов на сегодняшний день представляется создание культурно-туристского кластера «Музей СССР» и возрождение Парка дружбы народов в Ульяновске путём реконструкции и модернизации уникальных памятников советского периода, находящихся в центральной части г. Ульяновска. Данный проект призван повысить престиж России на международном уровне, способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, выработать единую оценку советской эпохи и её интеграции в многовековую историю великой России.

На сегодняшний день регион борется за право принять на своей территории одну или несколько команд-участниц Чемпионата мира по футболу в 2018 году и таким образом стать полноправным участником программ подготовки Российской Федерации к Первенству мира. В рамках подготовки чемпионата необходимо подготовить условия для приёма двух команд-участниц, быть готовыми к приёму потока порядка 200 тысяч туристов, подготовить Ульяновскую область в качестве одного из пресс-центров чемпионата и провести чемпионат мира среди болельщиков. Необходимо организовать проведение пробного турнира в 2014 году.

При условии адресного обновления наиболее рентабельных и перспективных объектов туристской и гостиничной инфраструктуры, поддержания благоприятных условий на рынке туристских услуг и развития принципиально новых инновационных направлений регион будет наращивать туристический потенциал и к 2018 году по данному направлению сможет конкурировать с признанными на культурной арене мировыми столицами.

Результаты корреляционно-регрессионного анализа

социально-экономических факторов, влияющих на уровень бедности населения Ульяновской области

В целях определения факторов, оказывающих наибольшее и решающее влияние на изменение уровня бедности в регионе, был проведён корреляционно-регрессионный анализ статистических данных, предоставленных Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации.

В качестве зависимой переменной (y) был определен фактор – уровень бедности, измеряемый в процентном соотношении. В качестве независимых переменных (хi) установлены следующие факторы:

х1 – отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к величине прожиточного минимума (разы);

х2 – уровень безработицы, рассчитанной по методологии МОТ (в %);

х3 – доля доходов от собственности в общей структуре доходов (в %);

х4 – доля заработной платы в общей структуре доходов (в %);

х5 – уровень инфляции (среднегодовой индекс потребительских цен, в %) (исключен из анализа по причине большой ошибки);

х6–коэффициент фондов (разы), который характеризует степень расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами 10% населения с самыми низкими доходами;

х7 – удельный вес экономически активного населения (в %).

Проведенный регрессионный анализ позволил построить следующую закономерность между изучаемыми факторами в форме линейного уравнения:

Y = 86,7478 – 17,4142*Х1 – 0,6203 * Х2 – 1,1655 * Х3 + 0,3075 * Х4 – 0,9437 * Х6 – 0,2212 * Х7

Полученная зависимость позволяет сформулировать следующие утверждения:

– при увеличении отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к величине прожиточного минимума на 0,057%, уровень бедности снизится на 1% от имеющегося уровня. Для того, чтобы уровень бедности исключить, сегодня уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы должен составить 22.850 рублей. Понятно, что этот показатель на сегодняшний день недостижим, но, доведя уровень заработной платы до уровня, к примеру, Самарской области (20.969 рублей), уровень бедности составит 8%;

– при уменьшении уровня безработицы на 1,6%, уровень бедности сокращается на 1%;

– при увеличении доли доходов населения от собственности в общей структуре доходов на 1%, уровень бедности снизится на 1,16%.;

– при увеличении коэффициента фондов на 1%, уровень бедности снизится на 0,94%;

– при увеличении доли экономически активного населения в общей численности населения на 1%, уровень бедности сократится на 0,22%. По предварительным итогам 2012 доля экономически активного населения Ульяновской области составила 53% (около 679,8 тыс. человек). Увеличение данного показателя возможно за счет создания дополнительных рабочих мест (порядка 20 тыс. в год) и миграционной политики, стимулирующей привлечение рабочей силы из соседних регионов и стран ближнего зарубежья (переселение русскоязычного населения).

Таким образом, выявленная зависимость позволяет определить наиболее значимые направления деятельности Правительства Ульяновской области в целях снижения уровня бедности населения региона. Необходимо обеспечить устойчивый рост доходов населения за счет: 1) повышения номинальной заработной платы до уровня 20.000 – 22.000 рублей; 2) увеличения доли доходов от собственности в общей структуре доходов на 1% в год. Одновременно необходимо стремиться к росту доли экономически активного населения в общей численности населения на 1% за счет создания не менее 20 тыс. новых рабочих мест ежегодно и привлечения рабочей силы из соседних регионов и стран ближнего зарубежья. Реализация данных целевых показателей позволит снизить уровень бедности в Ульяновской области к 2018 году до 13,1%.

2. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О наградах Ульяновской области»

(Цель – приведение в соответствие с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также дополнение новой награды – присвоение звания «Заслуженный работник топливно-энергетического комплекса Ульяновской области»; уточнение порядка награждения лиц, замещающих государственные должности Ульяновской области; уточнение оснований присвоения почётного звания Ульяновской области «Материнская слава»)

Департаментом государственной и муниципальной службы Правительства Ульяновской области подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон Ульяновской области «О наградах Ульяновской области».

Законопроект регулирует правоотношения, связанные с наградной деятельностью в Ульяновской области.

Проектом предлагается:

1) дополнить Закон положениями, в соответствии с которыми учреждается почётное звание Ульяновской области «Заслуженный работник топливно-энергетического комплекса Ульяновской области».

С этой целью Закон дополняется статьёй 36¹, которой определяются категория награждаемых лиц, основания награждения, порядок ношения награды. Форма нагрудного знака к почётному званию в соответствии со статьёй 45 Закона Ульяновской области «О наградах Ульяновской области» является единой для всех почётных званий Ульяновской области.

В данной части законопроект подготовлен в соответствии с обращением Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (исх. № 73-ИОГВ-20-01/2870вн от 30.10.2012) о дополнении системы наград Ульяновской области почётным званием Ульяновской области «Заслуженный работник топливно-энергетического комплекса Ульяновской области» и согласован с Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (исх. № 73-ИОГВ-26.01/3235вн от 04.11.2012).

17.12.2012 в этой части законопроект был рассмотрен и согласован членами Комиссии при Губернаторе Ульяновской области по наградам Ульяновской области.

2) внести изменения в статью 18 Закона, определяющую положение о почётном знаке Ульяновской области «Материнская слава».

В соответствии с изменениями к категории лиц, представляемых к награждению почётным знаком Ульяновской области «Материнская слава», предлагается отнести и приёмных родителей.

3) внести изменения в статью 24 Закона, определяющую положение о почетном звании Ульяновской области «Заслуженный работник здравоохранения Ульяновской области».

В соответствии с изменениями предлагается термин «лечебно-профилактический» заменить термином «медицинский».

Данное изменение вносится в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и на основании письма Заместителя руководителя аппарата Законодательного Собрания Ульяновской области – начальника государственно-правового отдела аппарата Законодательного Собрания Ульяновской области Причестнова В.Г. (№ 08-14-4/1887 от 18.10.2012).

4) признать утратившей силу норму, определяющую порядок награждения наградами лиц, замещающих государственные должности Ульяновской области.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона награждение указанной категории лиц может быть произведено не ранее, чем по истечении трёх лет со дня прекращения осуществления таким лицом соответствующих полномочий, за исключением случаев награждения посмертно.

Законопроект прошёл согласование с контрольно-надзорными органами и получил положительные заключения.

3. О проекте закона Ульяновской области «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательного акта) Ульяновской области»

(Закон Ульяновской области от 14.07.2009 № 99-ЗО «Об условиях и порядке проведения реструктуризации недоимки организаций и индивидуальных предпринимателей по региональным налогам Ульяновской области, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам» фактически утратил силу в связи с истечением срока действия)

Проект закона Ульяновской области «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательного акта) Ульяновской области» подготовлен в связи с тем, что Закон Ульяновской области от 14.07.2009 № 99-ЗО «Об условиях и порядке проведения реструктуризации недоимки организаций и индивидуальных предпринимателей по региональным налогам Ульяновской области, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам» фактически утратил силу в связи с истечением срока действия.

Необходимость признания утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательного акта) обусловлена тем, что согласно указанного закона последним днём принятия Правительством Ульяновской области решения о предоставлении организации права на реструктуризацию задолженности и утверждении графиков реструктуризации задолженности является 31 декабря 2010 года. При этом ни одна организация, осуществляющая деятельность на территории Ульяновской области, в срок, обозначенный в Законе Ульяновской области от 14.07.2009 № 99-ЗО «Об условиях и порядке проведения реструктуризации недоимки организаций и индивидуальных предпринимателей по региональным налогам Ульяновской области, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам», не воспользовалась правом на реструктуризацию недоимки по региональным налогам Ульяновской области, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.

ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА