Обзор событий и прессы за конец февраля.

На прошедшей неделе было очень много информационных поводов для написания новостей. Многие из этих поводов сами были связаны с действиями средств массовой информации, в том числе и Улпрессы. Вероятно, это напрямую связано с первой попыткой власти после некоторого периода игр в открытость ограничить общество в доступе к информации о своей деятельности.

Пошёл слушок

По Ульяновску ползут слухи. Уже неделю все обсуждают трещину в «Аквамолле» и возможный переезд из торгового центра крупных магазинов-арендаторов. «Диван Обломова» выдал порцию информации о, якобы, давно выявленной ошибке проекта. Представители администрации центра, вроде бы, опровергли информацию о трещине и заявили о полной надёжности конструкций полюбившегося горожанам молла. Однако для прекращения слухов одних слов и твитов «Аквамолл будет стоять» не достаточно. Здесь нужны факты. Особенно, если сплетни распускают завистливые конкуренты, лишившиеся людского трафика. Комментаторы, правда, отмечают, что у Дмитрия Рябова, владельца крупнейших торговых центров, в нашем городе нет конкурентов.

Ещё «бабы говорят», что в Ульяновске свирепствует «свиной грипп»: десятки заболевших, а «один здоровый мужик» даже умер от него, а власти скрывают. Российские санитарные чиновники, вроде как, признали факты «свиного гриппа», но в Ульяновской области до недавнего времени грипп фиксировали только в единичных случаях, а любой рост заболеваемости объяснялся ОРВИ. Министр здравоохранения региона Валентина Караулова на этой неделе успокоила встревоженное население, заявив, что ситуация с ОРВИ стабилизировалась. Что она имела в виду, остаётся загадкой: может быть каждый день стабильно от гриппа умирает по одному здоровому мужику? Бабы ведь разное говорят.

Мужики судачат о политике. Говорят, что губернатор Сергей Морозов скоро покинет свой пост. Вероятно, приближение весны усилило сезонное распространение этого слуха, хотя мы и не исключаем, что когда-то, в далёком-далёком будущем, вслед за слухами произойдёт и уход главы региона. Пока никаких поводов, чтобы готовиться к такому развороту событий, нет. Ни встреч с руководством страны, ни шумных скандалов. Всё тихо.

Осторожно, власти закрываются!

Причиной для появления кривотолков часто является отсутствие достоверной информации. На этой неделе стали сбываться прогнозы комментаторов о конце эпохи медведевской открытости.

Постоянные зрители понедельничного шоу под названием «аппаратка» были сильно удивлены тем, что часть заседания правительства области прошла без прямого эфира. Комментаторы сразу углядели в этом козни нового главы аппарата правительства Светланы Опёнышевой. Но её виртуальные сторонники парировали обвинения, указав на то, что именно Опёнышева на всех уровнях продвигает проект открытого правительства и сама является первопроходцем «новых медиа». Логически закрытие части совещания объясняется тем, что на нём решаются внутренние вопросы правительства.

В том, что отгораживание власти от людей – это тенденция, а не техническая случайность, убедило и отсутствие на этой неделе пятничного «Откровенного разговора». Объяснений по поводу снижения уровня откровенности не поступило. Остаётся только гадать о причинах.

Городская власть тоже не спешит бросаться в объятья общественности. Аппаратные совещания как проходили за закрытыми дверями, так и проходят. Долгое время Дмитрий Глухов, пресс-секретарь главы города, говорил о сломанной видеокамере. Улпресса по наивности своей даже предлагала свою технику. Но увы – никаких трансляций так и не последовало. О том, что творится за закрытыми дверями, мы узнаём из твиттеров градоначальницы Марины Беспаловой и Дмитрия Глухова, то есть из одного источника.

И только областной чиновник Александр Рябушко отдувается за всё открытое правительство, рассказывая о том, с каким восторгом об открытости ульяновских чиновников говорят иностранные гости. Иностранцам легко надуть пыль в глаза, но это временное явление.

К примеру, трудно себе представить, как какой-нибудь забугорный губернатор собирает главных редакторов ведущих СМИ региона, чтобы о чём-то поговорить с ними. На этой неделе такие встречи возобновились у нас: Сергей Морозов пригласил редакторов в пресс-центр УлГУ. Попили чаю, попели песен. Зачем собирались, не понятно. Наверное, поэтому Игорь Жарков, главред «Мозаики», оценил мероприятие на «четвёрочку» и охарактеризовал его словом «недосказанность». С ним согласилась Вика Чернышева из «Российской газеты», указав, что никаких итогов подведено не было. На наш взгляд, своей цели губернатор всё же достиг, так как Жаркову запала в память фраза об «ответственности журналистов». Всё это вполне укладывается в путинский тренд контроля над общественным мнением: никакой нефильтрованной информации. Так что фильтруйте, господа редакторы.

Нам в связи со всей этой закрытостью остаётся задать только один простой вопрос. А что такого есть стратегически секретного в деятельности городских и областных чиновников, чтобы скрывать информацию об этом от людей? Может быть, Марина Беспалова обсуждает на совещаниях испытания секретного ядерного оружия? Или Сергей Иванович по понедельникам даёт инструкции секретным агентам по борьбе с террористами и засылает разведчиков в Лондон? Хотелось бы узнать список секретных полномочий наших чиновников.

Секретные документы остались без комментариев

Пролить свет на секретные дела госслужащих может история с некой «дорожной картой», информацию из которой опубликовал «Улград». Сам документ весьма интересен, так как повествует о реальных реорганизациях, которые происходят в правительстве и подотчётных ему госорганах. Утечка «секретного» документа объяснима тем, что по дороге его реализации многим слугам государевым придётся покинуть свои тёплые местечки. Подробный комментарий по этому поводу дал блогер-правозащитник Игорь Корнилов (он на неделе много комментировал, на больничном).

На наш взгляд, ситуация непростая. Во-первых, при большом количестве недовольных всегда есть вероятность фронды к губернатору, что и показал «слив» плана реорганизации в СМИ. Кроме того, возникают вопросы об адекватности некоторых объединений и реорганизаций, что не может не злить грамотную часть чиновников. Во-вторых, комментаторы из народа, напротив, оказались недовольны малыми масштабами сокращений и предложили «слить все министерства». Люди жаждут выдачи голов чиновников. Третий момент связан с постоянством бессмысленных перестановок и реорганизаций. Будет ли чиновничий аппарат раздуваться или сокращаться – административная лихорадка не пойдёт в плюс губернатору.

Вызывает интерес не только документ, но и реакция на утечку информации. Светлана Опёнышева уже не в первый раз потребовала от журналистов публиковать инсайдерскую информацию только с её комментариями. Сначала зампред правительства заявила, что всё неправда, а несколькими твитами позже стала требовать от «Улграда» выдать информаторов, которые передали журналистам служебную бумагу. «Улград» устоял, несмотря на угрозу судебного разбирательства.

Нам остаётся непонятно, почему областное правительство скрывает информацию о реорганизации? В связи с тем, что Светлана Владимировна так и не дала комментария по существу, мы обратились за пояснениями к её коллеге. Областной чиновник на условиях анонимности открыл нам страшную тайну: «Обнародованная «дорожная карта» уже устарела». Вероятно, полная неразбериха в реорганизациях и является причиной секретности информации о них.

Ульяновец, будь идентичен!

Другой тенденцией недели стала «экспертная направленность» власти. На обсуждение пользователей глобальной сети были представлены объёмные документы, над которыми сейчас работают члены областного экспертного совета. Это готовящийся отчёт губернатора за 2012 год и концепция региональной идентичности, или, точнее, техническое задание на её разработку.

На сайте самого экспертного совета нам не удалось обнаружить комментариев к выложенной информации. Вяло обсуждают, казалось бы, столь важный документ – отчёт губернатора – и посетители Улпрессы. Зато, как всегда, вызвала интерес пустая бумага об ульяновской идентичности.

Свои комментарии по этому поводу дали «Улград», Сергей Титов и его собеседники в «Коммерсанте» и Дмитрий Ежов. Последний заявил, что пора уже перестать говорить об идентичности и переходить к делу, общему делу. В комментариях также завязалась перепалка между местными учёными и областными чиновниками (настоящими и бывшими) по поводу создания НИИ идентичности. Аргументом за создание этой конторы, по мнению инициаторов, является финансирование краеведения. Народ же уверен, что это очередной распил. Вероятно, вопрос может решить кадровый состав НИИ: если его набьют чиновниками, то никакой пользы от него для местных исследований точно не предвидится.

Анализируя комментарии, можно сказать, что общественная дискуссия по действительно важным вещам для общества не может возникнуть сама собой, если её не организовать. Такова Россия. Да и власть научилась отводить внимание общества с помощью скандальных «вбросов» типа «региональной идентичности». А граждане подсели. И не нужно ожидать, что эксперты набегут по первому же предложению власти сесть за стол переговоров.

Дебаты – дело тонкое

Столь же стремительно, как закрываются власти, набирает обороты и проект сетевого телевидения Улпрессы. Его фишкой стали трансляции с крупных мероприятий органов власти, авторские политические проекты и экспертные обсуждения. На прошедшей неделе помимо аппаратки мы стали очевидцами коллегии министерства искусства и культуры области, коллегии министерства здравоохранения, отчёта зампреда облправительства перед общественной палатой, а также совещания по малому бизнесу.

В целом можно отметить чиновничью пустоту всего освещаемого действа. Экшна было мало. Пожалуй, вспомним только пари губернатора с неким старомайнцем по зарплате работников культуры в 30 с гаком тысяч к 2018 году. Отметим и факт обращения министра здравоохранения к медикам посмотреть запись коллегии – на отраслевом мероприятии с помощью Улпрессы смогут побывать все врачи и медсёстры. Но самым веселым стало совещание губернатора с главами районов по проблеме «оптимизации» Почты России. Главы-не министры, за словом в карман не лезут. Ханяфи Рамазанов, например, просто в лоб призвал Светлану Опенышеву уйти в отставку.

А из «общественных» трансляций, самым лучшим по составу участников, режиссуре и важности обсуждаемого вопроса мероприятием стала молодёжная дискуссия по вопросам ЖКХ.

Молодёжь пошла в народ. Отцы и дети

В начале прошлой недели губернатор Сергей Морозов поручил своим подчинённым разработать концепцию молодёжной политики. Видимо, его заинтересовала активность в этой сфере, отмеченная нами в прошлом обзоре.

Молодёжные лидеры, боровшиеся ранее за голоса почитателей на просторах интернета, вняли высказанным комментариям и решили заняться реальными делами. Степень реальности была различна.

Главный молодёжный мастер пера и топора Антон Хащенко на неделе защищал идеалы демократии в Армении, о чём составил подробный отчёт. Эдгар Красаускас со товарищи, следуя генеральной линии партии, отправился в детский дом, чтобы научить сирот быть красивыми и стильными. Ольга Куракина провела очередное обсуждение «новой системы работы с молодёжью», в качестве позитива она отметила «пыль столбом», поднявшуюся во время дискуссии. Сергей Гулькин, пользуясь ресурсами областного парламента, молодёжное крыло которого он возглавляет, организовал дискуссию о гражданском контроле за сферой ЖКХ.

Именно последнее мероприятие вызвало много откликов. Модерировал дискуссию Дмитрий Ежов. Ярко выступили блогер Дмитрий Малых, молодёжный активист Руслан Хайров. Очень порадовала сторона «отцов»: Вячеслав Алексейчик и Григорий Калёнов. Участвовали Гигирев, Буланов, Ярош… Всё этой действо весело отснял и прокомментировал Денис Крокодинов, претендующий теперь занять нишу политического фельетона.

Комментарии по круглому столу были разными, но чаще упоминалась тщетность и бесполезность разговоров. Между тем молодёжь, голосовавшая по теме обсуждения в социальной сети, высказалась за актуальность молодёжного гражданского контроля в сфере ЖКХ. Таким образом, реальная повестка вызывает интерес. Что же касается «разговоров», то это только первый шаг на пути решения любой проблемы. Если «отцы» привыкли молча кто тырить, кто терпеть лишения, то «дети» хотят обсудить жизнь. Им ещё долго жить.

В качестве прогноза выскажем мысль о скорой конвертации диалога молодёжи и власти в форму требований со стороны первой ко второй. Тема ЖКХ важна, но не является чисто молодёжной. Как только молодёжные лидеры возьмутся за молодёжную политику, мы неизбежно услышим требования, каким Ульяновск должен быть, чтобы молодёжь осталась жить в нём. Посмотрим, у кого из провластных «лидеров» хватит духа говорить от имени молодёжи.

Половинят ярды рупий

Не менее интересным для публики оказалась и прямая трансляция пресс-конференции главы областной счётной палаты Игоря Егорова. После долго заслушивания отчёта журналисты задали неудобные вопросы о коррупции и расходования бюджетных денег. Прозвучал вопрос и о премии Пластова. Однако хитом цитирования стала информация о нецелевых и неэффективных расходах ульяновских чиновников в размерах 500 миллионов, озвученная Егоровым.

Чего тут удивляться масштабам, если один мелкий управляющий в сфере ЖКХ умудряется нагреть жителей сразу на 21 миллион? Об этом появилось сообщение на прошедшей неделе. Пару десятков казнокрадов – и нет миллиарда.

Жаль, что пока тема коррупции раскручивается только правоохранительными органами. Журналисты боятся вести собственные расследования и контролировать чиновников. На этой неделе появилась первая ульяновская попытка рассуждений по этой теме – пост на тему квартиры Владислава Третьяка. К сожалению, автор пользовался исключительно чужими материалами, не охватил полностью вопрос и не предложил решения. Сама попытка заслуживает поддержки: у ульяновских чиновников, наверняка, есть то, о чём им не хочется рассказывать журналистам. А Третьяку неплохо было б поменять квартиру на ульяновскую. Или может подарить, как Жерару Депардье?

Подводя итог обзору, вернёмся к открытости и секретным делам ульяновской власти. Прошедшая неделя показала, что СМИ перехватили у власти контроль над повесткой дня в Ульяновской области. Любая «секретность» местной власти будет играть только в пользу журналистов. Если чиновники будут молча делать добрые дела, то СМИ будут отбирать хлеб у пресс-служб. Если же чиновники будут делать молча что-то незаконное, то журналисты отберут хлеб уже у них самих. Главной темой следующей недели может стать ответный ход власти.

Не верьте слухам, читайте комментарии на Улпрессе и подключайтесь к дебатам. У вас есть что сказать!