В субботу губернатор Сергей Морозов собирал редакторов региональных и собкоров федеральных СМИ с одной целью – попытаться убедить в необходимости увеличения количества позитивных материалов о нашем регионе. Губернатор даже предложил брать пример с советских средств массовой информации, где особое внимание уделялось позитивным материалам и в первую очередь – человеку труда. В принципе, журналистам было прямо сказано, что они вместо поисков хорошего ищут только плохое и готовы все измазать черной краской там, где ее нет.
Ни к чему в итоге неформальной встречи не пришли. Да и вряд ли могли. Пример с советскими СМИ неубедителен, поскольку тогда все было подцензурно и под жестким контролем КПСС. В большинстве СМИ – регулярное требование редактора: напиши заметку о хорошем человеке. Чем это кончалось, можно представить – извращением даже лучших помыслов. Именно в те времена существовали требования по зонам умолчания, запретным темам и обязательным публикациям.
Как раз об этом – уже упоминавшийся старый советский анекдот про то, как поезд шел коммунизму и вдруг остановился. Ленин сказал всем выйти на субботник по заготовке дров для паровоза. Заготовили. Тронулись. Снова остановились. Тогда Сталин приказал расстрелять машиниста. После этого снова тронулся поезд. Снова остановился. Хрущев настучал каблуком и обозвал всех педерастами, и это помогло. Когда поезд снова остановился, Брежнев приказал зашторить окна и покачивать вагон, создавая иллюзию движения.
Понятно, что Сергей Морозов хотел бы развивать тему региональной идентичности, «чтобы ульяновцы гордились своей родиной». Но я не хочу, чтобы, как в советское время, рисовали красивую картинку, чтобы показать гражданам, что в целом все хорошо. СМИ существуют для другого. Они как раз по своему призванию должны показывать идентичную картинку того, что происходит вокруг в реальности.
Те СМИ, что стараются работать профессионально, стремясь отвечать своему предназначению, и давать объективную информацию о том, что происходит вокруг на самом деле, можно было и не приглашать. Их уговаривать не надо. Надо только, чтобы было и вправду больше положительных поводов. Потому что на самом деле в новостных СМИ (а практически все СМИ региона, в т.ч. телевидение, стали чисто новостными) нет «негативных» или «позитивных материалов». Материалы новостных СМИ – это лишь отражение происходящего. Будет больше положительного – будут и изменения в том, что отражает зеркало.
Наверное, стоило бы встретиться с теми, с кем у облправительства есть гласные и негласные договоры. Недавно один представитель медийного бизнеса признался: «Да, мы ругали и критиковали губернатора и всю его администрацию. Зато однажды областная власть сама мне предложила заключить с ними договор на некую сумму. Теперь мы относимся к власти более лояльно». Увы, это реальность наших дней. И эта неприятная картина будет существовать, пока будут сохраняться неравные условия конкуренции на этом рынке, пока будут существовать государственные СМИ, финансируемые из бюджета.
Так что, жаль, что чиновники почему-то считают, что все СМИ ищут в первую очередь негатив. Нет, мы просто складываем мозаику сего дня. И несмотря на то, что кто-то (в политических или иных интересах) и вправду ищет негатив, кто-то (подвластные СМИ) дают переслащенный позитив, а кто-то просто стремится к объективному показу действительности, в конечном итоге мозаика дает реальную картину происходящего. В целом процент негатива соответствует реальности.
Сегодня смотрел заседание облправительства. Как к женщине отношусь к Тамаре Дмитриевой хорошо (с наступающим днем 8 марта!). Но что она уже который раз подряд делает на заседаниях кабмина? Как заместитель спикера заксобрания? Так там, рядом с ней Борис Зотов сидит. Зато ей было предоставлено слово как секретарю реготделения «Единой России», и она бодро рассказала о так называемых проектах ЕР, по строительству бассейнов и пр., исполняемых властью за бюджетный счет. ЕР тут ни при чем совершенно, а бесплатный пиар за счет бюджета можно приравнять к политической коррупции. Такой позитив на самом деле является негативом. Потому что он, как и любой пиар, не соответствующий реальности, как ложь и умолчание, вызывает только раздражение населения. И гордости своим регионом явно не прибавляет.
Если мы хотим не изображать движение, а все-таки двигаться, то давайте все-таки расшторим окна. Пусть даже неприглядная, но все-таки идентичная картина позволит нам видеть, куда мы едем.

P.S. Не спорю, запрос на позитивные материалы есть. Не в смысле «ахов», какие все чиновники хорошие, и как у нас все здорово. Запрос на материалы, оставляющие добрый след в душах людей, их прочитавших. Хорошие очерки, циклы бесед с незаурядными людьми, лидерами профессий, общественных организаций. Мир богат необычными людьми, и в каждом можно найти что-то особенное, ценное, доброе, полезное. Но для этого нужны талантливейшие журналисты, а их у нас (на фоне выросшего профессионализма новостников) почти нет – раз, два – и всё.