5 марта в Общественной палате Ульяновской области состоялась дискуссия на тему: «Воспитание культуры толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья в молодежной среде», о которой ранее сообщал наш портал.

Собравшиеся обсудили важные вопросы, которые стоят сейчас перед российским обществом: как создать наиболее благоприятные условия для жизни людям с ограниченными возможностями; как преодолеть внутренние барьеры или равнодушие при общении с инвалидами?

Как рассказала специалист министерства образования Татьяна Портнова, на сегодняшний день уже делается немало: в регионе реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда», благодаря которой дети-инвалиды смогут получать образование в обычных школах. В ближайшее время в школах будут созданы условия для комфортного пребывания лиц с ограниченными возможностями; развиваются технологии дистанционного образования, которые значительно облегчают процесс получения знаний.

– В наступившем году планируется запустить программы инклюзивного образования еще в 15 школах, на каждую из которых будет потрачено порядка 2,6 млн. рублей. Средства пойдут на установку пандусов и поручней, расширение входных групп, нивелирование пороговых зон, установку навигационного оборудования. Нашей основной задачей является организация доступа для ребенка, передвигающегося, к примеру, на инвалидной коляске, хотя бы на 1-2 этажи зданий школ, где, как правило, расположены актовый и спортивный залы, библиотека, столовая, несколько учебных классов, – сообщила главный специалист отдела общего образования Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования регионального Минобразования Татьяна Портнова.

Однако те, кто ежедневно сталкивается с трудностями – родители детей с ограниченными возможностями – высказали свою точку зрения и уверили всех собравшихся, что если проблемы и решаются, то очень медленно и избирательно. В целом же ситуация по-прежнему остается сложной: трудно организовать инклюзивное обучение для ребенка-инвалида, большинство учебных учреждений по-прежнему не приспособлены для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

«В прошлом году в Ульяновске состоялось громкое открытие после ремонта детского сада №186, две группы в котором предназначены для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако мебель (стулья, кровати) и другая техника в них совершенно не приспособлены для малоподвижных ребят. Возникает вопрос: почему нас, родителей, не спросили, в каком оборудовании нуждаются дети с данными заболеваниями?», – выразила недоумение Екатерина Маркова, участница родительской организации «Солнце для всех».

«Складывается впечатление, что под прикрытием Года равных возможностей в области осваиваются огромные деньги, но при этом ситуация к лучшему не меняется. Мне, как и другим матерям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в обществе сегодня некомфортно. В детсадах и школах к нашим ребятам продолжают относиться предвзято. Прежде всего, это касается родителей здоровых детей, уверенных в том, что присутствие «проблемного» одноклассника негативно скажется на учебном процессе, что в большинстве случаев не соответствует действительности», – поделилась Светлана Карпова, одна из участвовавших в обсуждении мам.

В завершение члены Общественной палаты сформулировали ряд предложений. Зампредседателя Общественной палаты Татьяна Сергеева предлагает провести мониторинг общественных организаций, работающих с детьми-инвалидами. Главный врач ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» Сергей Панченко отметил, что в ульяновских кинотеатрах желательно организовать бесплатные просмотры фильмов, пропагандирующих толерантное отношение к инвалидам. Собравшиеся согласились с тем, что в деле воспитания толерантного отношения к инвалидам каждый может и должен начать с себя. Все конкретные предложения в ближайшее время станут основой для дальнейшей работы Общественной палаты.