12 марта в Законодательном Собрании состоялось рабочее совещание, на котором было рассмотрено обращение, поступившее от Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области. Провел совещание председатель комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи Игорь Тихонов.

Комитет обратился в Законодательное Собрание с просьбой расширить перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Как пояснила председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования Марина Батанова, в этих статьях Кодекса речь идет о грубых нарушениях условий лицензирования, которые могут повлиять на жизнь и здоровье детей. Поэтому в качестве наказания за них предусмотрен штраф от 100 до 150 тысяч рублей либо приостановление деятельности учреждения до 20 суток.

Законом “О перечне должностных лиц исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях”, который был принят в 2011 году, составлять протоколы по данным видам нарушений имеют право только пятеро из восемнадцати сотрудников комитета: его председатель, начальники отделов и еще один уполномоченный специалист. В случае, если нарушения были выявлены другими сотрудниками, правовых последствий для нарушителей не наступает. В связи с этим комитет по надзору обратился в Законодательное Собрание с просьбой расширить перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы.

Открывая обсуждение, Игорь Тихонов напомнил, что изначально правом составлять протоколы об административных правонарушениях планировалось наделить широкий круг специалистов надзорных органов. Однако по итогам работы над законом в 2011 году его разработчики согласились с доводами депутатов, что перечень лиц, уполномоченных создавать административные протоколы, необходимо сузить.

– Проблема применения контрольных функций существует как в Ульяновской области, так и в стране в целом. Наша позиция была связана с опасениями по поводу избыточности механизмов административного воздействия. Никто не говорит о том, что школы и детские сады не нужно контролировать, но необходимо учитывать и их интересы, поскольку любая проверка дезорганизует текущую работу, – отметил Игорь Тихонов.

Ростислав Эдварс обратил внимание, что помимо Комитета по надзору и контролю в сфере образования проверять учреждения образования также имеют право не менее десяти надзорных органов.

– Моя позиция не изменилась. У нас уже сейчас достаточно людей, которые уполномочены накладывать различного рода взыскания, и сегодня нет необходимости увеличивать их число, – заключил депутат.

– Мы сегодня говорим о том, кто вправе принять решение о привлечении к ответственности по самому максимальному варианту, вплоть до приостановки деятельности. Высокая квалификация сотрудников, способных применять крайние меры – необходимое условие для того, чтобы свести к минимуму непрофессионализм или субъективность. Человек должен понимать полную меру ответственности и социальные последствия своего решения. Я не уверен, что специалист-эксперт с опытом работы всего несколько лет может досконально разобраться в состоянии образовательного учреждения, – привел еще один аргумент Игорь Тихонов.

Кроме того, необходимо учитывать и обстоятельства, при которых было допущено нарушение: “Очень часто у нас к ответственности стараются привлечь руководителей образовательных учреждений, не принимая во внимание, достаточно ли ему выделяется средств на те или иные нужды. Либо штрафуют учреждения с нулевым бюджетом, изымая деньги, которые могли бы пойти на развитие”, – считает Ростислав Эдварс.

– Мы проверяем образовательные учреждения, в первую очередь, с точки зрения соблюдения прав детей. И если выдаются предписания или составляется протокол, значит, есть вопиющие нарушения в отношении обучающихся, – возразила Марина Батанова.

В качестве промежуточного решения было предложено проводить комплексную проверку учреждений по всем направлениям, формируя группу проверяющих таким образом, чтобы присутствовал хотя бы один начальник отдела с полномочиями составлять протоколы. Сейчас чаще всего выборочно проверяется одно из направлений: соблюдение условий лицензирование, исполнение требований законодательства и качество образования. Соответственно, оставшиеся два могут “выпасть”.

С предпочтительностью комплексных проверок согласилась и Наталья Семенова, заместитель министра образования региона.

По итогам совещания было решено вернуться к этому вопросу через десять дней, после того, как Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области будет представлен анализ правоприменительной практики, в частности, сколько раз накладывались взыскания по статье 19.20 и на каких основаниях, а также случаи, когда сужение перечня лиц, уполномоченных составлять протоколы, в случае выявления нарушения не позволило их применить.

– Возможно, этот список действительно стоит расширить, но насколько именно, мы можем решить, отталкиваясь от этих цифр и на основании объективного анализа, – резюмировал Игорь Тихонов.

Пресс-служба Законодательного Собрания Ульяновской области