Ульяновская область все любит делать первой в стране. А если не первой – то самое-самое. Иначе и браться не стоит. Так было с авиастроением, с сельским хозяйством, с культурными проектами. А еще Ульяновская область очень любит пускать пыль в глаза, чтобы потом можно было по-тихому замять это “самое-самое” начинание.
Думается, что по такой же, давно отработанной схеме, будет разворачиваться и ситуация с тарифами ЖКХ, которая в области стала уже не критической, а взрывоопасной. Резкое повышение сумм в платежках, которые получают жители области, а главное – непонятная и непрозрачная система начисления и откровенное игнорирование любых, даже самых официальных, распоряжений и приказов – все это привело к тому, что область опять “засветилась” на федеральном уровне. Причем, увы, совсем не в позитивном контексте.
Ситуация с ЖКХ в Ульяновской области, вероятно, не хуже, чем в большинстве других субъектов Федерации. Однако именно данный регион за последние полгода несколько раз фигурировал в качестве негативного примера решения коммунальных проблем. Так, 20 декабря на большой пресс-конференции Владимира Путина журналистка издания “Большой Черемшан” из Димитровграда задала вопрос о необоснованном росте в регионе тарифов ЖКХ. “Мы посмотрим, что происходит в Ульяновской области!” — сказал тогда президент.
Надо отдать должное областному губернатору – другой на его месте после такой фразы главы государства, да еще и сказанной в прямом эфире на всю страну, почувствовал бы себя неуютно. Но Сергей Морозов, нисколько не убоявшись федерального гнева, бодро заявил журналистам, что в регионе с тарифами, как и с прозрачностью их начисления, все прекрасно, рост составил к прошлому году всего 4%, и “все потребители с этим согласны”.
Губернатор не постеснялся даже поставить себе в заслугу анекдотическую ситуацию с увольнением профильного министра Ульяновской области, над которой вдоволь поиздевались СМИ. 8 октября за срыв отопительного сезона Сергей Морозов публично и очень эмоционально уволил министра ЖКХ Сергея Гигирева, а уже 9-го к обеду стало известно, что губернатор “передумал” и “по многочисленным просьбам общественности” решил “дать министру второй шанс”.
Между тем, в начале февраля ульяновцы стали получать январские платежки за жилье и обнаружили неприятный “подарок” — счета за теплоснабжение выросли в полтора-два раза. И это после решения суда, после распоряжений областных властей, после указаний министерства энергетики и ЖКХ области об отмене начислений за общедомовые нужды (в ведении которых, к слову сказать, Ульяновская область тоже была “впереди планеты всей”, не пожелав сразу воспользоваться отсрочкой, предоставляемой регионам, как, например, сделала Москва). То есть плата должна была увеличиться незначительно или вовсе остаться на прежнем уровне, но никак не подскочить в полтора раза.
А тут подоспело и совещание при президенте, на котором рост тарифов в отдельных регионах серьезно “удивил” Владимира Путина. Итогом стало несколько громких отставок и озвученные пределы повышения тарифов в течение года – не более 6%. Стоит ли говорить, что увеличение платежей за ЖКХ в Ульяновской области многократно превышало означенную цифру.
Но ульяновские власти снова не испугались, а пошли проверенным путем. 1 марта было заявлено, что регион “первым в России” начинает перерасчет платы за услуги ЖКХ. А несколькими днями позже нашлись и виноватые в том, что таковой перерасчет в принципе понадобился, несмотря на совершенно четкие указания “сверху”: областные власти обвинили во всем “отдельные компании”, которые “занимаются самодеятельностью”. Внезапно выяснилось, что муниципальные управляющие компании являются непрозрачными и не предоставляют населению информацию о системе начислений. Поэтому, заявил губернатор Морозов, необходимо усилить контроль и увеличить прозрачность, для чего активизировать антикоррупционную работу и ввести общественный контроль.
Пылевая завеса сработала бы, наверное, и в этот раз, но реальность внесла свои коррективы. Как следует из заявления советника губернатора по вопросам ЖКХ Вячеслава Яроша, скоро не останется тех, на кого можно спихнуть ответственность и назначить “крайними”: в районах области набирает ход ликвидация УК. Логика районных властей проста: нет управляющей компании — нет проблем. Ни с качеством услуг, ни с прозрачностью, ни с задолженностями поставщикам, ни с возмущенными жильцами. “Если до этого было очень много проблем с управлением, то сейчас и вовсе наступает хаос”, — сказал Вячеслав Ярош.
Не удовлетворилась в этот раз рассказами о принимаемых мерах и прокуратура: 4 марта к ответственности были привлечены министр экономики Ульяновской области Олег Асмус и еще 6 руководителей подразделений министерства, допустивших установление незаконных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг. Как выяснила прокуратура, установленные региональным министерством показатели системы ЖКХ экономически не были обоснованы и применялись с нарушением закона. По этим данным было проведено судебное рассмотрение, и прокуратура выиграла суд. Губернатор Морозов пообещал наказать нерадивых чиновников, которые посмели принять такие нормативы и тарифы, при этом самоустранившись от ситуации и выдвинув в качестве виновников уже министра экономики и его подчиненных. Их Морозов прилюдно пожурил, но увольнять на сей раз не стал.
Отстранять от должности нерадивых чиновников не входит в полномочия прокуратуры — надзорные органы могут лишь потребовать вынести нарушителям закона выговоры, что автоматически лишает их премии. Насколько действенно будет это наказание для ульяновских чиновников – большой вопрос. Известно, что на недавней коллегии Генпрокуратура заявила, что злоупотребления региональных органов власти в сфере ЖКХ будут караться максимально жестко, известно также, что эту позицию всецело поддержал президент.
Между тем, 6 марта ульяновский губернатор сообщил, что в регионе будет создано специальное подразделение полиции по профилактике, пресечению и раскрытию правонарушений в сфере ЖКХ. Перерасчета платежек ульяновцам теперь велено ждать до 20 марта — тогда же, видимо, заработает и “Калькулятор ЖКХ” на сайте областного министерства экономики, по техническим причинам остановленный с октября 2012 года. Именно там должны были доходчиво показывать всем желающим, как и за что они платят коммунальные платежи.
Так что ульяновцам остается лишь ждать, когда же наконец закончатся громкие заявления и дело дойдет до реальных шагов, потому что на данный момент ситуация лучше всего описывается строчками из открытого письма “председателю правительства РФ Медведеву Д.А. от жильцов дома №20 по улице Минаева г. Ульяновска”, поступившего в редакцию газеты “Симбирский курьер”:”На пресс-конференции В.В.Путин обещал разобраться с тарифами ЖКХ в Ульяновске и Ульяновской области, но, наоборот, цены подскочили в два-три раза. Нам, обычным людям, мизерные зарплаты и пенсии можно не получать, а сразу перечислять в УК, а самим отправляться на погост. Это что, целенаправленное истребление народа?”.
Антон Трегубов
А зачем
нужно, чтобы работал региональный “Калькулятор ЖКХ”, если с ценами, тарифами и нормативами в области бардак? Минэкономики его организовывал и сам не знает, по каким показателям считать. Прозрачности в областном ЖКХ никогда не было и вряд ли появится. Платежи за ЖКХ начали стремительно расти еще в сентябре 2012 г. В октябре они уже выросли на 30% и больше не останавливались, хоть объявляли что чего-то там приостановили и пересчитали. Одному снизили, двоим добавили, у нас такая арифметика.
А чего ждали ?
” …из открытого письма «председателю правительства РФ Медведеву Д.А. от жильцов дома №20 по улице Минаева г. Ульяновска», поступившего в редакцию газеты «Симбирский курьер»:»На пресс-конференции В.В.Путин обещал разобраться с тарифами ЖКХ в Ульяновске и Ульяновской области, но, наоборот, цены подскочили в два-три раза… ” – вот и разобрались. Поняли, что кроме воя граждане не способны ни на что. Вот если бы на улицы вышли, да не с пустыми руками…
STALKER
НУЖНО ЧТОБЫ КАЖДЫЙ, ПРИХОДЯ В КАССУ ЗНАЛ ЗА ЧТО ПЛАТИТ А НЕ ХОДИЛ КАК БАРАН ИЗ БУХГАЛТЕРИИ К ОКНУ С ДЕНЬГАМИ!!!!!!!!!