МИХАИЛ БЕЛЫЙ
Тысячи водителей лишаются прав за «вождение в пьяном виде» будучи трезвыми.
В прошлом году в России за езду в нетрезвом виде были лишены прав более 370 тыс. водителей. По оценкам экспертов, каждый пятый из них в действительности был трезвым и пострадал из-за погрешностей приборов, особенностей своего организма либо незнания законов. Юристы утверждают, что «пьяным» сделать можно любого водителя, а развернувшаяся на дорогах страны масштабная антиалкогольная кампания оборачивается усугублением без того процветающей коррупции. В Госдуме же готовится ко второму чтению законопроект о том, что пойманных пьяными водителей будут помимо лишения прав штрафовать на 200 тыс. рублей, хотя критерий состояния опьянения в российском законодательстве до сих пор отсутствует.

Согласно официальным данным ГИБДД России, в прошлом году инспекторы ДПС поймали 850,5 тыс. водителей, оказавшихся нетрезвыми либо отказавшихся проходить медицинское освидетельствование. Из них уже лишено прав на полтора-два года 371,7 тыс. водителей, по большинству остальных дел суды до сих пор продолжаются. За повторное управление автомобилем в состоянии опьянения попались 11,2 тыс. водителей, 9,2 тыс. лишились прав по суду уже на три года. В ГИБДД также утверждают, что число ДТП с участием нетрезвых водителей за минувший год выросло на 4,8% – до 12,8 тыс., а число погибших в них – на 4,4% – до 18,7 тыс.

Этой статистике доверять не стоит, утверждает в беседе с «НИ» первый зампредседателя думского комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков: «Примерно у 20% водителей приборы показывали содержание алкоголя менее 0,3 промилле. Таким образом, почти 200 тысяч водителей не находились в состоянии опьянения и могли быть наказаны несправедливо. Их признали пьяными, но это разные вещи. Сейчас под эту гребенку попадают и пьяные, и трезвые. Все сомнения трактуются не в пользу водителей».

Ряды «лишенцев» действительно пополняют трезвые водители, подтвердил «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Раньше водитель, проходивший медицинское освидетельствование, получал один из трех возможных вариантов заключения: состояние алкогольного опьянения установлено, состояние алкогольного опьянения не установлено либо факт употребления алкоголя установлен, но состояние алкогольного опьянения не выявлено. Это означало, что гражданин действительно выпивал, но никаких клинических признаков этого не наблюдалось, то есть у него было нормальное артериальное давление, пульс, внятная речь, твердая походка. Теперь же от этого критерия отказались. В итоге выявляется не состояние опьянения, а цифры. Вникнуть в ситуацию и разобраться, пьяный водитель или нет, никто не пытается».

При желании «пьяным» можно сделать почти любого автомобилиста, утверждает Виктор Травин. Он рекомендует водителям не поддаваться на провокации инспекторов, утверждающих, что водитель пьян, а требовать освидетельствования в медицинском учреждении: «Согласно установленному порядку процедура освидетельствования у врача проводится дважды, вторая попытка повторяется спустя 20 минут после первой. Это сделано для того, чтобы исключить ошибку. Может получиться так, что человек съел конфетку с ликером, и алкометр уловил алкогольные пары. Через 20 минут выдох человека будет безупречным».

Эксперты также советуют настороженно относиться к карманным алкотестерам, подышать в которые предлагают инспекторы ДПС. Как сообщил «НИ» на условиях анонимности один из сотрудников ГИБДД, «у каждого третьего инспектора в кармане имеется свой китайский алкометр, который можно настроить как душе угодно, и если дышать в него, то на 100% окажешься пьяным». Собеседник «НИ» рекомендует водителям не соглашаться на освидетельствование у сотрудников ДПС и требовать освидетельствования в медучреждении.

Некоторые трезвые водители становятся «пьяными» из-за своей правовой безграмотности и излишнего доверия к инспекторам ГИБДД. Так едва не произошло на днях с 26-летним инженером Алексеем из Ульяновска, который возвращался из Москвы и был остановлен на посту ГИБДД в Рязанской области. «У меня потребовали всевозможные документы, проверили аптечку и огнетушитель, после чего начали намекать на то, что я якобы употреблял накануне спиртные напитки», – рассказал «НИ» молодой человек. По его словам, подуть в алкометр инспектора убеждали его не меньше 20 минут, но мужчина был непреклонен: «Поеду только в больницу». После угрозы связаться с контрольно-профилактическим отделом ГИБДД Алексея отпустили.

Ужесточение ответственности для нетрезвых виновников аварии граждане поддерживают. По результатам недавнего опроса ВЦИОМ предложение приравнять управление авто в нетрезвом виде, приведшее к гибели человека, к умышленному убийству с наказанием от 7 до 15 лет поддержали 85% россиян. Специалисты подтверждают: алкоголь даже в малых дозах оказывает ощутимое влияние на состояние человека. «Зачастую не так принципиально, сколько выпил человек – стакан или бутылку водки. Даже после кружки пива скорость реакции снижается, и водитель не может определить, успеет ли обогнать машину или вовремя затормозить», – пояснил «НИ» руководитель Центра психологической помощи в экстренных ситуациях, доктор медицинских наук, профессор Михаил Виноградов.

Однако борьба с пьяными водителями не должна превращаться в кампанейщину, убеждены эксперты. Треть пойманных во время «антиалкогольных рейдов» автолюбителей были трезвы, заявил «НИ» лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев: «В их крови было обнаружено менее 0,3 промилле. По сути эти граждане не были пьяны. Однако в пылу борьбы с пьянством на дорогах решили «грести» всех подряд, без разбору». Сергей Канаев уверен, что необходимо вернуть существовавшую ранее разрешенную норму алкоголя 0,2 или 0,3 промилле: «Такая норма будет страховкой для граждан, которые, к примеру, употребляют лекарства, содержащие спирт». Г-н Канаев также уверен, что необходима градация наказаний в зависимости от степени опьянения автомобилиста, подобно тому, как это существует во многих странах мира.