«Город – это часть общества, а не что-то отдельное от него», – гласит надпись на урне в центре Лондона. Но вот в Ульяновске пока все совсем по-другому, и во многом потому, что сами жители относятся к городу потребительски, не желая вникать в то, что на самом деле происходит. Сейчас здесь все поставлено на кон потребления – ульяновцы отдают свое здоровье и годы жизни на то, чтобы покупать или заплатить по кредиту, чтобы еще больше потреблять. В угоду этому тренду город отдает потребленцам природу и городскую среду. Город не живет, а потребляет, превратившись в настоящий Потребленовск.
Когда общаешься с некоторыми жителями Ульяновска, то иногда возникает ощущение того, что говоришь с только что родившимся и еще не открывшим глаза котенком. И даже если он своими глазами видит реальные факты беспредела, он словно не хочет об этом ничего знать и надевает розовые очки. Вспоминается нашумевшая фотография акции «Лозунг-1977» группы «Коллективные действия»:
Получается эдакое «Я в домике».
Фактически, то, что сейчас происходит в Потребленовске, напоминает притчу, представленную Жаном Бодрийяром в его знаменитом «Обществе потребления»: «Меланезийские туземцы были очарованы пролетающими в небе самолетами. Но никогда эти предметы к ним не спускались. Белые сумели их заполучить, потому что они располагали в некоторых местах на земле сходными предметами, которые привлекали летающие самолеты. Поэтому туземцы стали делать подобие самолета из ветвей и лианы, выделили участки земли, которые они тщательно освещали ночью, и стали терпеливо ждать, когда настоящие самолеты там приземлятся…Ожидая чуда от потребления, такой охотник тоже приводит в действие предметы симулянты, характерные знаки счастья, и затем ждет…, что счастье придет само».
При этом подходе складывается впечатление, что купить можно все, а самим не нужно ничего менять, даже если это очень сильно мешает. «А почему я должен чистить двор? Я плачу налоги, пусть дворник чистит, нашли дурака – бесплатно работать». Такой город, где жителю наплевать на то, что происходит за порогом его квартиры, иначе как Потребленовском не назовешь.
Сейчас город находится в настоящей эйфории от бума потребления, которую Европа и Америка пережили десятилетия назад. В то время как во многих странах городскую среду освобождают под зеленые пространства, как, например, это сделали в Мюнхене, где была создана жилая зеленая зона прямо в центре города, у нас все отдано под власть машин. Кстати, к 2040 году в Мюнхене хотят перевести всю систему теплоснабжения на возобновляемые источники энергии, а к 2030-му – сократить выбросы углерода на 50%. Это живые города, где люди реально живут на улицах, а не просто ходят. Где дом продолжается и при выходе за дверь. У нас же до сих пор принято содержать в порядке только свой дом и выливать помои за дверь. Европейцы не боятся сидеть и отдыхать на асфальте, пусть даже он чуть загажен: настолько сильно это ощущение города как собственного дома.
Когда находишься в действительно живом городе, понимаешь, что продуман и удобен для передвижения каждый клочок пространства. Даже находясь поздно вечером в пригороде, ты знаешь, во сколько придет автобус. В Потребленовске транспортную инфраструктуру не могут наладить уже более десяти лет. А что касается живой среды, то периодически преображается лишь Венец, да и то при подготовке к очередному форуму. Вся так называемая культурная среда формируется исключительно вокруг точек потребления – крупных торговых центров.
В Потребленовске же места детских площадок и возможных аллей, парков занимают несанкционированные стоянки автомобилей, а предприятия ведут свою деятельность не только рядом с городом, но и в самом городе, в то время как многие страны стремятся вынести производство за город, а лучше в другие страны, например, в Россию. Как верно отметил Бодрийяр: «Происходит деградация коллективной среды обитания вследствие экономической деятельности: шум, загрязнение воздуха и воды, разрушение ландшафта, нанесение ущерба жилым районам вследствие строительства новых объектов (аэропортов, автодорог и т. д.)».
Самое страшное, что потребительство распространяется в городе и на личные отношения людей. Потребленцам выглядеть счастливым и беззаботным становится важнее, чем помочь своим землякам решить какую-то проблему. Наблюдая перепосты потребленцев в соцсетях, можно ужаснуться тому, сколько бредовых цитат и картинок перепощивают люди, и сколь ничтожно малы перепосты реальных просьб о помощи или совместного дела, даже от своих друзей, которых они знают лично. Стоит только вспомнить, что в одну из ночей на открытие очередного торгового центра в Потребленовске пришли несколько тысяч человек. А кто помнит, сколько ульяновцев протестовали против загрязнения природы, строительства атомного реактора? А наша многострадальная система оповещения сработала куда хуже рекламной кампании того самого торгового центра, ретвиты об открытии которого взорвали местные соцсети. Казалось бы, массовые коммуникации должны помогать горожанам собираться вместе и достигать целей, но на деле они лишь дают им еще один шанс самолюбоваться. «Массовые коммуникации дают нам не действительность, а головокружение от действительности», – рассказывает все тот же Бодрийяр.
Как у жителей настоящего Потребленовска у потребленцев должны быть все его обязательные атрибуты: машина, телефон известной всем марки и, конечно, ТВ-плазма. Без этих трех составляющих ты не можешь претендовать на счастье в Потребленовске. Эти три вещи являются мерилом успешного человека Потребленовска. Именно поэтому я однажды видела в салоне продаж мобильных телефонов парня в рваных кроссовках, который с видом, отсылающим продавца к его вилле на берегу океана, произнес: «Айфон у вас есть, что ль?». Конечно, он его купил. «…гаджет окажется истиной объекта в обществе потребления…», – рассуждал Бодрийяр. И именно поэтому Потребленовск наводнили «тазы» – часто именно они по-хамски ведут себя на дорогах. И именно поэтому на Новый год и другие праздники в Потребленовске можно часто встретить семьи, с чувством благоговения несущие ТВ-плазму себе домой.
Ульяновск – подлинный Потребленовск, ведь центром досуга его жителей являются фаст-фуд и торговые центры. Открытие очередного такого места представляется горожанам как достижение и признак культуры, его всегда посещают чиновники. Все это описывал около тридцати лет назад американский социолог Джордж Ритцер в своей работе «Макдональдизация общества»: «Открытие нового ресторана в маленьком городке – это важное общественное событие. Как сказал один старшеклассник из Мэриленда как раз на таком открытии: «В Дейл-сити никогда не случалось ничего настолько волнующего».
Верные жители Потребленовска проводят свои выходные в торговых центрах, таща туда детей, которые часами просиживают в игровых комнатах. Оно и понятно – городская среда не может предложить им более интересной и доступной альтернативы. Джордж Ритцер продолжает: «Один парнишка, который здесь [в молле] работает, рассказал, за что он любит молл… За то, что неважно, какая погода снаружи, здесь внутри всегда одинаково. Ему это нравится. Он не хочет знать, что там идет дождь — это его бы расстроило…нет ничего плохого в желании безопасности. Тем не менее, общество в целом передало заботу о безопасности коммерческим компаниям. Из-за того, что наши города часто небезопасны, люди ходят за покупками в торговые моллы. Из-за того, что игровые площадки тоже небезопасны (и очень малы по размерам), дети играют в коммерческих центрах развлечений. Проблема в том, что в результате люди тратят огромную часть своего досуга в коммерческих средах, которые заставляют их вести жизнь потребителей. Если бы общество обеспечило безопасные и привлекательные центры и для взрослых, и для детей, у нас не было бы нужды проводить столько времени нашей жизни в коммерциализированных местах».
Торговые центры дают стабильность и предсказуемость, в которых можно не замечать то, что на самом деле происходит в городе, но то, с чем придется столкнуться, когда ты выйдешь из раздвинувшихся перед тобой дверей. Еще Бодрийяр писал: «Мы живем, таким образом, под покровом знаков и в отказе от действительности. Чудесная безопасность: когда мы смотрим на образы мира, кто отличит это краткое вторжение действительности от глубокого удовольствия не быть в ней?».
Отказываясь от действительности, потребленовцы усаживаются за компьютер и ноют в интернете, полагая, что все уже решено за них, и ничего изменить нельзя. Словно подтверждая все это, Джордж Ритцер пишет: «В макдональдизированном обществе люди сами по себе редко ищут наилучшие способы для достижения цели; скорее, они полагаются на те, что были ранее открыты и уже институционализировались». Это значит, снова ждать, когда за тебя кто-то и что-то сделает.
Но как показывает практика, если хотя бы встать с дивана и сообща начать что-то делать, ситуация скоро меняется. Только не все на это отваживаются – надо ведь встать и выйти за дверь. В этом плане меня поразила одна пенсионерка, которая уже больше 10 лет спасает бездомных собак в Ульяновске. Это она спасает тех, кого жители Потребленовска оставляют на дачах и в деревнях, уезжая оттуда на зиму. Это она несколько раз меняла квартиры, так как соседи ее изводили с «ее собаками». Ее собаками? А кто их выкинул на улицу? Кто их оставил? Она не ждет ни от кого помощи, а просто берет и делает.
Остается только процитировать недавно увиденные слова директора Московского дома фотографии Ольги Свибловой: «Нельзя постоянно играть в маленьких и ждать, пока взрослые решат все проблемы…выжить может только то общество, которое понимает, что давать лучше, чем брать, что дарить приятнее, чем получать подарки».
Пока же город стоит отдельно, а ульяновцы – живут отдельно за закрытыми дверями своих квартир в однотипных многоэтажках. Главное – чтобы машину не угнали и телевизор показывал. Ведь там все хорошо.
Мы нашли видеоролик, иллюстрирующий такую позицию, – ролик можно было бы транслировать на главной площади нашего города. Видимо, это и есть наша региональная идентичность на сегодняшний день.
Галина Плотникова
Фото – Улград, ja-va.livejournal.com, www.artguide.ru. Видео – JokerSoul4ever.