Недавно в Москве по инициативе академика РАН Сергея Юрьевича Глазьева прошла встреча между ним и президентом Ульяновского “Горячев-фонда” Олегом Горячевым.
После встречи в Москве Олег Юрьевич дал интервью нашему изданию.
– Олег, как давно Вы знакомы с Глазьевым?
– Нас связывает уже давняя многолетняя личная дружба. Познакомились мы с ним еще в 1996 году, когда он шел на думские выборы по Ульяновской области от КПРФ. Я тогда был генеральным директором областного акционерного общества «Продовольствие» и по просьбе отца активно помогал Глазьеву. Следующий важный этап нашей совместной работы был связан с президентскими выборами 2004 года, когда Сергей Юрьевич тоже выдвинул свою кандидатуру на высший государственный пост в стране. Это было сложное и интересное время. Тогда Глазьев был уже в левой оппозиции к власти, а в Ульяновской области правила команда Шаманова, с которой активно боролись мы. Поэтому шамановцы всячески мешали предвыборной агитации, которую вел Сергей Юрьевич. Следили за ним и спецслужбы. Период был сложный. Нам приходилось работать фактически на полулегальном положении. Я скрытно привозил ночью Глазьева из Нижнего Новгорода на своей машине, на следующий день мы внезапно для властей организовывали его встречи с избирателями, чтобы их не успели сорвать, и я так же быстро увозил его ночью в Тольятти, передавая по эстафете другим его сторонникам. Такие совместно преодолеваемые трудности особенно сближают людей. Глазьев оценил нашу прямоту, честность и принципиальность, а мы – его поддержку. Эта дружба уже прошла испытание временем. Он собирается побывать в начале лета с частным визитом в Ульяновске и ознакомиться с экспозицией нашего музея.
– Меня удивило назначение оппозиционера Глазьева советником президента.
– То, что ныне Глазьев является одним из ближайших экономических советников Путина, говорит не о переориентации Сергея Юрьевича от жесткой оппозиции к сотрудничеству с президентом, а, скорее, о резкой смене курса главы государства. Сам Глазьев не изменился, в чем я еще раз убедился во время нашей последней встречи. Он по-прежнему сторонник социально ориентированной экономики с государственным регулированием, где монополии не наживают суперприбыли за счет обнищания собственного народа, а в первую очередь служат интересам народа. Его главные постулаты: 1) природные богатства и недра страны должны принадлежать всему народу, 2) энергоносители должны поставляться своим гражданам по минимальным, приближенным к себестоимости ценам, как это делается во многих странах, а основная прибыль должна зарабатываться только на продаже топлива и сырья за рубеж.
Недавно созданная по инициативе Сергея Юрьевича специальная комиссия ведущих экономистов Российской академии наук, академиком которой Глазьев является, подготовила и представила президенту специальный аналитический доклад с резкой критикой политики нынешнего российского правительства и предложением ее полного пересмотра. Упование на то, что рынок все сам отрегулирует, глубоко ошибочно. Подтверждение тому – очередная затяжная полоса экономических и финансовых кризисов, которую переживают сейчас все страны с капиталистической экономикой. Беда не в самих монополиях, в такой огромной стране, как наша, без них не обойтись, а в том что они не должны становиться бесконтрольным государством в государстве, а жестко управляться и регулироваться государством в интересах населения.
В стране грядут серьезные изменения политической структуры, экономической модели и методов управления. И они назрели. Если не начать изменения сверху, они произойдут снизу революционным путем. Президент уже понимает, что делать ставку только на «Единую Россию» и олигархов бесперспективно, поскольку в их число и к власти попали различными методами в том числе и не вполне достойные люди. Поэтому именно с подачи Кремля приняты законы, запрещающие, в частности, госчиновникам иметь недвижимость за границей и направленные, в конечном счете, на укрепление патриотизма. Поэтому Сергей Юрьевич считает очень своевременным шагом мое решение вернуться в политику и обещал посильную помощь с разработкой экономической программы нашего движения.
– А с чем была связана пауза Вашей политической работе?
– Прежде всего с личными проблемами – болезнью отца и матери. Я должен был быть с ними в их последние годы, помогать и поддерживать. Так что было не до политики. Теперь я считаю свой сыновний долг выполненным, и можно двигаться дальше.
– Сразу предвижу язвительные реплики некоторых Ваших противников, что Горячев-младший снова рвется к кормушке.
– К кормушке? Это глубокое заблуждение. Смею уверить этих людей, что я и сейчас живу обеспеченно и благополучно. И не за счет того, что якобы «наворовал» отец. В этом его никто никогда не упрекнет и не приведет ни одного факта. Созданный мною «Горячев-фонд» прекрасно работает, и его поддерживают очень многие люди, в том числе и крупные предприниматели, которые поняли, что они потеряли с уходом Фролыча. Я мог бы спокойно жить в должности президента фонда и никуда не лезть. Простите за прямоту и резкость, но к чему мне такой геморрой и головная боль, как политика? Не ради денег, а только из-за возможности больше сделать для того, чтобы жизнь моих земляков стала лучше.
Занимая разные важные государственные посты, в Таможенном союзе и позже, Сергей Юрьевич много раз предлагал мне переехать к нему в Москву, гарантируя престижную работу на федеральном уровне, но я всякий раз отказывался. Во-первых, я патриот Ульяновска и отсюда никогда и никуда не уеду, здесь и помру, как отец, не стыдясь смотреть в глаза землякам. Во-вторых, у меня есть не только внутренняя убежденность и желание продолжить дело отца по работе на благо ульяновцев, но и обязательства. Я расскажу вам то, о чем еще никогда и никому не говорил. Моя мама очень любила отца и пережила его всего на полгода, как это бывает у по-настоящему любящих друг друга людей. Она очень переживала, что он ушел из жизни так и не всеми до конца понятый. Что его так предательски и подло лишили возможности работать на благо ульяновцев. И, умирая у меня на руках, она взяла с меня слово, что я продолжу дело отца. Именно поэтому я возвращаюсь в политику.
– Вы пойдете осенью на выборы в Законодательное собрание области от какой-то конкретной политической партии?
– Мы конкретно ориентиры здесь еще не определили. Это уже не суть важно. Принципиально лишь то, что нам не по пути с нынешними единороссами, а левый лагерь многообразен и там есть с кем конструктивно сотрудничать. Уже полтора года на базе фонда действует дискуссионный клуб, собравший как сторонников, так и оппонентов политики Юрия Фроловича. Сформировалось ядро моих сподвижников, с которым уже можно идти на выборы с конкретной программой вывода области из кризиса.

Наша справка:
Сергей Юрьевич Глазьев родился 1 января 1961 года в городе Запорожье. Закончил МГУ и аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР. В 1986 году защитил кандидатскую, а в 1990 докторскую диссертацию. С 2008 года – академик Российской академии наук. В 1991 – 1993 годах – первый зам и министр внешнеэкономических связей РФ. В 1994 – 2007 годах – депутат Госдумы. В ноябре 2008 года назначен заместителем генерального секретаря Евразийского экономического сообщества, а 4 февраля 2009 года утвержден ответственным секретарем комиссии Таможенного союза. Автор более 150 научных работ. Советник президента РФ Путина по экономическим вопросам.
Записал С. Абрамов