Заработную плату учителям будут рассчитывать по-новому. Хорошо это или плохо? Мы попробовали в этом разобраться. А попутно решили узнать, чем вызваны изменения в расчетах.
Зачем?
Сейчас, наверное, всем известно, что фонд оплаты труда учреждения образования делится на базовую, стимулирующую и компенсационную части.
По словам начальника Управления образования города Ольги Мезиной, систему оплаты труда просто привели в соответствие с федеральными законодательными нормами.
– В ходе плановой проверки нормативных актов Ульяновской области представителями прокуратуры в августе 2012 года были выявлены нарушения статьи 129 Трудового кодекса РФ, в котором написано: должностной оклад – это фиксированный размер оплаты труда без учета компенсационных и стимулирующих выплат. После этого на региональном уровне был разработан новый документ об отраслевой оплате труда, а на его основе мы составили свой, действующий в Ульяновске, – пояснила Ольга Мезина.
Что изменилось?
Зарплата педагога по-прежнему состоит из тех же выплат. Однако оклад формируется из базового оклада (5823 рубля) и одного повышающего коэффициента, учитывающего сложность выполняемой работы. По уверению представителей Управления образования, субвенции из бюджета области не уменьшились ни на копейку.
– В новом положении формирование должностных окладов работников образования производится на основе базовых окладов с применением только одного повышающего коэффициента, учитывающего сложность выполняемой работы. Те коэффициенты, которые учитывают квалификационную подготовку и стаж педагогической работы, ранее формировавшие должностной оклад педагогического работника, теперь отнесены к стимулирующей части заработной платы, что существенно увеличило стимулирующий фонд учреждения, – подчеркнула министр образования региона Екатерина Уба.
– Заработная плата педагогов остается на прежнем уровне. Положительные аспекты новой оплаты труда я формулирую для себя так: размер зарплаты руководителя образовательного учреждения ставится в прямую зависимость от величины средней зарплаты по организации. Чем больше получают педагоги, тем выше ставка директора. Руководителю стало выгодно повышать зарплату педагогам, – заметила Ольга Мезина.
Достоинства и недостатки
Итак, педагоги получили возможность получать больше при более качественном и творческом подходе к выполнению своих трудовых обязанностей.
Недостатками новой системы расчетов можно назвать то, что вместо четырех повышающих коэффициентов остался один, следовательно, размер должностного оклада уменьшается, что ведет за собой уменьшение начислений за классное руководство и проверку тетрадей. Однако это кажущееся уменьшение компенсируется перенесением этих выплат в стимулирующую часть. Немаловажно учитывать, что руководитель, не заинтересованный в понижении зарплаты педагогов, за счет разбалловки критериев стимулирования работников способен все это компенсировать.
– Мы проверили выплату заработной платы по учреждениям образования. Мы внимательно следим за каждым учреждением образования, чтобы на их счетах не оставалось невыплаченных педагогам денег, ведь общий фонд заработной платы не уменьшился. В Управлении образования работает «горячая линия», принимающая вопросы педагогов. По каждому вопросу мы незамедлительно даем разъяснения, – подвела итог Ольга Мезина.
Мысли ив тему»
Отраслевая система оплаты труда – это не механизм повышения или понижения зарплаты, а новый, думается, более справедливый в некоторых аспектах расчет платы за фактическую работу, за ее качество.
Педагоги бывают разные. Кто-то работает ради получения зарплаты, не вкладывая душу в дело. Для таких хватает сорока пяти минут, чтобы он считал, что исполнил все от него требующееся. Другой получает удовольствие от работы, не ограничивается рамками урока: в перемены устраивает мини-викторины, вечером – внеклассные мероприятия и прочее.
Противники возразят, что у учителя и так мало времени на подготовку к основным занятиям, но, поверьте, когда предмет интересен самому педагогу, когда ему есть что сказать детям – урока мало. Так было всегда. Теперь это оплачивается исходя из качества проводимых мероприятий. Педагог получил «заказ на творчество» в профессии, он получил возможность зарабатывать новаторством, а не количеством отведенных часов. Конечно, те, кто хочет только формально вести уроки, проверять тетради и отсиживать классные часы, будут получать меньше, но ведь это справедливо, не так ли? Ведь качество подготовки урока не лежит в плоскости только урока как такового, ибо главная задача педагога – сделать процесс получения знаний интересным, привить «вкус» к чтению книг, к творческому осмыслению мира. Так видится в идеале. Что будет дальше – посмотрим. Пока причин для беспокойства нет.
Те же, у кого остались вопросы, могут обращаться на «горячие линии»:
– 27-08-66 – по разъяснению нового «Закона об образовании Ульяновской области» при Управлении образования города;
– (8422) 41-79-42 – по разъяснению нового «Закона об образовании Ульяновской области» при Министерстве образования региона.
Павел Сергеев