Евгений Супер
Уважаемые читатели! Вы, вероятно, уже забыли, как год назад интернет штормило и пучило по поводу открытия т.н. «базы НАТО в Ульяновске». Вы, наверное, забыли, как стращали нас оккупантами, самолётами с американскими атомными бомбами и вагонами с афганским героином на русской земле. Кто забыл – освежите воспоминания здесь, комментарии навсегда сохранили для истории градус накала общественного бурления. Реальность же такова, что спустя год транзит грузов НАТО через Ульяновск так и не был налажен. Почему так и что из этого следует, разберём ниже.

Наверняка сейчас тем читателям, которые яростно разжигали по поводу ульяновского транзита, стало чуточку стыдно и они готовы доказывать, что именно их блогерское возмущение и провалило идею. На самом деле это не так.

За минувший год через аэропорт «Восточный» в Ульяновске была проведена только одна пробная доставка грузов НАТО – и на этом всё закончилось. Никаких километров колючей проволоки, бетонных заборов и ухмыляющихся натовцев, тискающих доверчивых русских девушек в пивнушках. Вместо этого в апреле из аэропорта «Восточный» открываются прямые авиарейсы в Анталью, а также стартует пилотный проект региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе – тишь и гладь.

Причина тому банальна – группа компаний «Волга-Днепр» не смогла договориться с зарубежными партнёрами о стоимости своих услуг. Можно было бы подумать, что дело в чрезмерной жадности нашего перевозчика, но это не совсем так – интерес к ульяновскому транзиту потеряли сами натовцы.

Причиной тому стал, как мы и предполагали, Пакистан. Напомним, что через эту страну проходило до 70% тылового обеспечения группировки НАТО в Афганистане. Незадолго до начала разговоров об ульяновском транзите Пакистан закрыл транзит из-за трагического инцидента с обстрелом своего блок-поста американцами. Однако как только аэропорт «Восточный» стал рассматриваться в качестве реальной альтернативы, власти Пакистана завели привычную восточную игру «уговорите нас, и мы всё простим». Умасливание шло долго, но в конечном итоге транзит удалось восстановить, что резко снизило ценность ульяновского направления.

Казалось бы, на этом месте нужно с облегчением выдохнуть – нет ульяновского транзита и слава Богу! Не тут-то было. Транзита нет, но проблема осталась и обострилась. Все мы помним, что на следующий год (2014) запланирован вывод значительной части сил международной коалиции из Афганистана. Сокращение контингента там довольно активно идёт и сейчас, но именно в 2014 году транспортные потоки достигнут своего пика. Заметим, что это не только десятки тысяч военнослужащих, но и несметное количество оружия, техники и амуниции, которыми набивали Афганистан 12 лет. С этим объёмом один Пакистан не справится, а значит, дополнительные коридоры всё же нужны.

Пока что всё идёт к тому, что таким коридором станет Узбекистан. Он и сейчас пропускает через себя почти 100% грузов, идущих в Афганистан через Северную распределительную сеть (из Европы в Среднюю Азию через небо России), однако через него будет налажен и обратный транзит. Соответствующие соглашения уже заключены и, несомненно, будут исполнены. Причём по условиям соглашений, в качестве оплаты за транзит Узбекистан будет получать не только деньги, но и оружие, и технику коалиции, включая БПЛА. То есть такие вещи, которые на свои деньги Узбекистан никогда бы не купил и которые позволят резко усилить его военную мощь в регионе.

Для нас это плохо тем, что среди прочего увеличивается вероятность создания военной базы НАТО на территории Узбекистана (узбеки обслуживать новую технику не умеют, да и наблюдать за Афганистаном для американцев отсюда удобно). Учитывая давние территориальные и не только споры с Таджикистаном и Киргизией, прохладные отношения с Казахстаном и политику воинствующего национализма Каримова, – всё это более чем серьёзно. Напомним, что Узбекистан фактически покинул и противопоставил себя ОДКБ, и случись что, реагировать на его конфликты с соседями Россия будет вынуждена.

Помимо этого, сам г-н Каримов по объективным причинам вскоре прекратит руководство республикой, и ситуация в ней может повернуться как угодно. Получается, что, накачивая Узбекистан оружием, наши заокеанские партнёры подкладывают мину под всю Среднюю Азию, а значит и под Россию.

Недаром в Госдуме сейчас разрабатывается законопроект, позволяющий главе государства личным решением направлять отряды спецназначения в другие страны для решения локальных конфликтов (сейчас для этого необходимо одобрение Совета Федерации, что не позволяет реагировать оперативно).

В общем, получить контроль над транзитом американских грузов и удержать Среднюю Азию от милитаризации с помощью ульяновского аэропорта нам не удалось. Зато чрезмерно восприимчивые блогеры могут быть спокойны – натовские сапоги не потревожат их чуткий сон.