Виктория Чернышева
Первый в России социальный “ЕГЭ” провели в ульяновском детском доме “Соловьиная роща”. Главная цель проведения необычного экзамена – узнать, насколько готовы выпускники учреждения к выходу во взрослый мир. Задания для “ЕГЭ” разработали сотрудники ульяновского регионального благотворительного фонда “Дари добро”, совместно с экспертом Общественной палаты РФ Александром Гезаловым.

Испытание яичницей

Худенькая 11-классница Наташа приносит поднос, на котором стоит тарелка со щами, картошка с грибами и овощной салат. Пахнет аппетитно.

– Это постные блюда. Я вытянула билет с другим заданием, но так как я пощусь, мне разрешили приготовить обед по своему рецепту, – рассказывает девочка.

Шесть воспитанниц “Соловьиной рощи” демонстрируют результаты своего первого “экзамена”. Одной досталось сварить на завтрак молочную кашу и отварить яйца, другой – сделать макароны с курицей и салат. Из обычной картошки с сосисками третья девочка приготовила нарядное блюдо, которое не стыдно поставить и на праздничный стол. “Я люблю готовить, с детства смотрела, как мама это делает”, – говорит она. Педагоги оценивают – получилось вкусно.

– Вообще, обычно для нас готовят повара. А по воскресеньям мы это делаем сами. Наша квартира любит манты, печет пироги с капустой. Мальчишки тоже помогают – ставят и раскатывают тесто. Первое время готовили под руководством воспитателей, а теперь и сами справляемся, – улыбаются выпускницы.

То, что для обычного, “домашнего” ребенка – часть обычной жизни: сходить в магазин, сварить себе кашу или сделать яичницу, для воспитанников детдома – испытание. На определенную сумму им нужно было купить все необходимые продукты, проследить, чтобы они были свежими, а денег хватило. Девочки признаются: планирование бюджета – одна из главных сложностей, с которыми им совсем скоро придется столкнуться. Воспитателя, который подскажет, поможет, покажет, рядом больше не будет.

– Наши выпускники поступают в учебные заведения, которые предоставляют им общежитие, начинают жить самостоятельно. В месяц они получают примерно по шесть – семь тысяч рублей – это стипендия, пособие, различные выплаты. Соблазнов много: хочется сразу всего и много. Вот и бывает так, что в сентябре – октябре новоиспеченный студент покупает себе на всю сумму куртку, а потом понимает – а жить-то не на что, – говорит директор “Соловьиной рощи” Татьяна Агеева.

Ощущение дома

Проблема адаптации воспитанников детдомов к “большому” миру давно стоит остро. Закон не позволяет предоставлять им большой самостоятельности. В школу, поликлинику, на различные мероприятия дети должны ходить только с воспитателем. В теории они, может быть, и знают, что и как делать. Но на деле все зачастую получается совсем не так, как виделось. Тем более, что во многих детских домах, обласканных спонсорами и властью, условия в буквальном смысле, тепличные.

В “Соловьиной роще” воспитанники живут квартирами. В каждой – прихожая, по четыре спальни, гостиная, большая кухня, санузел. Есть вся необходимая техника – телевизор, DVD, микроволновка, чайник… Дети здесь разновозрастные; за каждой “семьей” закреплена мама-воспитатель. В том же здании можно заниматься спортом – в секции косики карате, цирковой студии.

Когда воспитанники выходят за стены детского дома, жизнь, бывает, меняется кардинально. Особенно у тех, кто поступил не в вуз, а в профучилище. 15-летний подросток зачастую просто не может постоять за себя. Он остается с проблемой один на один. Стипендия маленькая, знаний недостаточно, а отношение – уже как к взрослому.

– Хорошо, если педагог училища к ребенку проникнется – не жалостью, а пониманием. Все же многие из наших воспитанников жили у нас с рождения, либо поступили сюда малышами. И все эти годы за них все делали, они были под защитой. Научить детей приготовить еду “из ничего”, сохранить достойный вид, очень важно, – говорит директор “Соловьиной рощи”.

По инициативе фонда “Дари добро” в детдоме начинают готовить ребят ко взрослой жизни с седьмого класса. Старшие водят в садик младших, сами ходят в школу без сопровождения взрослых.

– Говорить, что это “можно”, неуместно – мы это просто делаем. Все на доверии: мы стали новаторами, ввели журналы движения детей. Куда бы они ни ходили, я ставлю свою роспись, несу ответственность. На свой страх и риск, – рассказывает Татьяна Агеева.

Самостоятельность начинается с мелочей. Когда детский дом только открывали, директору пришлось совершить небольшую “революцию”. Например, отказаться от “именных” чашек, полотенец, ведь в обычной жизни мы их не подписываем. Чтобы было полное ощущение дома, а не детдома.

– Но все равно для того, чтобы взять какую-то справку, сходить в поликлинику, нужно проявить самостоятельность. Бывает и так, что выпускник звонит мне поздно вечером – у меня температура, Татьяна Васильевна, помогите! Хотя мы им даже раздаем памятники, где указано, где находится их поликлиника, к кому обратиться, куда идти за юридической помощью, – поясняет директор детдома.

Правовые вопросы, при пока еще царствующей бюрократии, одни из самых больных. Представьте: ребенка заставляют искать справку о родителях, с которыми он не жил. Они неизвестно когда умерли, он их не знал, а ему не дают из-за этого документ. Его гоняют по инстанциям, он раз пойдет, два, а в третий – уже нет.

Твердая “пятерка”

Понятно, что в родном детском доме выпускника, если он обратится за помощью, поддержат всегда. Но каждый раз бегать к Татьяне Васильевне не получится. Нужно учиться жить, надеясь на себя. А потому социальный ЕГЭ необходим – в этом уверены и сотрудники детского дома, и сами воспитанники. Он показывает главное – на что обратить внимание в программе адаптации детей.

В планах фонда “Дари добро” – тиражировать социальный ЕГЭ в других детдомах.

– Сегодня девочки показали, как они умеют готовить еду, планировать бюджет, выбирать продукты. Правовая грамотность важна для любого человека, а для сирот это важно тем более – у них есть большое количество льгот и возможностей, о которых им важно знать. Наконец, они продемонстрировали, как поведут себя в бытовых ситуациях: что будут делать, если резко заболит живот, знают ли, какие лекарства нужно иметь в аптечке, как покупать билет на поезд, куда обратятся, если прорвет трубу, потечет кран… Время до выпуска еще есть, пробелы в знаниях, которые обнаружились в ходе ЕГЭ, надеюсь, успеем заполнить. И сам ребенок, возможно, по-иному взглянет на вещи, которые раньше недооценивал, – говорит директор фонда Виктория Ефремова.

По ее словам, в детях сегодня крепнут иждивенческие настроения – они чувствуют себя особенными, ведь к проблеме сиротства сегодня привлечено большое внимание. Не думают о будущем.

Еще один важный момент – по мнению Татьяны Агеевой, исходя из результатов социального ЕГЭ, можно было бы дифференцировать зарплату сотрудников детдомов – чем больше ребят выходит готовыми к реалиям взрослой жизни, тем выше должен быть заработок.

– Мы своей работой гордимся. Пока все наши девочки-выпускницы, ставшие мамами, живут с мужьями – гражданскими или официальными. Это значимый показатель. Для ребенка-сироты построить семью – это как слетать на Марс, – говорит директор “Соловьиной рощи”.

“Нужно чтобы ребенок-сирота знал не только как выглядит рыба, но и как выглядит удочка, благодаря которой у него всегда будет рыба”, – считает Александр Гезалов. В рамках социального ЕГЭ это твердая “пятерка”.

Справка “РГ”

Сегодня в детском доме “Соловьиная роща” воспитывается 60 детей. Шесть девочек в этом году выпускаются. По словам Татьяны Агеевой, из всего количества выпускников, “потерялись” трое – об их дальнейшей судьбе ничего не известно.

Директор “Соловьиной рощи”18 раз становилась “бабушкой”.

На данный момент в детских домах Ульяновской области воспитывается чуть более 900 детей.

Комментарий
Александр Гезалов, эксперт Общественной палаты РФ, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ, публицист, выпускник советского детского дома, автор книги “Соленое детство” (взято с его личного сайта):

– С тех пор, как был создан первый в СССР детский дом, понятиe “минимальный стандарт знаний для дальнейшей социализации” не было введено в обиход. Время было другое, отношение к проблеме адаптации сирот тоже. Считалось, что если ребенок умеет почистить картошку, он уже не пропадет.

Сейчас требования к выживанию в обществе гораздо выше. Государство, как это ни странно, не является основным заказчиком успешной адаптации сирот в будущем, главное – чтобы ребенок жил в детдоме комфортно. Заказчиком, по сути, является сам ребенок, но он об этом не знает.

Возможно, детскому дому необходимо и самому принимать креативные идеи относительно создания продуктов, помогающих в реализации программ подготовки сирот к самостоятельной жизни. Когда вместо очередной поездки за рубеж, на собрании попечительского совета директор предложил бы создать модель, где те же ресурсы спонсоров можно было бы использовать в работе с будущим сирот сейчас. Создать внутреннюю программу подготовки сирот к социальному ЕГЭ и данный документ (как дневник) мог бы зафиксировать все вложения, которые были произведены в сироту, на выходе из стен детского дома. Чтобы выпускник пролистал все то, что ему дали за этот период жизни, чтобы он мог это оценить, поднять в памяти те знания, которые давались ему в течение времени жизни в детском доме.

Да и сам коллектив детского дома, на основании последнего экзамена, мог бы понять, что еще не сделано для того, чтобы интеграция была более успешной. Взвесить все пройденное, учесть ошибки и недочеты и скорректировать свою образовательную и воспитательную работу. После чего появляется и методическая база, и проекты, и возможность привлечь новые ресурсы для создания новых программ подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни.