Чтобы утратить доверие президента, главе другого региона хватило бы десятой доли «художеств» Сергея Морозова. Или даже одной-единственной выходки — недавней презентации в Лондоне 20-миллионной премии имени художника Аркадия Пластова. Депутаты всех уровней теперь строчат возмущенные запросы об источнике финансирования. А жители Ульяновска грустно шутят, что ближе Лондона галереи с приличным туалетом не нашлось, имея в виду разруху в сортирах своего Художественного музея.

Один из последних российских губернаторов, избранных народом, Морозов за 8 с лишним лет своего царствования довел Ульяновскую область, что называется, «до ручки». Недавно там собрались закрывать 200 отделений связи, из-за чего глава Цильнинского района области Ханяфи Рамазанов чуть не подрался с правой рукой губернатора Светланой Опенышевой прямо на заседании правительства. Ситуация в ЖКХ – нарочно не придумаешь. 97% областных потребителей добросовестно платят за газ, но задолженность региона перед дочками «Газпрома» доросла почти до миллиарда рублей.

Управляющие компании и чиновники на местах без зазрения совести пускают газовые деньги налево. Гендиректор ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» Владимир Камеко 21 февраля предупредил, что «ситуация с расчетами организаций коммунального комплекса Ульяновской области требует принятия кардинальных мер со стороны органов исполнительной власти региона». Иначе говоря: не наведете порядок – отключим газ.

Простых людей в области давно уже не греют посулы Сергея Морозова сделать Ульяновск авиационной столицей России. По словам самого губернатора, в 300 км от бывшего Симбирска на его обещание «Завтра будем жить лучше! Будем производить самые лучшие в мире самолёты, скоро рванём!» народ отвечал: «Самолёты-то мы, господин губернатор редко видим. Ну, летают они в небе, а землю-то нашу будет на чём пахать? А животноводство будет развиваться? Молочко будет?»

Сегодня все, что связано с коровами, на родине Ильича – тема почти что запретная. В 2007-2009 годах «Росагролизинг» под руководством Елены Скрынник воспылал странной любовью к созданию передовых животноводческих хозяйств. Одну из образцово-показательных ферм, комплекс «Октябрьский», должны были воздвигнуть в Чердаклинском районе Ульяновской области. Потратили 3 миллиарда бюджетных рублей – и получили сараи, обтянутые полиэтиленом. В 2010 году буренки на этой ферме начали дохнуть вначале от мороза, а затем – от туберкулеза. А облправительство даже не потрудилось оборудовать приличные могильники, чтобы скрыть падеж скота.

О своих любимых самолетах Морозов любит рассказывать и крестьянам, и олигархам. Одному Богу известно, сколько ульяновский губернатор за 8 лет положил денег, чтобы «говорили Морозов – подразумевали отечественный авиапром». И наоборот. Говорят, запатентован даже брэнд «авиационная столица России». Бешеный PR загипнотизировал и авиапромышленников. Например, Андрей Туполев из ОАО «Туполев» год назад восхищался тем, как наращивается строительство самолетов ТУ-204 в Ульяновской области: «Успех программы во многом связан с активной поддержкой развития авиастроения в области губернатором Сергеем Морозовым».

Морозов на короткой ноге с гендиректором «Объединённой авиакорпорации» Михаилом Погосяном. Недавно обсуждал с ним загрузку ульяновского завода «Авиастар-СП». Новые самолеты перед их отправкой на испытания глава Ульяновской области инспектирует лично. В общем, плотно держит руку на пульсе авиапрома. Интересно посмотреть, как поведет себя Морозов сейчас, когда в отечественном авиапроме вот-вот грянет новый скандал.

«МК» подробно рассказывал о сенсационных результатах проверки Генпрокуратурой РФ выполнения госпрограммы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» (см. «Суперджет» из топора»). Теперь выясняется, что по следам прокуроров отправились инспекторы Контрольного управления Президента. Ульяновские журналисты уже выложили их отчет в интернете. Документ читается на одном дыхании, и выглядит приговором не одному только «Суперджету», а всему отечественному авиастроению, вместе с его федеральными и региональными кураторами.

В отчете говорится, что один самолет ТУ-204 СМ (призванный заменить ТУ-154, производимый ульяновским «Авиастаром-СП» и являющийся предметом особой гордости Морозова) стоит 55-60 млн долларов США без НДС. То есть на 15 млн долларов США выше рыночных цен на аналогичные новые самолеты Boeing (B-737-800, В-737-900ER) и Airbus (А-320-200, А-321-200), «что не позволит обеспечить запланированный объем продаж на внутреннем рынке» (12 самолетов в год в 2012-2021 годах).

Уступает зарубежным аналогам и авионика, производимая ульяновским предприятием «Концерн «Авиаприборостроение». В результате за последние три года удельный вес гражданской авионики в выручке концерна сократился на треть (с 21 до 14%). Сообщается в документе и резком ухудшении финансового положения предприятий, производящих гражданские самолеты. Причем самые крупные убытки в 2011 году – 2,5 млрд рублей – понес ульяновский «Авиастар-СП».

В Ульяновске отчет КУ вряд ли кого-то удивит. Об умении Сергея Морозова поддерживать перспективные разработки в авиации там хорошо известно. Все помнят, как губернатор направлял 2,7 млрд рублей на программу создания «летающих тарелок» – аэростатических термобаллистируемых летательных аппаратов (АТЛА). Только под красивой аббревиатурой оказались спрятаны разработки… московской профессуры конца 80-х годов.

Удивительно другое. Известно, что о положении дел в Ульяновской области неплохо осведомлен замглавы Администрации Президента РФ Вячеслав Володин. (От его родного Саратова до Ульяновска – рукой подать). Но даже Володин не решается одернуть новоявленного мецената-любителя из Поволжья.

Не секрет, что на Морозова давно точит зубы близкий к Владимиру Путину Сергей Чемезов, очищавший в 2000-е завод «АвтоВАЗ» от друзей нынешнего ульяновского губернатора из группы СОК. Когда в 2011-м году очередной СОКовец, бывший вице-президент группы Сергей Фанин, был назначен советником Морозова, люди Чемезова, что называется «сделали стойку». Но команды завершить зачистку так и не получили.

Прошлой осенью ходили упорные слухи, что руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов, обжегшийся на ГЛОНАССе, собирается зачистить российский авиапром от менеджеров с плохой кредитной историей. И только потом размещать на предприятиях многомиллиардные заказы. Некоторые чуть ли не своими глазами видели в списке Иванова фамилию «Морозов». А воз и ныне там.

Веселое начало 2013 года вновь зародило у противников Морозова надежды, что его все-таки «улетят». К Пластовской премии и отчету Контрольного управления Президента РФ добавился еще и патриотический скандал. Морозов вместе с Александром Прохановым решили поучить Владимира Путина любви к Родине — предложили Президенту устроить в 2022 году в Ульяновске пышные торжества по случаю 100-летия создания СССР.

Владимир Путин хранит молчание. А Морозов начиная с декабря твердит, что в самое ближайшее время будет встречаться с Президентом. Судя по всему, даже у таинственного покровителя ульяновского губернатора в Кремле не хватает аргументов, чтобы такую встречу организовать. Хоть Морозов и поднялся из «двоечников» в «хорошисты» в последнем рейтинге выживаемости губернаторов, реальное доверие к его персоне падает. Из кругов, близких к руководству «Единой России», доходят слухи, что Морозову не доверят 1-е место в партийном списке на осенних выборах в областной парламент.

Как знать – если его встреча с Путиным состоится, состоится, не будет ли она последним визитом Морозова в Кремль в статусе губернатора?

Петр Иваненко