Необычный театральный фестиваль предлагает провести в нашем городе ульяновский краевед и защитник симбирской старины Сергей Петров.
Главным героем фестиваля должен стать легендарный Емельян Пугачев, донской казак, предводитель крестьянской войны против крепостничества 1773-1774 годов.
Этот бунтовщик и самозванец, объявивший себя императором Петром III, был, как известно, в конце концов предан и выдан царским властям. 1 октября 1774 года его привезли в Симбирск. В железной клетке, закованный в кандалы, Пугачев надерзил встречавшему его графу Панину, на допросах под пытками не выдал своих товарищей, перед казнью уже в Москве не раскаялся в содеянном.
Народ слагал об этом герое легенды, а литераторы – повести, пьесы, поэмы.
Интересно, что история театра в Симбирске началась с Пугачева. 7 ноября 1774 года здесь была представлена публике комедия М.И. Веревкина «Точь-в-точь», первоначально называвшаяся «Емелька Пугачев». Автор написал свою пьесу по горячим следам. В качестве начальника походной канцелярии при графе Панине он был очевидцем событий пугачевщины и, скорее всего, сам видел плененного бунтаря в Симбирске.
Есть еще одно обстоятельство, которое связывает Пугачева с нашим театром. Когда-то на месте современного здания Ульяновского областного театра драмы стоял дом, в подвале которого и содержали бунтовщика. Подвал сохранился до наших дней, но почему-то до сих пор он не превращен в музей.
Сам Александр Пушкин не обошел своим вниманием это имя. Собирая материалы для «Истории Пугачевского бунта», он в сентябре 1833 года специально заезжал в наш город. Симбирск стал одним из мест действия в его повести «Капитанская дочка», а Емельян Пугачев – одним из главных действующих лиц.
Посвятил ему пьесу другой великий русский поэт Сергей Есенин. Его «Пугачева» в 1967 году поставил в Театре на Таганке Юрий Любимов. В этом, одном из самых знаменитых спектаклей культового театра, роль Хлопуши непревзойденно сыграл Владимир Высоцкий.
Кстати, в 90-е годы прошлого века мечтал создать свой спектакль о Пугачеве выдающийся ульяновский режиссер Юрий Копылов. Но не было в драмтеатре актера, который бы потянул столь героическую роль…
Образ крестьянского вождя не мог не вдохновлять художников. Самое первое изображение Емельяна Пугачева было сделано опять же в Симбирске. Тот же граф Панин приказал неизвестному художнику, скорее всего, крепостному, «приступить к созданию портрета самозванца» в оковах. Картина была написана маслом и предназначалась для императрицы Екатерины II и графа Григория Потемкина.
В советское время ульяновский скульптор Василий Шеломов по собственной инициативе создал проект памятника Пугачеву. Он сделал даже его гипсовую модель в натуральную величину. Предполагалась, что монумент займет место на лужайке вблизи главного входа в драматический театр. Но пока не было денег на бронзу, модель поставили в театральном фойе. Увидевший ее там первый секретарь обкома КПСС Анатолий Скочилов почему-то вдруг разгневался и велел немедленно убрать. Тогдашнее театральное начальство «упекло» монумент в подвал – тот самый, где томился в свое время реальный Пугачев. Где сейчас находится гипсовый «пленник», – неизвестно…
Невероятно, но совсем недавно личностью Пугачева заинтересовался новоиспеченный гражданин России французского происхождения Жерар Депардье. Он назвал его «крайне интересной исторической фигурой» в разговоре с министром культуры России, когда вместе обсуждали возможности создания сериала о русских героях.
В ноябре 2014 года исполнится 240 лет со дня постановки на сцене театра в Симбирске пьесы Веревкина «Емелька Пугачев». Так что Всероссийский театральный фестиваль, посвященный этому историческому персонажу, был бы весьма уместен. Есть и первая кандидатура для приглашения. Это Саратовский ТЮЗ, совсем недавно поставивший пушкинскую «Капитанскую дочку».