Вчера областная ГИБДД совершила ежегодную весеннюю ритуальную акцию с перекрытием дорог из-за их плохого состояния. В этом году движение ограничили по улицам 50-летия ВЛКСМ и Федерации. Формулировка стандартная – «в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий по причине неудовлетворительных дорожных условий и сохранения жизни и здоровья граждан». Столь же стандартна и ссылка на ГОСТ Р50597-93. Чем же всё закончилось?

Не столь давно мы писали про программу «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» на которую запланировано 24 миллиарда бюджетных денег. Результатом её должно стать то, что доля дорог регионального значения, не соответствующих нормативным требованиям, должна быть снижена до 50%, а дорог местного значения – до 70%.

Проще говоря, в случае идеального выполнения программы, к концу 2015 года ГОСТу будут соответствовать 30% местных дорог.

В настоящий момент по независимым оценкам одного из портала дорожных гражданских активистов доля дорог в Ульяновске, которые не соответствуют ГОСТу даже с натяжкой, составляет не менее 85%. Все эти дороги, по идее, опасны для «жизни и здоровья граждан» ввиду «неудовлетворительных дорожных условий» и их все можно смело закрывать.

ГИБДД, конечно же, на это не идёт, и никогда не пойдет. Все дело ограничивается демонстративными мерами. В прошлом году перекрывали Островского и Автозаводскую, в этом – 50-летия ВЛКСМ и Федерации. Дороги не лучше и не хуже большинства других аналогичных городских, но имеют удобные пути объезда. В итоге «и волки сыты, и овцы целы» – дорожникам отправляется предписание, обязательное к выполнению, в прокуратуру – письмо.

На предписание (по опыту предыдущих лет) дорожники реагируют оперативно, и уже через день движение снова открывается после экстренного «ремонта».

Это слово мы не зря взяли в кавычки. Вечером мы посетили тот самый участок на улице Федерации, который перекрывала вчера ГИБДД, и посмотрели на то, что осталось от «ремонта».

Осталось от него немного – мелкая щебенка, рассыпанная по асфальту. По-видимому, ямы засыпали так называемым «холодным асфальтом», но, как обычно, не доложили в него главного – нормального битума. В итоге дорога стала хуже, чем была – к ямам добавилась рассыпанная мелкая щебенка, которая летит прямо на фары и стекла. Но галочку все поставили – ГИБДД среагировала на дорожный беспредел, дорожники оперативно отреагировали и отчитались. Крайние, как всегда, водители.

Конечно, все всё понимают, но представим на минуту что бы было, если бы все действовали в полном соответствии с буквой закона. С наступлением весны ГИБДД перекрывает 85% городских дорог ввиду их опасности для дорожного движения, прокуратура возбуждает дела, дорожники доводят дороги не до состояния танкового полигона со щебенкой, а до состояния, требуемого ГОСТом… Конечно же, это утопия, но к ней надо стремиться.

По нашему мнению,  пользы от ритуальных перекрытий без реальной воли к ремонту дорог – ноль. Без изменения существующей системы, когда все участники схемы чувствуют свою безнаказанность, добиться чего-то невозможно. То, что делается, только вредит. От «ремонта» становится только хуже.

Ситуацию могла бы переломить воля жителей. Если бы каждый из случаев аварий из-за неудовлетворительных дорожных условий заканчивался иском к дорожникам, то отношение было бы совсем иное. Напомним, что по итогам прошлого года «неудовлетворительные дорожные условия» стали причиной четверти всех ДТП в области. По показателю роста числа таких аварий мы лидируем по всей России.

Водители вполне могут требовать и приведения дорог в достойное состояние. Если же дорога в явном виде не соответствует нормативам, то это прямая угроза праву на здоровье. Такие опасные объекты должны быть немедленно перекрыты. То есть, по-хорошему, надо перекрывать весь город сразу ввиду его опасности. Но нас в очередной раз кормят «подвижками». Сегодня прямо во время съемки такая «подвижка» на «отремонтированной» по предписанию ГИБДД улице Федерации прилетела прямо в лобовое…

Участок улицы Федерации, “отремонтированный” после предписания ГИБДД: