ДИАНА ЕВДОКИМОВА, ОЛЬГА ЛЕБЕДЕВА
«Тотальный диктант» написали 30 тысяч человек.
Акция «Тотальный диктант», прошедшая в субботу в 180 городах мира, в Ульяновске обернулась скандалом: губернатор Сергей Морозов заменил оригинальный текст писательницы Дины Рубиной текстом другого автора. Эксцентричное решение глава региона объяснил тем, что г-жа Рубина якобы использует мат в своих произведениях и не должна участвовать в акции за чистоту русского языка. В Москве же, как убедились «НИ», акцию омрачила только невероятная популярность: бланков и посадочных мест катастрофически не хватало, а кое-где текст писали, сидя на полу.

«Творчество писателя, активно использующего в своих произведениях ненормативную лексику, не соотносится с концепцией «Тотального диктанта», – заявил губернатор Ульяновской области в приветственном слове перед диктантом. В результате в ДК «Губернаторский», на основной площадке акции в Ульяновске, звучал текст о местном художнике Аркадии Пластове, написанный Василием Песковым.

У организаторов акции замена вызвала недоумение, рассказала «НИ» руководитель проекта «Тотальный диктант» Ольга Ребковец. По ее словам, губернатор проигнорировал один из главных принципов акции – единство текста, поэтому мероприятие, которое вчера прошло в ДК «Губернаторский», организаторы не будут считать «Тотальным диктантом». Причину замены текста собеседница «НИ» назвала «притянутой»: «Если опираться на эти критерии, нам придется в срочном порядке запретить для публичного прочтения тексты большей части авторов русской классической литературы», – отмечает г-жа Ребковец.

На остальных площадках Ульяновска был зачитан текст Дины Рубиной. И в нем, естественно, не было ни одного нецензурного слова. По традиции автор сама продиктовала текст на одной из площадок Новосибирска – родины акции.

В этом году «Тотальный диктант» написали более 30 тыс. человек в 181 городе и 35 странах мира. У диктанта есть свои принципы: он должен быть добровольным, бесплатным, доступным для всех желающих, анонимным (каждый сможет узнать только свой результат). Также существуют принципы единства времени, текста, порядка проведения и критериев проверки – они не должны меняться в разных регионах. Впервые диктант написали 11 марта 2004 года. Тогда в акции участвовали около 200 человек. С 2010 года популярность «Тотального диктанта» стала расти: в 2010 году на 17 площадках Новосибирска текст написали уже 2400 человек. Несколько известных людей тогда выступили в роли дикторов, а текст написал Борис Стругацкий. В 2011 свою грамотность проверили 4785 человек в 13 городах страны, а в 2012-м – более 15 тыс. человек в 89 городах и 11 странах. «Популярность диктанта означает, что грамотность сейчас востребована», – сказал «НИ» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. По словам г-на Сергеева, к подобным акциям необходимо привлекать чиновников – «безграмотных и невежественных». «Пока же руководство потребность людей в грамотности не замечает», – уверен эксперт.

В Москве «Тотальный диктант» прошел на 11 площадках. В акции поучаствовало около 4 тыс. человек. Тексты диктовали Леонид Ярмольник, Алексей Кортнев, Дмитрий Быков. Возможно, именно участие звезд обусловило острую нехватку мест на московских площадках акции: несмотря на предварительную регистрацию, бланки и посадочные места быстро заканчивались, а в Высшей школе социальных и экономических наук, где диктором был Леонид Ярмольник, некоторым пришлось писать на полу.

В этом году в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), где текст читал музыкант и лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев, побывала и корреспондент «НИ». Участников «Тотального диктанта» на входе встречали студенты в официальной форме. «На тотальный диктант пришли? – интересуется один из них. – Тогда проходите в аудиторию 202». Зал 202-й аудитории быстро перестает вмещать всех желающих, и некоторых ведут в соседнюю аудиторию. Организаторы снуют вокруг, ищут дополнительные бланки. Над головами то и дело поднимаются планшеты и фотоаппараты, чтобы запечатлеть известного музыканта, сидящего под большим щитом с рекламой спонсоров. Слева – два щита поменьше с правилами русского языка. Но пока диктант не начался, ими не очень интересуются.

На приветственных словах ректора МЭСИ Натальи Тихомировой зал постепенно затихает. Алексею Кортневу удается разбавить обстановку приветливым голосом и шутками: «В отличие от вас я уже ознакомился с текстом диктанта и счастлив, что я его не писать буду, а диктовать». Затем все смотрят официальный ролик от организаторов акции и видеообращение Дины Рубиной. Наконец диктант начинается.

«Нет такого прибора, – диктует Алексей Кортнев, – который мог бы определить явную пользу и столь же явное зло, что приносят нам великие изобретения». Затем он повторяет предложение, в котором перед словами «великие изобретения» оказывается слово «все». Люди удивленно поднимают глаза, начинают возмущаться. «Простите, пожалуйста, стало быть, я пропустил. Что ж, я думаю, не будет большой беды, если мы вставим слово «все», – оправдывается музыкант. «Далее, друзья, начинается прямая речь», – дает он подсказку. Зал вздыхает и снова шумит. Почти каждое продиктованное предложение сопровождается легким смехом и суматохой.

К середине текста возникает нехватка чистых листов. Алексею Кортневу приходится прерваться, чтобы организаторы обеспечили участников ограниченным числом бланком. «Лучшее, что дала мне жизнь, – это средство от… Это детство без Интернета», – быстро исправляется г-н Кортнев. Наконец продиктовано последнее слово, и народ начинает покидать аудиторию, отдавая исписанные бланки организаторам. Кто-то сдает сразу, а кто-то судорожно проверяет ошибки.

«Было очень много вопросов: где поставить запятую, двоеточие, вопрос, – делится впечатлениями с «НИ» студентка МЭСИ Анна Корженко. – Но в целом очень понравилось». Своими впечатлениями с корреспондентом «НИ» во время раздачи автографов поделился и Алексей Кортнев. «Это интересно, очень необычно. Я никогда в жизни ничего никому не диктовал. Я очень люблю русский язык и переживаю за то, что он так заметно упрощается в последнее время», – сказал нам музыкант.