Недавно мы писали о том, что в Ульяновске было подписано соглашение о строительстве отеля Mariott в районе моста через Свиягу на улице Минаева. Под строительство здания выделен участок внизу зеленой зоны, которую принято в последнее время называть парком. Вокруг борьбы за парк сразу развернулись нешуточные страсти. В защиту зеленых насаждений выступили общественники, градосовет также высказался против строительства отеля в намеченном месте по причине его несоответствия архитектурной среде. На другой чаше весов – инвестиции в полмиллиарда рублей. Казалось бы, суть конфликта понята. Но на самом деле все не так просто. Мы посетили место будущего строительства и выяснили некоторые подробности, позволяющие взглянуть на проблему несколько с иной стороны.
Площадка, которую выделили под строительство, действительно удобная – в наличие все магистральные коммуникации и подъездные пути, место ровное, до исторического центра города два шага. Одно но – площадка располагается в зеленой зоне.
Эту зону сейчас часто называют парком, это определение некоторое время назад подтверждалось и властью, когда её представители заявляли, что строительства в парке не допустят.
Сегодня мы поехали осмотреть площадку строительства. Найти её несложно – свободное ровное место на склоне всего одно. Ниже начинаются уже настоящие джунгли из кустарника. В них местные парни даже оборудовали себе классическое место досуга – стол.
Площадка сравнительно небольшая и ограничена с одной стороной магистралью газа, а с другой – теплотрассой. Деревья, помеченные к сносу, стоят уже помеченные краской. В основном это лиственные породы – небольшие березки, кустарники и клены. Ели высажены по краям участка. Никаких тропинок на месте строительства нет.
Это сразу смущает. Деревья ценных пород посажены только по краям. В центре же парка – самосев, клен и редкие березки. Почему парк выглядит так странно?
Ответ нашелся быстро. Зеленая зона с площадкой под строительство отеля – это вовсе не парк. И никогда им не был.
Разработку проекта реконструкции улицы Минаева начали ещё в 60-е годы. Архитектором проекта был Серафим Титов. Задача стояла так – полностью перестроить улицу, создающую силуэт города, к юбилею Ленина. В итоге на свет появился проект, который и был практически полностью воплощен в жизнь за небольшим исключением в виде участка между Свиягой и улицей 12 Сентября. Там планировалось построить павильон, «где гости смогут ознакомиться с экскурсионным маршрутом по создаваемому Ленинскому музею под открытым небом, купить сувениры, литературу» (цитата по книге «Ульяновск. Сегодня и завтра» 1968 года издания). По задумке автора, туда должны были прибывать экскурсионные автобусы. После посещения павильона задумывалось, что экскурсанты отправляются на пешую экскурсию по ленинским местам.
Ниже павильона никакой застройки не планировалось. Причина – трасса новой теплотрассы от ТЭЦ-1, которая подводилась к новой застройке центра города. Подразумевалось, что на месте нынешней зеленой зоны ниже храма будет располагаться распределительный узел теплоснабжения, а сама трасса будет проходить под землей. По неё и была выделена полоса вдоль улицы Минаева. После магистрального теплового узла шла разводка по новым жилым кварталам.
Увы, не все из проекта удалось воплотить в жизнь. Так, не была достроена «пионерская» многоэтажная гостиница напротив Дома Техники, дело не дошло и до экскурсионного павильона. В спешке перед юбилеем не успели закопать и теплотрассу, которую пустили поверху вдоль расчищенного от старой застройки пустыря.
Парк на его месте разбивали уже в 80-е годы, причем с расчетом на то, что рано или поздно теплотрасса будет перенесена на запланированное изначально место. Именно по этой причине полоса отвода под неё была оставлена без ценных пород деревьев. Естественно, что никакого официального статуса парка тогда насаждения не получили.
Теплотрасса так и не была закопана в землю в запланированном месте. Более того, даже после реконструкции она осталась в виде труб на бетонных блоках. Правда, при последней реконструкции вокруг магистральной теплотрассы были вырублены заросли кустарника. В том числе и на том месте, где по плану должен был быть расположен тепловой распределительный пункт.
Правда, на вменяемость зеленой зоны для нормальных прогулок эта вырубка повлияла мало. Проходимой так и осталась лишь асфальтированная дорожка. Остальная часть «парка» ниже храма так до сих пор и представляет из себя набор деревьев среди мусора.
Стоит отметить, что действительно ценных деревьев, помеченных к сносу при строительстве отеля (или, по официальным данным, к некоему «переносу»), немного. Мы насчитали 4 небольшие ели и 2 взрослые березы. Причина понятна – полоса с площадкой изначально не засаживалась как парк, а оставлялась зарезервированной под прокладку теплотрассы.
Получается, что строить на этом участке город может что хочет, при желании вообще не прислушиваясь к мнению общественности. Что, собственно говоря, и происходит. Мнение борцов за деревья, по сути, игнорируется, как и позиция градосовета относительно архитектурного облика улицы и панорамы центра города со стороны Свияги.
При этом оказывается, что у противников постройки отеля фактически нет реальных механизмов влияния на решение кроме выражения своего мнения с той или иной степенью качества аргументации.
Фактически, это в полной мере понимают и защитники «парка». Как мы писали вчера, сомнений в том, что Mariott будет построен так или иначе нет ни у кого. Слишком высокие ставки сделаны на проект и слишком большие инвестиции обещаны области. При этом законодательных рычагов у противников стройки практически нет. И именно это является главной проблемой, так как ситуация далеко не единичная. Вспомним скандалы с Винновской рощей, с зеленой зоной напротив Дома советов, с парком Прибрежный, со скверами Гончарова и Зубова, с зеленым забором в заволжском лесу и т.д. Практически во всех случаях мнение общественности не сыграло никакой реальной роли, ситуация не поменялась.
Причина этого проста – отсутствие законодательной базы, четко регламентирующей правила использования тех или иных общих пространств зеленых зон.
В своё время многие из них получили статус особо охраняемой территории. По идее, этот статус должен был послужить надежной защитой от любых посягательств на зеленые зоны.
Увы, но это оказалось не так. В конце прошлого года от главного эколога города мы узнали, что регламент использования ООПТ принят лишь на один парк – парк Юности. На остальные парки и зеленые зоны, являющиеся ООПТ, никаких документов, регламентирующих их использование, не имеется. Фактически, вполне законно особо охраняемые территории можно использовать как угодно, благо даже земля под ними в большинстве случаев имеет статус «общественная застройка» или «общее пользование», а не «земли парков».
Принятие регламентов, по словам экологов, лоббируется на уровне Городской Думы. Депутаты якобы не заинтересованы в принятии ограничивающих документов, которые во многом свяжут руки городу. Единственный существующий регламент на парк Юности был разработан и принят только после прямого вмешательства областной власти при строительстве развязки к новому мосту через Волгу.
Многие же зеленые зоны на деле вообще таковыми не являются. Типичный пример – площадка под отель. И таких «парков» в городе множество. Проблема стоит гораздо глобальней, чем вырубка пары елей – создание механизмов для защиты того, что мы привыкли считать общим пространством и зелеными зонами, но что фактически таковыми по документам не являются.