По мнению знаменитого актера, сейчас, как никогда, велик спрос на философские спектакли, требующие глубокого осмысления.
В подтверждение своих слов Андрей Соколов, на пару с блистательной Ириной Алферовой, представил на сцене ДК «Губернаторский» спектакль «За закрытой дверью», по произведению Жана-Поля Сартра. Многие, если не большинство ульяновских театралов, сомневались в успехе постановки – все-таки Сартр (основоположник философии экзистенциализма – Авт.), весьма специфичный автор, уловить его замысел бывает непросто. Тем приятнее было видеть полный зал и восторженную реакцию публики.
– Считаю, что думающий зритель в России, слава Богу, остался, – поделился впечатлением после спектакля Андрей Соколов. – Очень приятно видеть, как приходят на такие серьезные постановки. Немаловажно и то, что удалось наладить контакт с залом, это тоже повлияло на успех спектакля. Конечно, сейчас много легких развлекательных постановок, но они подобны фастфуду, и надолго в ре-пертуарах не задерживаются.
– Если уж продолжить разговор о современном искусстве, то как Вы относитесь к тому, что кое-кто настаивает, что можно и нужно произносить со сцены матерные слова?
– Мне довелось играть в антрепризе, где мат составлял едва ли не 90 процентов текста. Причем, играли мы его не только в России, но и за рубежом. Смысл был не в том, чтобы выругаться со сцены, – у спектакля и без того была просто бешеная энергетика. И все же делать мат художественной нормой, считаю, перебор. Разве что вставить словечко к месту, например, в разговоре. Гораздо большая глупость, что сейчас начали запрещать старые добрые мультфильмы, на которых мы росли.
– Каково было заменять Олега Янковского в одном из спектаклей театра «Ленком»?
– Заменить Олега Ивановича нельзя. Говорю это как человек, двадцать лет деливший с ним одну гримерку. Он, как и Александр Абдулов, – уникальные люди, они рождаются и живут по-особому. По сей день их столики в гримерных никем не заняты. И на них всегда стоят свежие цветы. Другое дело, что в «Ленкоме» всегда играла целая плеяда замечательных актеров. Так, сейчас мой сосед по гримерке – Александр Збруев, я восхищаюсь им.
– Не могу не вспомнить «Маленькую Веру», тем более, что недавно исполнилось двадцать пять лет со дня премьеры этого фильма. Думали ли Вы, что эта роль станет для вас знаковой?
– Надо же, уже четверть века прошло (смеется). Конечно, не думал, что даже спустя столько лет об этом фильме будут много говорить и писать, и он войдет в число ста картин, рекомендуемых для просмотра. Тогда для меня, студента первого курса театрального училища имени Щукина, любая возможность сняться в кино была мечтой. Когда прочитал сценарий, не нашел ничего необычного, даже после премьеры не мог понять, за что фильм так обсуждают. От съемок получил колоссальное удовольствие. Представляете – все студенты трудились на ремонте здания училища, а у меня были море, пальмы да белый пароход. Зато, когда посмотрел черновой вариант картины, испытал шок – там была особая шероховатость, которая придавала накал всему фильму. Впоследствии многое было вырезано, иначе картина наделала бы еще больше шума. Кстати, это был всего второй фильм в моей карьере.
– После «Маленькой Веры» за Вами закрепилась слава секс-символа. Говорят, даже поклонницы приезжали и жили у Вас.
– Да, был такой случай – я ответил на письмо девушки из Сибири, а потом – звонок в дверь, и она – на пороге с вещами. Ну, пожила некоторое время.
– Вашими партнерами по фильмам и спектаклям всегда были потрясающе красивые актрисы. Кто Вам больше всего запомнился?
– Выделить кого-то невозможно, они все были прекрасны, каждая запомнилась по-своему. Скажем, Олеся Судзиловская призналась, что ни один мужчина не бил ее в кадре так хладнокровно и цинично, как я в «Московском жиголо» (смеется).
– Многие артисты в сложные периоды искали себе подработку – занимались рекламой, другими коммерческими проектами. Вы, насколько я знаю, рискнули открыть нефтяной бизнес?
– Я быстро понял, что бизнес требует того, чтобы им заниматься постоянно, иначе можно легко все потерять. Хотя некоторым моим коллегам удается сочетать бизнес с актерством, и довольно успешно. Но я предпочел остаться в своей профессии. Окончил режиссерские курсы, сам ставлю спектакли. Проектов впереди много, думаю, еще не раз порадую своих ульяновских поклонников.
Даниил Старков