Насколько уникальным явлением для Ульяновска является региональное отделение Союза художников России, свидетельствуют две недавно открывшиеся выставки членов этой творческой организации.
Персональные экспозиции по случаю «круглых дат» в своей жизни представили живописец и график Николай Антонов – в Выставочной галерее Ульяновского Союза художников и скульптор Евгений Усерднов – в Музее современного изобразительного искусства им. А.А. Пластова. Первому из художников исполнилось 65 лет, второму – 60. Самое время подводить итоги творческого пути…
И Антонов, и Усерднов – представители советской школы изобразительного искусства, той эпохи, оценивать которую по достоинству для культуры страны мы начинаем только теперь. Это поколение относилось и продолжает относиться к своему делу как к высокой миссии. Романтики, они служат искусству не ради прибыли, они хотят достучаться до наших сердец и рассказать нам что-то важное о нас самих, о жизни, о ее смысле…
«Воображение происходящего»
Именно так назвал свою выставку Николай Антонов, создатель собственного художественного мира. Он видит действительность иначе, чем большинство из нас, и его вполне можно назвать ее преобразователем в искусстве.
Образы людей, животных, предметов художник трансформирует, стилизует в соответствии с замыслом, и часто образцом для него служит русская иконопись. Своеобразна у него и цветовая палитра. Он предпочитает приглушенные неяркие серые, зеленоватые, охристые, бордовые тона. Колористическая аскетичность и обобщенность изображения дают мастеру возможности для более пластичного выражения образов.
Из чего Антонов вырос как художник, можно понять по его картине, которую он поместил в центр экспозиции. На полотне с изображением его мастерской разместилась компания из Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога и Владимира Высоцкого. Из своеобразных «окон Времени» выглядывают лица апостолов Петра и Павла Эль Греко. И взлетают голуби – символы вдохновения, творческого полета художника…
Тематически выставку можно было бы назвать гимном женщине, ибо она – героиня большинства картин живописца.
Пышнотелые обнаженные красавицы полны жизни, эротичны, притягательны, выражают разные настроения, состояния души. Они целуются с любимыми, нянчат детей, смотрятся в зеркала, снимают с себя на время маски, предаются раздумьям, всласть спят, млеют в банном пару, подпирают коромыслом небесный свод…
Женская доля, впрочем, имеет для Антонова и трагические смыслы. Более глубоко тема осмыслена в образах крестьянок, женщин, переживших войну, гибель мужей и сыновей, и вынужденных каждый день заниматься тяжким физическим трудом. Лица пожилых женщин скорбны, а руки натружены, но все равно ладони продолжают тянуться к Земле-кормилице, чтобы как детей взлелеять каждый росточек.
Невозможно без волнения смотреть на «Весну 45-го»: плачет женщина, прижимая в печали и радости к щеке ветку майской березы…
Художник как-то особенно нежен в передаче этих образов, это что-то похожее на тоску сына по давно ушедшей матери…
На выставке немало философских работ, размышлений о реалиях сегодняшнего времени с маскарадом дешевых шутов и лжекоролей, прячущих свои личины за масками. Вариация на тему картины Ренато Гуттузо «Буги-вуги» рисует наш безумный мир, погрязший в культе удовольствий и погоне за деньгами.
Есть достижения у художника в жанре портрета, где он проявляет себя как психолог. Монументален и одновременно человечен у него Аркадий Пластов. Художник Аркадий Егуткин представлен в образе библейского мудреца. Легендарный солдат позапрошлого века Василий Кочетков похож на несгибаемого русского богатыря.
Коренной ульяновец, воспитанник городской детской художественной школы, выпускник Пензенского художественного училища, Николай Антонов находится на пике своего творчества. Он продолжает много работать. Я обратила внимание на необычность фактуры его полотен. Такое впечатление, что изображения у него появляются не на холсте, а на некой твердой поверхности. Живописец признался, что это потому, что он помногу раз переписывает работы, и в результате образуется толстый красочный слой.
Так непросто пробиваются, материализуются его фантазии, впечатления и размышления.
У скульптора Евгения Усерднова иная творческая индивидуальность. Однако с Николаем Антоновым у него немало общего. Он тоже родился в Ульяновске, закончил ту же городскую детскую художественную школу и то же Пензенское художественное училище.
Свою фамилию Усерднов оправдывает вполне: его резец не знает устали. Успевает и собственным творчеством заниматься, и учить детей скульптуре в родной художественной школе.
Излюбленный материал этого мастера -дерево, хотя есть произведения из гипса и камня. И все же дерево, с его красотой, теплотой, податливостью для Евгения Усерднова – превыше всего. Даже, кажется, что и сам он вырезан из этого материала – такой же светлый, добрый, благостный. Волшебник, умеющий творить чудеса, философ, размышляющий о природе.
Не случайно деревья становятся у него героями многих композиций, завораживая переплетением ветвей и частоколом стволов, превращаясь в сказочный лес.
Подобно художнику античности, Усерднов одухотворяет природу. И не поворачивается язык назвать просто деревьями эти живые существа с тесно прижавшимися стволами, взмывающими вверх ветвями и уходящими вниз корнями (композиция «Гармония»). Это Дерева, соединяющие Землю с Небом, это Атланты, на которых держится мир. Тот же лес у него населен дриадами. И женские торсы ассоциируются с древесными стволами.
Еще один важный для художника символ – ядро грецкого ореха. Его изображение повторяется в нескольких работах, превращаясь то в бабочку, то в птицу. Глядя на извилины и бугорки сердцевины ореха, понимаешь, что это человеческий мозг, тот природный аппарат, который делает нас более-менее разумными и, возможно, рано или поздно остановит наше безумное самоистребление и уничтожение окружающей среды.
Усерднов – мастер жанровых зарисовок, начиная с первой, дорогой ему композиции «Свадьба», помещенной в центр экспозиции. Она положила начало участию его произведений во всероссийских и всесоюзных выставках.
Его глаз художника умеет подметить, а рука запечатлеть стремительность велосипедной гонки спортсменов, неистовый танец радости оленевода, распаренную негу и красоту женских тел в бане, муки творчества живописца перед мольбертом с чистым холстом…
Он возносит на пьедестал Женщину. Она для него «лучшая половина» – по названию одной из работ. Воспевая ее красоту, мастер не забывает о главном женском предназначении – быть матерью. Фигура беременной («Вечность»), как бы пребывающей в невесомости, кажется, «звучит» торжественным органным хоралом.
Странно, что при любви наших властей к установке памятников, ни одна из работ Евгения Усерднова до сих пор не украсила Ульяновск. Между тем, созданный им бюст «Узник ГУЛАГа», как сказал на открытии выставки заслуженный художник России Борис Склярук, вполне достоин стать памятником жертвам репрессий, проект которого обсуждается в настоящее время.
Находит художник время и для шутки. Из мыла он вырезает миниатюры, и нельзя без улыбки смотреть, например, на кусок под названием «Бальное» с фигурками пухлых балеринок, застывших в «Танце маленьких лебедей».
Этого скульптора невозможно представить без его учеников: 38 лет преподает в городской детской художественной школе. На открытии выставки Евгений Усерднов не без гордости говорил, что многие его питомцы закончили художественные вузы, некоторые стали членами Союза художников России. Из ^ульяновских скульпторов это талантливый мастер Дмитрий Потапов.
Не перевелись еще романтики искусства…
Ирина Морозова