Введение школьной формы – абсолютно правильное решение, но останавливаться на этом не стоит. Необходимо восстанавливать полноценные общественные институты, работающие с детьми.
За последние две недели в очередной раз активизировалась дискуссия по вопросу школьной формы. Действительно, уже пора, как отметил Президент, поставить точку в этом вопросе, решив, что школьная форма должна быть. Губернатор определил конкретные сроки – 1 сентября. Большинство родителей и абсолютное большинство учителей поддерживают переход к единой форме.
Весьма ожидаемо активизировалась поборники “свободы”. При этом критикующие решение, традиционно, состоят из двух категорий – те, кого не устраивают любые идеи, исходящие от Путина, те, кто готов возмущаться любому решению Морозова, и те, кто относится к так называемым борцам за свободу личности. Ответить первым не то что нечего – просто бессмысленно, в конце концов, их не восприятие лидеров, которым люди прямым голосование неоднократно выражали поддержку, – их личное дело. В отношении поборников “свободы личности” уже как то публиковал свое мнение в посте http://ulros.livejournal.com/22313.html. Еще раз повторю основную мысль о том, что свобода – это не только право, но и еще понимание собственных обязательств. Так вот, к нашим обязательствам относится необходимость воспитать будущее поколение с определенным набором ценностей, с внутренним самоконтролем, со способностью мобилизоваться на решение вполне конкретных задач, в том числе образовательных. И разговор о школьной форме, как о способе нивелировать социальное неравенство среди учеников, должен быть второстепенным. Школьная форма – это необходимый атрибут образовательного процесса. Ученики в школе должны быть сосредоточены на образовании, школьная форма им в этом, несомненно, будет помогать. Пишу это, как учитель, который начинал преподавать в годы, которые сейчас принято называть “смутными девяностыми”. Отлично помню, как сложно было убедить парней своего класса, что необходимо ходить в школу в галстуке. Это был целый процесс, с которым оказалось возможно справится только нам троим, учителям – предметникам, мужчинам, и, конечно, родителям. Мы беседовали об этом на собраниях, перед уроком проверяли все ли галстук принесли, объяснили, как правильно вязать узел, пресекали попытки давить на наших учеников со стороны шпаны, для которых это тоже был своеобразный вызов. Через некоторое время все пришло в норму, мальчишки быстро сориентировались, что носить галстук с джинсами и рубашками навыпуск – моветон, и сами перешли на деловые костюмы, следом к деловому стилю перешли девушки. Процесс по цепочке потянул за собой массу воспитательных и образовательных моментов. Результаты этих ребят, которые сейчас многого в жизни добились, говорят о правильности наших педагогических действий. Кстати, это никак не отразилось на их креативности, свободном духе и тп, о чем так любят переживать некоторые авторы. Позднее, когда создался лицей, форма стала обязательна для всех учеников, еще в прошлом году в лицее пришли к неким универсальным вариантам. Не скрою, что единичные конфликты возникают до сих пор, но, в общем, введение однотипной формы вполне оправдано, замечательно, что государство, наконец, решило занять в этом вопросе твердую позицию. Это своего рода борьба за символы и порядок, который в образовательном учреждении должен быть. Но пока это только внешние, пусть и необходимые символы. Считаю, что пора возрождать и глубокие символы воспитательного процесса образовательных учреждений, я веду речь о пионерском движении. Естественно, в отличие от пионерии Советского Союза это не должно нести каких то партийных надстроек, но воспитательную, да и в определенной мере идеологическую функции – обязательно. Отказ от пионерии, из-за отмены руководящей роли КПСС в стране – это как раз тот случай, когда с водой ребенка выплеснули. Уверен, все согласятся, что любовь к родине, желание трудиться, уважение к старшим – все это не высокие слова, это конкретные ценности, которые необходимо прививать ребенку именно в школе. Наверное, в ответ могут прозвучать избитые аргументы о том, что при засилии чернушных программ на телевидении, сильном влиянии на школьников социальных сетей, справится одной школе очень сложно. Но именно поэтому необходимо возрождать единую детскую организацию, которая будет активным помощником педагогического коллектива с точки зрения воспитания. Несколько лет назад на федеральном уровне пытались возродить единую детскую организацию, как некое объединение различных форм существующих общественных организаций. На мой взгляд, именно поэтому и не получилось, нужна единая организация, которая будет жить и работать по одному графику, в которую будет возможность привлечь молодых, активных, креативных людей, способных говорить с детьми на их языке, общаться именно в их среде, в том числе и социальных сетях.
Здесь Ульяновская область могла бы в полной мере быть пилотным регионом, для этого имеется огромное количество предпосылок.
Самое главное, что это становится интересным и родителям, и школьникам. Это подтверждают постоянно растущие просмотры роликов на симкатовском молодежном портале, хотя еще год назад сам считал, что это может не найти аудиторию, оказалось люди уже приелись чернушными материалами и зрелищами. Сейчас необходимо возродить организационную способность общественных институтов на позитивное движение, и пионерия может стать одним из фундаментальных явлений в этом возрождении.