Самый молодой в Ульяновске директор школы – руководитель многопрофильного лицея №11 Владимир Обласов – стал победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2013» в категории «Молодые управленцы».
В 2010 году ему, 30-летнемуучи-телю географии из гимназии № 13, предложили возглавить лицей. Это случилось, кстати, после победы в областном конкурсе «Учитель года». Для школы № 11 заполучить Обласова к себе директором стало настоящей удачей. За два года учреждение заработало почти 5 млн. рублей в виде грантов и призов за участие в различных конкурсах и программах.
Лицей претерпел за это время значительные изменения в лучшую сторону. Все деньги от грантов в первую очередь пошли на обновление материальной базы и ремонт. Сейчас уже в каждом классе обязательно есть или плазменный телевизор, или проектор, или прочее современное оборудование, не говоря уже о ноутбуках, которые имеются теперь практически у каждого учителя. Везде заменили мебель. В свое время очень помог депутат Законодательного Собрания Анатолий Еленкин, который подарил школе комплекты мебели сразу для пяти классов.
Полностью обновился спортинвентарь. Кроме того, появился дополнительный малый спортзал для занятий ритмикой, соответственно, на работу был принят еще один педагог. Настоящая гордость лицея №11 – комната релаксации, в которую вложено порядка 950 тыс. рублей. Здесь квалифицированный психолог помогает и ученикам без нервных срывов готовиться к экзаменам, и с учителями работает по специальной программе. Медкабинет полностью отрем онтирован, даже подвели водопровод, которого там раньше не было. Косметический ремонт сделали в коридорах. Кухня модернизирована, заменено оборудование в столовой. В общем, инфраструктура учебного заведения за два года была практически полностью обновлена.
– Коллектив лицея к моему приходу уже был готов участвовать во всем новом, привносить инновации и развиваться, – говорит Владимир Обласов. – Достаточно сказать, что здесь работает Ирина Ломакина (ныне Рыбалка), победительница конкурса «Лучший учитель России 2005 года». И в целом половина педагогического коллектива – постоянные участники конкурсов, а это значит, что они не просто всегда находятся в отличном рабочем тонусе, но и не прекращают развиваться. Это очень важно! Если раньше говорили, что советская школа учит для жизни, то сейчас – российская школа учит в течение всей жизни. Современные технологии настолько стремительно меняются, что нам, учителям, приходится прикладывать значительные усилия, чтобы поддерживать высокую планку и быть впереди учеников. Хотя сейчас это не такая уж редкость, когда ученики учат нас, а не мы их. Потому что сейчас дети чуть ли ни с пеленок пользуются всеми этими современными электронными устройствами и разбираются в них иногда лучше взрослых.
– Отсутствие у вас опыта руководящей работы мешало или, наоборот, помогало без присущих «начальникам» штампов влиться в работу директора?
– Конечно, учитель и директор – это совершенно разные сферы деятельности. С одной стороны, вначале было сложно, так как я даже не представлял, с каким количеством бумаг мне придется столкнуться: огромное количество документов, я как учитель до этого даже не знал об их существовании. С другой стороны, я и смотрел на ситуацию не так, как директор со стажем, как-то легче, наверное, ведь груз предыдущего опыта никак не стеснял моих действий и не давил на меня. Зато по опыту учителя я знаю, как важно, чтобы на уроке все было под рукой. Поэтому первое, с чего я начал на новом посту, – стал создавать условия
для учителей, ведь именно они и являются той движущей силой и основой школы, на ком все держится.
– Очевидно, таким и должен быть современный управленец в школе, который знает, во что вкладывать деньги. Победить на всероссийском конкурсе было сложно?
– Помимо того, что в конкурсе участвовали 200 лучших педагогов со всей страны, сложность была еще и в том, что номинация «Молодые управленцы» появилась только в этом году. До меня эту награду не выигрывал еще никто. Было непонятно, как будет проходить конкурс, по каким критериям будет судить жюри и т.д. На финал в Москву прошли 12 руководителей из разных регионов. С 1 по 6 апреля прошли соревнования по трем этапам. На первом нужно было представить педагогический проект. Тему для проекта я долго не выбирал. Все-таки наш лицей носит имя заслуженного учителя России Владимира Мендельсона, талантливейшего учителя физкультуры. Поэтому я разработал проект под названием «Создание муниципального центра здоровье-созидания на базе школы». У нас в лицее практически все уже есть для такого центра, мы уделяем особое внимание как спорту, так и здоровью, причем, не только его сохранению, а созиданию – насаждению здорового образа жизни. Проведение соревнований, даже регионального уровня, у нас стало нормой. Каждую неделю проходит «Спортивная суббота» – команды учеников соревнуются с командами учителей. Не хватает разве что кабинета физиотерапии, но это в будущем, на это еще нужно искать деньги. Потом еще был доклад, публичное выступление, для которого я выбрал тему «Занижение статуса учителя». Говорил, кстати, о влиянии СМИ на создание негативного образа педагога. Ведь когда людям газеты и телевидение твердят, что их в школе пытаются надуть, потом очень трудно разговаривать с родителями. Мы с этим у себя в лицее боремся личным примером, на себе показываем, что российское образование далеко не такое плохое, как об этом рассказывают, и наши учителя развиваются и стремятся к лучшему.
– Ну, это было что-то вроде домашнего задания, а что стало настоящим испытанием на конкурсе?
– Об одном из этапов все конкурсанты узнали уже во время финала, стоя на сцене. Как раз в этом конкурсе я и набрал наибольшее количество баллов, что мне позволило победить. Нужно было, используя обязательный набор фраз, с ходу написать и выступить с речью от имени министра образования страны. Я сказал, что как министр, первое, что бы я сделал на своем посту, это подписал бы приказ о программе предоставления жилья молодым специалистам в школе. Пусть даже на правах социального найма – служебное жилье. Это очень нужно, причем, именно молодым специалистам. Кроме того, в своей речи от имени министра я сказал, что уйду сразу же, как только пойму, что не могу больше ничего сделать для учителей. Еще раз подчеркну, что именно учителя являются двигателем нашего образования.
Одна из особенных черт молодого управленца Владимира Обласова в том, что он не прячется в кабинете от своих учителей, детей и родителей. Регулярно, 3-4 раза в неделю, он встречает всех на пороге лицея, и не только для того, чтобы посмотреть, кто опаздывает на уроки. Любой может подойти, задать вопрос. Открытость в общении, контакт и взаимопонимание между педагогами и родителями учеников сегодня не в каждой школе встретишь, и это дорогого стоит.
Алексей Николаев