В Ульяновской области в скором(?) времени появится собственный телеканал с круглосуточным вещанием. Об этом 28 марта сообщила в своем блоге (почему-то) Тамара Дмитриева – заместитель председателя областного парламента и лидер ульяновских единороссов. Правда, ее энтузиазм в этом вопросе мало кто разделяет и на то есть веские причины.
Участие власти в создании телеканала, если не считать громких деклараций Дмитриевой, ограничилось пока лишь документальным переоформлением лакомого куска недвижимости в центре Ульяновска (первого этажа Дома учителя площадью 300 кв. метров) в собственность госкорпорации «Медиа73», чтобы она впоследствии разместила на базе этого помещения полноценный региональный телеканал. Какой именно – якобы должен решить конкурс с участием основных телекомпаний, уже имеющихся в регионе. И здесь первая загвоздка: ни для кого не секрет, что указанное помещение еще до его передачи в «Медиа73» занял телеканал с символичным для Ульяновска названием «Арсенал». Отсюда вопрос: для чего задумывается областное ТВ? Для того, чтобы оправдать присутствие «Арсенала» в Доме учителя? Второе: если «Арсенал» уже расположился в Доме учителя, то возникают подозрения в существовании негласных договоренностей о том, какая именно телекомпания выиграет конкурс на создание областного ТВ?
О конкурсе: его предварительные условия уже перечислил директор департамента массовых коммуникаций областного Правительства Владимир Лучников (см. материал журналиста «Коммерсанта» Сергея Титова): это наличие опыта работы, лицензии, видеоархивов, современного оборудования и возможность вести удалённые прямые трансляции. И это еще не полный перечень условий. Насколько мне известно, на сегодняшний день техническую возможность вести удалённые прямые трансляции из всех областных телеканалов имеет лишь ВГТРК, да и она этой возможностью почти никогда не пользуется. Де-факто удаленного прямого телевещания в Ульяновской области на сегодня нет (если конечно не принимать во внимание веб-трансляции культурных и общественно-политических мероприятий на Улпрессе). И когда оно появится – неизвестно.
Профессионалы рекламного рынка полагают, что априори невыгодный с коммерческой точки зрения проект областного ТВ может быть интересен телекомпаниям разве что с прицелом на попадание в первый мультиплекс – пакет из нескольких общедоступных цифровых каналов, который должен начать свое вещание в ближайшие пару лет и в который в обязательном порядке войдёт один региональный телеканал. Попадание в первый мультиплекс, со временем, за счет продажи рекламного времени, частично окупит вложения в нерентабельный в нынешних условиях областной телеканал (частично – но не полностью, а это значит, что долевое финансирование канала будет осуществляться за бюджетные деньги). И вот еще вопрос: какая из ульяновских телекомпаний сможет обеспечить обязательное для попадания в первый мультиплекс круглосуточное вещание? Собственного телепродукта у них – с гулькин нос: час эфира в сутки у «РЕН-ТВ Репортер», у ВГТРК – и того меньше. Кабельным «СТВ», «Первому Молодежному» и «Арсеналу» чуть проще, но и у них сегодня нет того количества контента, которое позволило бы осуществлять круглосуточное телевещание без повторов. Очевидно, что областному телевидению, если его будет делать одна из существующих телекомпаний, придется заполнять эфир старыми фильмами и низкопробными клипами и оно не сможет достойно конкурировать с федеральными каналами. Не говоря уже о том, что региональная власть, которая будет собственником половины гипотетического телеканала, не преминет воспользоваться им для продвижения в народ своих прожектов и мы получим еще одну «Народную газету», только теперь – в телевизоре и на несколько порядков дороже: содержание телеканала обходится ориентировочно в 20-30 миллионов рублей ежегодно.
Если уж региональная власть всерьез вознамерилась создать областное ТВ, то для начала было бы не лишним посоветоваться с профессионалами – людьми, которые изнутри знают региональную телевизионную кухню. Однако, насколько мне известно, ни Олег Самарцев, ни Владислав Советкин, ни Вячеслав Акрамовский, ни Галина Степаненко, ни Денис Филатов, ни кто-либо еще из телепрофессионалов для обсуждения властной инициативы не приглашались. И это снова наводит на мысль о том, что в кулуарах судьба областного ТВ уже решена, поэтому ни в каких консультациях чиновники не нуждаются.
И напоследок возьму на себя смелость усомниться в необходимости в современных условиях вкладывать огромные бюджетные средства в телевидение в традиционном понимании этого слова. Сегодня технологии развиваются гораздо быстрее, чем это представляют себе чиновники. Очень многие жители Ульяновской области пользуются спутниковыми тарелками и никакой мультиплекс им не нужен. На городскую аудиторию рассчитывать тем более не стоит – к перечисленному здесь добавляется еще и фактор распространения сети интернет. Интернет и «кабель» сегодня имеют гигантский потенциал прироста аудитории, тогда как мультиплекс (технология, устаревшая еще до внедрения уже сегодня) значительного увеличения количества телезрителей уже не даст. У новых форматов один недостаток: на них, в силу открытости, много сложнее отмывать бюджетные деньги. Таким образом, громкие заявления о создающемся в секретном режиме областном ТВ пока вызывают в лучшем случае только недоумение.
Виталий Ахмеров