“Авиастар СП” – крупнейший в России авиазавод, производящий самолеты Ил-76 (в нынешней модификации Ил-76 МД-90А), расположен в городе Ульяновске, который призвано называть “авиационной столицей страны”. До 2012 года предприятие выпускало и самолеты Ту-204, которые оказались невостребованными на отечественном авиационном рынке, ввиду конкуренции с зарубежными самолетами. Две последние буквы в названии предприятия “СП” – это не “совместное предприятие”, а “самолетное производство” – ульяновский авиазавод входит в “Объединенную авиастроительную корпорацию” России.
– Сергей Геннадьевич, а мы по-прежнему летаем на одном крыле? Или вообще без крыльев? В российском небе чаще встретишь “Боинги” и “Аэрбусы”. Отечественные “Ту”, “Илы” и “Аны” практически незаметны.
– Давайте говорить объективно. Экономическая ситуация подорвала потенциал отечественного авиастроения. Началось это еще с начала 90-х годов, после развала Советского Союза. Рухнула цельная система в авиационной промышленности, ряд заводов оказались уже в сопредельных государствах, таких как в Украине и Узбекистане. Финансирование авиапромышленности сошло на нет – в течении многих лет не было ни новых разработок, ни производства модифицированных самолетов. Старые модели начали устаревать и уже не годились к эксплуатации в силу выработки летного ресурса.
Потом еще несколько экономических кризисов приостановили развитие страны, в том числе и в области самолетостроения. Мы не производили новые самолеты около десяти лет. В результате рынок заполнили авиамашины иностранного производства. Многочисленным на ту пору авиакомпаниям выгоднее было закупать те же “Боинги”, пусть и устаревшего производства.
– А сейчас-то ситуация выровнялась? Зачем нам старое зарубежное хламье, когда отечественный авиапром способен производить свои современные самолеты?
– Мы производим высококачественные самолеты. И по многим параметрам они вполне конкурентноспособны с зарубежными аналогами. Да, мы проигрываем по некоторым показателям – в первую очередь по экономичности. Затраты на перелет у российских самолетов несколько выше иностранных. Но не в этом главная проблема.
– А в чем же? Крылья у российских самолетов другие?
– Аэродинамические качества и авионика российских лайнеров ничуть не хуже иностранных. Есть проблема с двигателями, но и она решаема, тем более, что сейчас появились новые образцы, которые удешевляют перелеты за счет своей экономичности. Претензий к новым отечественным авиационным двигателям нет. Мы проиграли на другом поле – обеспечении регламентных работ по обслуживанию своих самолетов. Тот же “Боинг” в любом крупном аэропорту России готов поставить сломавшуюся деталь в течении часа и произвести замену непосредственно в порту приписки воздушного лайнера. У нас сроки ремонтных работ выше и привязаны они к конкретным авиационным заводам. Для авиаперевозчиков выгоднее использовать самолеты, которые могут проходить техническое обслуживание непосредственно в аэропорту базирования.
– Именно по этой причине оказался не востребован Ту-204, который производился на ульяновском заводе?
– Технические дефекты любого самолета неизбежны. Но эта машина была высокого качества и претендовала на роль массового среднемагистрального самолета. Приостановка выпуска этой модели (Ту-204 перестали производить в 2012 году) была связана в первую очередь не из-за технических неполадок, а из-за экономических соображений – авиаперевозчики предпочли иностранные самолеты, для которых уже была создана база по техническому обеспечению.
– Что сейчас способен производить “Авиастар”?
– Крупнейшее в отрасли предприятие может поставить на поток выпуск любого типа самолетов. Сейчас у нас крупный контракт с Министерством обороны на производство военно-транспортных самолетов Ил-476. До 2018 года мы “поставим на крыло” 39 самолетов и выйдем на выпуск 18 самолетов в год. Помимо этого сейчас проводятся работы по ремонту и обновлению 6-ти самолетов “Руслан” – Ан-124 и предусмотрено строительство новых самолетов этой конструкции.
– Самолет – это груда железа, поднимающаяся в воздух по законам аэродинамики. Для многих непонятно как “это” взлетает. А есть ли какие-то “ноу-хау” в совершенствовании самолета?
– Чем легче самолет, тем он экономичнее. В обшивке легендарного По-2, “Кукурузника”, использовался брезент, потом фанера. Сейчас на смену алюминию приходят новые аэрокомпозитные материалы, которые обладают той же прочностью, но с значительно меньшим весом. Вспомните обычную бабочку – в ее крыльях есть перегородки, а само крыло тоньше пергамента. Новые отечественные технологии с использованием композитных материалов помогут существенно облегчить вес самолета. Технология проста – на каркас самолета не прикручиваются листы легкосплавного железа, а насыпется порошок, который при нагреве превращается в прочную монолитную поверхность. К слову, отечественные разработки значительно лучше иностранных и уже вызвали интерес у иностранных авиапроизводителей.
– Наша авиационная промышленность “полетит” или “улетит”?
– Конечно полетит! При всех минусах последних двух десятилетий сейчас наш авиапром находится на подъеме – на крыле. Это и правительственная программа по развитию авиационного производства, и координирующая деятельность Объединенной Авиастроительной корпорации, и создание авиационных технопарков. Мы вполне готовы составить конкурентность зарубежным производителям и поднять в небо России отечественные самолеты.
Виктор Сокирко
Летчик
Новые контракты вселяют надежду, хорошо, что наше крупнейшее предприятие востребовано.
просто проходил мимо
очередное балабольство, краснобаи. там куча не решонных проблем до которых всем пох. основные из которых кадры, бумажно-чиновничья волокита на самом предприятии, неифективное управление на местах и как ни странно воровство- когда деньги предназначеные на модернизацию используются не совсем эфективно. например на ремонты туалетов, закупу сувениров-что не надо..да нет надо просто несвоевременно как-то. первостепенно закупка оборудования…элементарно инструмента в цехах не хватат…как ручного так и фрез, и т.д. да модернизация идёт …правдо вяло закупаются новые станки. под них ремонтируются площадя…но по каким ценам? эфективность проверяется? происходит набор млолдёжи….политика молодёжная…молодёж бежит, для учеников в цехах нету работы, а если молодому специалисту что и перепадает то это мизер…они все сдельщики и повременьщики и детали которые стоят хорошие часы, как правило, достаются старым работникам. воообще про кадровую политику. она там не видётся на заводе в основной массе работают пенсионеры например одна крановая группа (слесаря) проходила в начале месяца мед осмотр по свозрасты на высоте работать уже никто не должен, но если их не допустиш кто будет работать. молодёж не держиться так как нет роста кругом седят пенсионеры- они их сами выживают вольно или не вольно. в бюро пропусков например сидит начальник-пенсионерка страшная истеричька с птушным образованием- учитель начальных классов. тётка с большим самомнением и верой что будет жить и работать до100 лет. выживае умных вновь принятых девочек…одну например довела до того что у неё на нервной почве были выкидыши один даже на 5 месяце…жаловаться вышестоящим-жаловалась что толку как пилила так и пилит и работает. в суд- не доказуемо.авиастар большая дыра в которой работают пенсионеры и неудачьники, вторая каста это приближонные и блатные, третья это те которым деваться некуда. какие самолёты о чём вы говорите. сделайте эфективным управленческий класс , выкиньте пенсионеров- омолодите завод. много просто не нужных сточек…люди на некоторых должностях знаю работают в лучшем случае по 3 часа в день. ну там всё не эфективно, всё наталкиваеться на припоны, на какуюто волокиту…чтобы чтото протолкнуть нужно согласовывать не одну неделю.
там всё плохо, полная ж….нету сейчас фанатов авиастроителей эсть только люди-временьщики зарабатывающие за счёт гос-ва, и уставшие от всего люди. кто там работал тот поймёт. раздражает просто вся показня про завод в эфире.
Аноним
Тоже удивляет вся эта показуха. В новостях говорят, что на Авиастаре рай земной, не забывая каждый раз упомянуть про заказ 39 самолётов. А в реальности всё печальнее, зарплаты низкие. Интересно, чем занимаются ученики, если работы нет, дворы метут что ли?
просто проходил мимо
*слово воровство-во второй сторке не верно, читать как халатность..
Уволившийся
Гадов типа этой старухи пропускницы там всегда хватало