МИХАИЛ БЕЛЫЙ
Затяжная зима увеличила доходы тех, кто наживается на бесконечном дорожном ремонте.
Управление ГИБДД Кемеровской области рекомендовало водителям проезжать лужи на минимальной скорости. Причина – большая вероятность того, что под водой могут находиться глубокие ямы, способные повредить автомобиль. Недавняя затяжная зима катастрофически сказалась на состоянии дорог на большей части территории страны. В одних регионах опасные участки закрывают для проезда, в других водителям разъясняют, на кого подавать в суд в случае поломки машины или совершения ДТП из-за плохого состояния дороги. Эксперты же утверждают, что в плохом качестве трасс виновата коррупция: в сфере дорожного строительства разворовывается до 70% средств против 40% при строительстве жилья и заводов.

Менеджер по продажам из Ульяновска Артем Сергеев работает на машине, проезжая в день по 200–300 километров. «Ульяновские дороги пора заносить в Книгу рекордов Гиннесса как самые худшие. За эту весну я уже порвал резину на одном колесе и дважды погнул диски», – пожаловался «НИ» г-н Сергеев. Он грозится после следующей поломки подать в суд на дорожников. В мэрии Ульяновска «НИ» сообщили, что нынешней весной подобных исков уже подано более сотни: «Граждане покупают современные машины, ремонт которых обходится очень дорого. Кто-то порвал шину, кто-то повредил диск, кому-то вылетевший из ямы камень оставил вмятину или «звездочку» на лобовом стекле».

Затянувшаяся зима катастрофически сказалась на дорогах в большинстве регионов страны. Перепады температур, снегопады и обработка противогололедными реагентами разрушили и без того часто непрочный асфальт. В Управлении ГИБДД Кемеровской области на днях официально рекомендовали водителям тормозить перед лужами не ради того, чтобы никого не обрызгать, а ввиду того, что под водой может скрываться яма. В других регионах для проезда закрывают наиболее пострадавшие участки трасс. А в Ульяновске, для того чтобы расширить проезжую часть, на центральных улицах города демонтировали бордюры. Однако канавы надлежащим образом не засыпали, и теперь туда регулярно попадают автомобили.

Плохое состояние российских дорог признано во всем мире. Так, согласно исследованию, подготовленному экспертами для прошедшего в январе Всемирного экономического форума в Давосе, российские дороги по качеству заняли 136-е место в мире. Лучшие дороги оказались во Франции, Объединенных Арабских Эмиратах и Сингапуре. В десятку лучших попали также Швейцария, Португалия, Австрия, Германия. Любопытно, что магистрали в Казахстане, Таджикистане, Азербайджане также превзошли по качеству российские.

Если бы исследование проводилось нынешней весной, место России оказалось бы еще ниже. Однако вину за плохие дороги нередко пытаются переложить на самих автомобилистов. «В моей практике недавно был совершенно абсурдный случай. Ехал молодой человек на своем автомобиле, угодил в выбоину, у него спустило колесо. На следующий день он поехал в ГИБДД – решил сообщить о яме и попросить ее устранить, чтоб другие люди не пострадали. Приехал, рассказал, как все произошло. В автоинспекции уточнили: дескать, вы попали в яму, у вас колесо спустило, верно? Значит, имело место ДТП, а вы не вызвали ДПС, а покинули место происшествия. Трудно поверить, но парня лишили водительских прав», – рассказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Наживаются же на плохих дорогах те, кто их строят. По расчетам экспертов Высшей школы экономики и Московского автодорожного института, при строительстве муниципальных и региональных дорог разворовывается до 70% выделенных на это средств. В жилищном и промышленном строительстве доля откатов, согласно экспертным оценкам, не превышает 40% стоимости.

Специалисты объясняют столь высокий «коррупционный налог» при строительстве дорог тем, что воровство здесь менее заметно: качественно и некачественно сделанные дороги выглядят первое время идентично и различаются только толщиной и числом слоев асфальтового покрытия, а также глубиной и прочностью основания из щебня, песка и бетона. Воровство же, когда большая часть средств оседает на счетах связанных с чиновниками посредников, вынуждает строителей экономить на материалах и рабочей силе. Отсюда и ужасное качество выполненных работ, когда отремонтированные осенью дороги разрушаются уже к весне.

Дорожные организации заинтересованы в том, чтобы асфальт быстрее разваливался, говорит «НИ» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Будет новый ремонт – будут и дополнительные средства. В такой ситуации, понятное дело, нет никакого резона выполнять работы качественно». Г-н Похмелкин также напомнил, что «за плохой ремонт еще никого не сняли, не пожурили, не посадили», а «любимая ссылка чиновников на тяжелый климат просто-напросто несостоятельна: в Финляндии, к примеру, очень суровые зимы, однако весной дороги так стремительно не разваливаются».

Из-за плохих дорог в нашей стране происходит до 90% аварий, полагает Виктор Похмелкин. По данным Генпрокуратуры, из-за плохих дорог в стране случается каждое пятое ДТП, а более 60% автотрасс регионального и местного значения не отвечают требованиям государственных стандартов, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции или ремонта. Из-за плачевной дорожной ситуации прокуратура Тульской области даже была вынуждена разработать памятку для автовладельцев, пострадавших в ДТП в результате повреждения дорожного покрытия, а также образец искового заявления в суд о возмещении ущерба. «Ответственность за вред, причиненный автомобилю в результате ДТП, происшедшего в связи с повреждением дорожного покрытия, лежит на организации, которая приняла на себя обязательства по содержанию дороги», – заявила в конце минувшей недели старший помощник прокурора Тульской области Любовь Кузнецова.

Г-жа Кузнецова рекомендует автовладельцам ссылаться на статью 1064 Гражданского кодекса РФ, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Виктор Похмелкин советует идти дальше и добиваться возбуждения уголовного дела по статье 263.1 УК РФ «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности». Даже если авария обошлась без пострадавших, виновному грозит штраф до 80 тыс. руб. и трехлетняя дисквалификация. Однако эта статья, по словам г-на Похмелкина, практически не применяется.

Неудовлетворительное состояние дорог признают и сами дорожники, однако они ссылаются на то, что дороги ремонтируются в нашей стране слишком редко. По словам заместителя руководителя Росавтодора Николая Быстрова, некоторые региональные трассы не видели ремонта чуть ли не с середины прошлого века: «В год мы ремонтируем чуть более 10% федеральных автодорог, то есть километр федеральных трасс ремонтируется в среднем раз в десять лет, а километр территориальных дорог – раз в 70 лет».