(Литературная газета, 10-16, 04. 2013) Ситуация, описанная в статье Е. Игнатовой «Плохие все, кто не похож на нас?», далеко не столь однозначна, как издалека её представляет уважаемая искусствовед. Не апологеты Кандинского ворчат в Ульяновске на якобы «устарелого» Пластова, не дремучие невежды, не знающие его имени. Напротив: люди, считающие Пластова идеалом художника вообще, недовольны тем, что именем великого мастера бряцают не ради подъёма культуры родного края, а ради пресловутого имиджа области. Отсутствие подобострастного восторга по поводу столь громкой и щедрой премии в среде рядовых работников культуры объясняется заметным расхождением между декларациями и реальным состоянием дел. И грустным осознанием факта, что в ходе громких акций, как всегда, будут финансово согреты прежде всего столичные гости и иже с ними; что немалые миллионы снова утекут из области в карманы людей, безусловно, достойных, но ничем, кроме своего мимолётного появления, ульяновскую культуру не обогативших. Так, из десяти миллионов, ушедших в виде премий в ходе прошлогоднего культурного форума, 97 процентов достались приезжим, в том числе даже директору Спрингфилдского музея в США. То же самое, лишь в более крупном масштабе, ожидается и в связи с премией Пластова. Е. Игнатова писала, что, не будь Ульяновска, «её следовало бы учредить иным институтам». Истинно золотые слова. Давно бы следовало – и на федеральном уровне! Будучи свидетелем зарождения этой идеи – переезда уже знаменитой пушкинианы из московской мастерской в Ульяновск, – я заполонил местные газеты призывами: «Приютим Пушкина!» (условием переезда было обещание постоянной экспозиции в будущем). Когда с этим же призывом был я в конце 2006 года у начальника областного департамента культуры Т.А. Ившиной, она ответила: «Я первая буду голосовать против – у меня на ремонты денег нет». Отозвался только ныне покойный директор заповедника «Ульяновск – родина Ленина» Александр Зубов, которому и была вручена при открытии выставки дарственная на все 220 экспонатов. И вот уже пять лет как бесценная пушкиниана томится в хранилище: от тематики заповедника она вроде бы далека, а министерство культуры вроде бы не знает о её наличии. На фоне громких самопоименований КУЛЬТУРНОЙ столицей такое безразличие не может не удивлять. В 2011 году распределили двухмиллионные куши между вовремя осведомлёнными (и, как правило, иногородними) участниками невнятно озвученного конкурса «Современная культура России на территории Ульяновской области» (так и хочется добавить: «…лежит под замком»), где среди прочих были и лазерные шоу, и городок из картонных домов. Моя статья «Дорогой картон и бесплатные сокровища» заканчивалась словами: «Этот вопрос (об экспозиции пушкинианы. – Л.Н.) должен войти в конкретные планы нашего министерства культуры. Грех пренебрегать таким сокровищем!» Лев НЕЦВЕТАЕВ, лауреат Золотой Пушкинской медали творческих союзов России, Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Полотнянко
Хвала, что есть у нас свобода.
Но что в ней толку, коль при ней
Оскорблена душа народа
В основе праведной своей.