Виктория Чернышева
В Ульяновске прошла вторая всероссийская ИТ-конференция “Стачка”. За год она выросла в два раза: на нынешнюю конференцию приехали около трех тысяч участников (в 2012-ом было полторы тысячи) и около ста докладчиков со всей России (против 70 прошлогодних). В числе спикеров был Алексей Раменский – руководитель самого крупного русскоязычного аналитического агентства “Тэглайн”, исследующего рынок веб-продакшна, digital-маркетинга и сопутствующих услуг, и ежегодно формирующего ТОП-100 веб-студий России.

На “Стачке” Алексей представил свежий рейтинг персон российского рынка веб-разработки и digital. Из 33-х представленных имен семеро присутствовали на ульяновской конференции. По мнению Раменского, для мероприятия, которое проводится во второй раз, это очень неплохо. Корреспондент “РГ” задал руководителю “Тэглайна” несколько вопросов.

Алексей, какова вероятность попадания в ваш рейтинг регионалов?

Алексей Раменский: В любые наши рейтинги, в принципе, попадание регионалов возможно. Артемий Лебедев 15 лет назад сказал про этот рынок, что не бывает московских и немосковских, федеральных и не федеральных компаний. Есть компании, которые мыслят по-разному. Да, если ты сидишь в Хабаровске, а клиент у тебя в Москве, он может нервничать, что у тебя нет фронт-офиса. Но заказов, клиентов на этом рынке гораздо больше, чем компаний, которые могут их взять.

Региональные студии отличаются чуть более низким качеством менеджмента, чаще всего, чуть более низким качеством работы, хоть и бывают исключения. Но при этом, чаще всего, значительно более низкими ценами. В сотне “Тэглайна” есть 30-40 региональных студий, есть они и в рейтинге digital-агентств: думаю, это, не менее трети игроков. И из Ульяновска в топ-100 есть два человека.

Во время своего выступления вы заявили, что будете делать региональные рейтинги, в частности, Сибири. А что насчет рынка Поволжья?

Алексей Раменский: Я не вижу Поволжского региона как чего-то целостного. Есть отдельные города, которые не очень часто друг к другу ездят на мероприятия. И есть не очень большая ротация клиентов между регионами. Поэтому мы не хотим пока делать такой рейтинг – это просто смешать совершенно разные компании по какому-то непонятному признаку.

Достаточно неплохой рынок в плане веб-разработки и интернет-продвижения сегодня в Самаре. В Ульяновске он, конечно, отстает, но здесь гораздо выше скорость роста. Вполне возможно, что по уровню известности он, может быть, в следующем году обойдет самарский. По уровню же денег и заказов мне пока сложно судить – в Самаре интернет-рынку гораздо больше лет, есть школа, которой в Ульяновске пока еще нет. Две-три компании – это еще не школа. Но, думаю, она появится. У вас все идет очень правильно, главное не растерять этот задор. Чтобы компании, которые здесь работают, не ссорились, и на какое-то время притворились, что любят друг друга ради общего дела.

Возможен ли отток ИТ-специалистов из столицы в регионы в ближайшие годы?

Алексей Раменский: Не думаю, что речь может идти о каком-то оттоке. Но думаю, что вполне реально оградить Ульяновск от оттока людей в Москву. Это первый город в России, в котором я увидел, что что-то специально делается для борьбы с этим явлением. Я общался с губернатором, другими представителями власти, предпринимателями, бизнесменами. Многое делается для того, чтобы людям было комфортно – создается инфраструктура, проводятся учебные курсы, повышается качество образования в вузах. У ульяновцев нет чувства бесперспективности, которое возникает во многих других городах. Например, Новосибирск славен тем, что там серьезная техническая школа, но у людей нет платформы для того, чтобы они могли дальше работать. Город молодой, не очень обустроенный, есть много проблем по сравнению с Москвой, где люди с подобным потенциалом могут получить большой рост. В Ульяновске же, несмотря на то, что он гораздо ближе к столице, такого массового оттока не наблюдается. Я, как человек, который знает кадровую ситуацию в большинстве крупных порталах, агентствах в Москве, могу сказать, что Ульяновск не не входит в десятку городов-доноров. На первых местах Екатеринбург, Новосибирск.

Еще один момент – сюда начнут приезжать люди, которые будут открывать региональные представительства. Это не станет массовым явлением, но все равно, несколько десятков человек, у которых все было нормально в Москве, и они решили переехать в более спокойный город, будут, исходя из задач своей компании, не вывозить отсюда людей, а формировать инфраструктуру, создавать рабочие места. Это плохо тем, что греет экономику другого региона – не Ульяновска, а Москвы. Но, по крайней мере, это первый шаг. Надо начинать с прекращения оттока рабочей силы.

Второй большой этап – сделать так, чтобы продукт был местным. Сейчас он продается в Москву, где есть бренд, компания, которая на себя берет всю славу и организует продажи. Когда в Ульяновске начнут появляться собственные продукты, которые начнут продюсироваться, издаваться здесь, это повлияет на маркетинг территории. Компании ITECH.group, Скрипт, MST-групп говорят, что они из Ульяновска, не стыдятся этого. Наоборот, пытаются упоминать свой город. Это влияет на движение людей в Ульяновск из соседних регионов, их желание остаться здесь, имидж профессии. Когда молодые люди выбирают, куда им пойти, такая активность не может быть незамеченной.

Как вам эксперимент по проведения ИТ-конференции в мемориальном центре Ленина?

Алексей Раменский: Я уже лет 12 езжу по стране как посетитель и как докладчик, организатор разных конференций, и ко всему привык. Раньше конференции делались на международные гранты, максимальное количество денег тратилось на привоз крутых докладчиков из Москвы. Так что 10 лет назад совершенно спокойно можно было увидеть конференцию в разных учреждениях – мэрии, библиотеках, в которых чувствуешь себя как в 60-х.

Много лет крупнейший Российский интернет-форум проходил в пансионате “Лесные дали”, который абсолютно ничем не отличается от этого места. Там такие же стены, мебель, ковры, и для людей это особый шарм, ностальгия. Так что москвичам эти интерьеры привычны.